Десятая глава содержит ряд высказываний относительно мудрости. Исследователи испытывают определенные проблемы в определении того, какая тема общая для всех этих размышлений. Мне нравится точка зрения Даниила Фредерикса, который говорит, что общая тема — рабочее место. То есть речь идет о мудрости в повседневной жизни.
2 Сердце мудрого— на правую сторону, а сердце глупого— на левую.
3 По какой бы дороге ни шел глупый, у него всегда недостает смысла, и всякому он выскажет, что он глуп. (Ек.10:2-3)
Здесь нам снова напоминают о различии между мудрым и глупым. В мире постоянно присутствуют тенденции размывать границы между правильным и неправильным. Людей стараются не делить на хороших и плохих. Любой выбор представляется как дело личного предпочтения, лишенного нравственной оценки. Однако Библия производит деление и оценку. Даже Кохелет это делает.
4 Если гнев начальника вспыхнет на тебя, то не оставляй места твоего; потому что кротость покрывает и большие проступки. (Ек.10:4)
Никто не может работать без ошибок. Никто не застрахован от проступков. Начальник может рассердиться обоснованно и не обоснованно. Но не стоит сразу увольняться. Не стоит также покидать церковь из-за конфликта с руководством. В случае же проступка самое лучшее смягчающее обстоятельство — кротость. Никакие оправдания не произведут такого эффекта, как искреннее признание проступка.
5 Есть зло, которое видел я под солнцем, это— как бы погрешность, происходящая от властелина;
6 невежество поставляется на большой высоте, а богатые сидят низко.
7 Видел я рабов на конях, а князей, ходящих, подобно рабам, пешком. (Ек.10:5-7)
В мире есть несправедливость. Мудрый должен быть готов к этому. Готов к тому, что не только у него могут быть погрешности, но и у руководство. Что часто должности занимают не те люди, часто уважением пользуются те, кто его не заслуживают. Это большой соблазн для праведных — несправедливость.
8 Кто копает яму, тот упадет в нее, и кто разрушает ограду, того ужалит змей.
9 Кто передвигает камни, тот может надсадить себя, и кто колет дрова, тот может подвергнуться опасности от них.
10 Если притупится топор, и если лезвие его не будет отточено, то надобно будет напрягать силы; мудрость умеет это исправить.
11 Если змей ужалит без заговаривания, то не лучше его и злоязычный. (Ек.10:8-11)
В этих текстах Кохелет раскрывает принцип, который сейчас преподается в начале любого курса по безопасности жизнедеятельности: любая деятельность потенциально опасна. К любому действию необходимо подготовиться. В одинадцатом тексте Кохелет приводит пример из достаточно известной восточной практики:
Если еще до заклинания укусит кого змея, то уже не нужен заклинатель. (Ек.10:11)
В искусстве заклинания змей нет ничего сверхъестественного. Это просто дрессировка животных. Здесь Кохелет просто говорит, что есть вещи, которые легче предотвратить, чем потом иметь дело с последствиями.
Итак, Кохелет рассуждает о сердце мудрых и глупых, затем о делах мудрых и глупых, а теперь — о словах мудрых и глупых.
12 Слова из уст мудрого— благодать, а уста глупого губят его же:
13 начало слов из уст его— глупость, а конец речи из уст его— безумие.
14 Глупый наговорит много, хотя человек не знает, что будет, и кто скажет ему, что будет после него?
15 Труд глупого утомляет его, потому что не знает даже дороги в город. (Ек.10:12-15)
Дальше следуют рассуждения о глупых и мудрых правителях.
6 Горе тебе, земля, когда царь твой отрок, и когда князья твои едят рано!
17 Благо тебе, земля, когда царь у тебя из благородного рода, и князья твои едят вовремя, для подкрепления, а не для пресыщения! (Ек.10:16-17)
В руководстве важно не только благочестие, но и опыт и способности. Есть страны несчастные. Но дальше Кохелет снова дает практическую рекомендацию.
20 Даже и в мыслях твоих не злословь царя, и в спальной комнате твоей не злословь богатого; потому что птица небесная может перенести слово твое, и крылатая— пересказать речь твою. (Ек.10:20)
Кохелет не просто не призывает к борьбе со властью. Он даже рекомендует не думать плохо о ней и не критиковать ее. И в отношении плохих правителей Кохелет предлагает быть вдвойне осторожным.
Конечно, это высказывание следует понимать в контексте всей Библии. Иоанн Креститель бесстрашно обличал грехи политического лидера. Иисус без лицеприятия обличал грехи религиозных авторитетов. Но ими двигала не борьба за власть и не желание добиться лучших условий жизни для себя, а желание спасти этих людей и любовь к Божьей истине.
Чтобы заслужить право кого-то критиковать, нужно его полюбить.
Пастор Денис Медведев