Вторая речь Вилдада — Иов 18 глава
Речь Вилдада состоит из обращения к Иову (Иов 18:2-4) и пространного описания судьбы нечестивых. Эта судьба — ужасы, болезнь, исчезновение потомков — очень похожа на то, что случилось с Иовом. Но все же Вилдад пока еще ни в чем не обвиняет его напрямую.
И отвечал Вилдад Савхеянин и сказал:
2 когда же положите вы конец таким речам? обдумайте, и потом будем говорить.
3 Зачем считаться нам за животных?
4 О ты, раздирающий душу твою в гневе твоем! Неужели для тебя опустеть земле, и скале сдвинуться с места своего? (Иов 18:1-4)
Это вступление не просто для понимания. Трудно понять, к кому обращается Вилдад. В World Biblical Commentary предлагается 11 вариантов! Так что все не просто.
Проще всего допустить, что во втором тексте он обращается либо к Елифазу и Софару, либо к Елифазу, Софару и Иову. Явно не к кому-то одному.
4 текст — скорее всего обращен к Иову.
Таким образом, самый сложный текст — третий. Кто имеется в виду, когда Вилдад говорит «мы»? себя с Елифазом и Софаром? Или Иов тоже сюда входит? Кто имеется в виду, когда Вилдад говорит «быть униженными в собственных глазах ваших»? В глазах Иова? Нет, здесь множественное число? Глазах самих себя? Нет, тогда было бы сказано «наших». Здесь Вилдад не имеет в виду ни Иова, ни свою группу.
В глазах Вилдада правота Иова означала бы крушение мирового порядка (Иов 18:4). На самом деле, это его главная забота — сохранить правильную доктрину, свой мирок, стабильности которого Иов угрожает.
Вилдад считает, что жизнь Иова разрушает не Божий гнев, а его собственный. Он использует образ зверя, разрывающего добычу. Этот образ Иов раньше использовал по оnношению к Богу.
В отношении судьбы нечестивого Вилдад не открывает нам ничего нового, просто выражается очень красноречиво. Однако, на самом деле, то, что говорит Вилдад — неправда. Очень часто в этом мире злодеи процветают. И мир, в котором жил Вилдад, не отличался от мира, в котором живем мы. Вилдад просто видит то, что хочет видеть и закрывает глаза на то, что не вписывается в его доктрину. Также в этой главе Вилдад не дает Иову никакой надежды и вдохновения.
Пастор Денис Медведев