Церковь является предметом особой Божьей заботы. Христос — основание Церкви, поэтому Он заботится о ее духовном благосостоянии и единстве. В жизни Его народа открывается полнота Божественной тайны спасения. Апостол Павел пишет: «Мне… дана благодать благовествовать… и открыть всем, в чем состоит домостроительство тайны… дабы ныне соделалась известною через Церковь… многоразличная премудрость Божия» (Ефес.3:8- 10). Тем, кто становится членами тела Христова, дано преимущество являть Божью благодать. Ввиду этого важного назначения на Церковь ложится большая ответственность.
Церковь основана на Иисусе Христе. И это основание настолько надежное, что ничто не сможет Его одолеть (Мф.16:13-21). Здесь тема единства проиллюстрирована связью стен и фундамента, краеугольным камнем которого является Христос.
«Слово Божие говорит о том, что сила христианской Церкви заключается в ее зависимости от Христа и единстве между ее членами. Единство между членами Церкви и ее руководителем представлено в образе храма и его основания. Вся тяжесть строения опирается на фундамент, без которого оно не сможет устоять. Так и члены Церкви Христовой „построены“ на Нем; поскольку Он является единственным истинным основанием» (Письмо 20, 1896 г., Рукописи, т. 5, с. 374).
Церковь была образована благодаря Святому Духу, и от Него получила силу (Деян.1:8). Когда Святой Дух сошел на собравшихся учеников в день пятидесятницы, «все они были единодушно вместе» (Деян.2:1). Святой Дух объединяет последователей Христа. И когда народ Божий осознает нужду в возрождении, им необходимо исправить свои ошибки, примирившись с Богом и друг с другом. Тогда они обретут единство.
Церковь должна стремиться быть подобной Тому, Кто основал ее, и самые лучшие характеристики этого подобия мы можем найти в первосвященнической молитве Христа в Евангелии от Иоанна 17-й главе. Их можно обобщить так: радость (13), святость (14-16), истина (17), миссия (18), единство (21-23) и любовь (26). Все это явлено в жизни Иисуса Христа, и это должно стать неотъемлемой частью жизни и служения христианской Церкви.
Среди всего перечисленного Христос особо выделил единство Церкви. Пожалуй, самый убедительный текст Нового Завета, призывающий к единству Церкви, находится в Евангелии от Иоанна 17-й главе. Единство Церкви представлено аналогичным единству Личностей Божества. Оно служит моделью единства верующих. Единство, по словам Христа, состоит в субординации, в том, что Бог-Отец послал Его (Христа, Бога-Сына) с особой миссией в этот мир (Ин. 17:21-23). Он говорит о единстве Церкви, как о доказательстве того, что Бог-Отец послал Его.
Несмотря на то, что Церковь состоит из людей всех национальностей, которые объединились в один Божий народ (Ефес.2:14), она должна иметь духовное единство во всем, включая основные действия, стремления и планы тех, кто является частью единого целого. Апостол Павел пишет о том, как члены Церкви, обладающие различными дарами, могут осуществлять различное служение (1Кор. 12:4-6). Е. Уайт призывает к согласованной работе и предостерегает от независимости в вопросе служения:
«В одном вопросе мы должны быть особо на страже — в вопросе личной независимости. Поскольку мы — воины армии Христовой, нам следует согласованно трудиться в разных отделах этой работы. Никто не имеет права брать на себя ответственность и начинать распространять в наших изданиях такие взгляды на библейские истины, которые не разделяют другие собратья, потому что это неизбежно приведет к спорам… Последователи Иисуса Христа никогда не будут действовать независимо друг от друга. Наша сила сосредоточена в Боге, и она должна выражаться в благородных целенаправленных действиях. Мы не вправе расходовать ее на бессмысленные движения» (Свидетельства для Церкви, т. 5, с. 534, 535).
Церковь Христова, состоящая из истинных верующих, должна стремиться к единству. Ведь это то, что предопределено Богом и без чего общество верующих не может называться и быть Церковью. Е. Уайт говорит о том, насколько важно единство работников Божьих, называя его силой, которая является залогом успешного служения: «В единстве — сила… Между работниками не должно быть вражды или разногласий. У нас одно дело, которое совершается под руководством одного Вождя. Случайные и судорожные усилия приносят только вред. Какими бы энергичными эти действия ни были, результат всегда будет тот же — они принесут мало пользы. Мы должны развивать у себя постоянную настойчивость, все время стремиться к познанию и исполнению воли Божией» (Свидетельства для Церкви, т. 5, с. 535).
«Я призываю не к бездействию, но к преодолению этого эгоистичного мирского духа. Можно спокойно браться за любое дело, способное объединить членов церкви и внести согласие и единство в дело Божье. Но никогда, никогда не забывайте, что вы либо служите Иисусу Христу, энергично работая над достижением того единства среди верующих, о котором молился Христос, либо действуете против единства и против Христа.
Люди, стремящиеся ослабить чью-либо заинтересованность… в миссионерской работе в любом ее аспекте, не сотрудничают с Богом, но работают под руководством другого вождя, цель которого — ослаблять и разрушать. Интересы дела требуют, чтобы вы были прямодушны, скромны, святы и непорочны во всех своих делах… Если члены церкви облекутся в смирение…, тогда они начнут действовать согласованно. Дух Божий един» (Свидетельства для Церкви, т..5, с. 478, 479).
Какой бы широкомасштабной и грандиозной ни была наша работа, если она совершается разрозненно, то она окажется малоэффективной, поскольку «в единстве — сила».
Мы не можем пренебрегать принципами единства и согласованной работы даже в незначительных вопросах, потому что каждый поступок порождает последующий и становится нормой.
«Десять членов церкви, смиреномудренно ходящих перед Богом, могли бы оказать более сильное влияние на мир, нежели вся церковь с сотнями членов, между которыми нет единства. Чем больше в церкви разделений и разногласий, тем меньше она может делать добра в мире.
О, если бы я могла, братья мои, донести до вашего затуманенного рассудка весть об угрожающей вам большой опасности! Каждый поступок, хороший или плохой, готовит почву для его повторения. Что случилось с фараоном египетским? В Священном Писании сказано, что Бог ожесточил его сердце, и это выражение повторялось всякий раз, когда Бог вновь посылал Свой свет в явлении Своей силы. Каждый раз, когда фараон отказывался подчиниться воле Божьей, его сердце ожесточалось все сильнее и становилось еще менее восприимчивым для Духа Божьего» (Свидетельства для Церкви, т.5, с. 119).
Наставляя руководителей Церкви, апостол Павел указывает на заботливый стиль руководства Церковью и призывает: «Пасите Божье стадо». Елена Уайт также говорит о качествах руководителей Церкви. Она предостерегает руководителей от духа самоуверенности и надменности. Сегодня Церковь располагает большим опытом церковного управления. Этот опыт позволяет переосмыслить положительные и отрицательные примеры и избрать лучшее.
«Безусловно, те, кто внес в Церковь жесткий дух и совершал управление посредством этого духа, действовали неверно. Это дух их греховной природы, самонадеянности и упорства, который никогда не потерпит контроля или несогласия с ним. Они возвышают себя, но Бог видит несостоятельность их путей, и на них лежит Его проклятие. Таким духом они управляют в семье, среди близких и в Церкви. Такой дух угрожает Церкви. Только один такой элемент, который находит себе место в Церкви, разрушает ее мир, единство и благополучие. Опасность такого духа возрастает, когда его поддерживают и развивают.
Такой лидер не соответствует своему призванию… Поэтому необходимо с большой осторожностью и без лишней спешки избирать служителей, много молиться, чтобы позволить Богу посредством Его Духа избрать тех, кто Ему угоден» (Рукописи, т.12, с. 282).
«Ни один человек не имеет права стремиться привлечь к себе других, как если бы он был призван контролировать их, повелевать им делать одно и запрещать делать другое, командуя ими, диктуя им, относясь к ним подобно тому, как офицер относится к солдатам.
Так поступали священники и вожди народа во времена Христа, но это неверно. После того, как истина оказала свое влияние на сердца людей, и они приняли ее учения, к людям необходимо относиться как к собственности Христа, а не как к собственности человека.
Привязывая умы людей к себе, вы заставляете их терять связь с источником мудрости и совершенства. Люди должны всецело зависеть от Бога, только таким образом они смогут возрастать в благодати» (Свидетельства для Церкви, т.9, с.146).
История апостольской церкви свидетельствует о том, что церковь стремилась к порядку и организации. Форма церковной организации не была статичной, развиваясь от простой формы к более сложной. При необходимости были избраны служители-диаконы.
Для разрешения вопросов более широкого масштаба был созван Иерусалимский собор. Это сильный аргумент в пользу прогрессивной церковной организации, которая готова видоизменить свою структуру для того, чтобы отвечать нуждам времени для более успешной проповеди Евангелия и эффективного служения. Как тогда, так и сегодня сатана всячески стремится препятствовать прогрессу работы Божьей, сея в Церкви раздор и несогласие.
«Господь показал мне, что многие братья относятся к евангельскому порядку с боязнью и пренебрежением. Нужно избегать всякого формализма, но при этом не следует пренебрегать порядком. На небе царит стройный порядок. Порядок царил и в Церкви, когда Христос жил на земле, а после Его вознесения за этим строго следили апостолы. И сейчас, в эти последние дни, когда Бог приводит своих детей в единство веры, порядок нужен, как никогда прежде. Ибо пока Бог объединяет Своих детей, сатана и его злые ангелы всеми силами мешают этому единению, стараясь уничтожить его. Вот почему на нивы Божии
спешно отправляются люди, которым недостает мудрости и здравого суждения, которые не могут как следует управлять даже своим домом и держать в послушании тех немногих, кого Бог доверил их попечению, однако, считают себя способными нести ответственность за Божье стадо. Эти служители совершают множество неверных шагов, и люди, незнакомые с нашей верой, судят по этим самозванцам обо всех Божьих вестниках. В итоге порочится дело Божие, и многие неверующие, которые, может быть, проявили искренний интерес к истине, теперь и слышать о ней не хотят.
Люди, чья жизнь отнюдь не отличается святостью и которые не годятся для того, чтобы проповедовать истину для настоящего времени, переходят на духовную работу, не получив единодушного признания Церкви. В результате рушится единство и наступает хаос.
Некоторые братья знают теорию истины и могут хорошо аргументировать ее, но не имеют духовности, здравого суждения и опыта. Они не понимают многого, что совершенно необходимо понимать, прежде чем начинать наставлять в истине. Другие же не способны обосновывать свои доводы, но их умение хорошо молиться и время от времени сказать зажигательную проповедь дает некоторым братьям повод посылать их на ниву Божью совершать работу, которую Бог не поручал им и для которой у них нет достаточно опыта и здравого суждения. В их сердце рождается духовная гордыня, их превозносят, и они начинают ошибочно полагать, что являются соработниками Божьими. Они не знают сами себя, им не хватает здравомыслия и терпения. Они восхваляют себя и навязывают то, что не в состоянии подтвердить из Слова Божьего. Бог знает это и потому не посылает таких людей трудиться в это опасное время; братьям же следует быть очень осторожными и не подталкивать к духовному служению тех, кого не призывает Бог (Ранние произведения, с. 97-98).
Служители Церкви обычно заняты выполнением своих обязанностей. Они направляют свои усилия на совершение служения. Однако порой они упускают из виду тех, кто вовлечен в это служение. Они недооценивают то, что укрепление единства Церкви является частью их служения. Никакое служение не представляет ценности, если для этого необходимо принести в жертву единство.
«Ревностно, энергично и преданно слуги Божии стремятся распространять познание истины вдали и вблизи, однако они не пренебрегают и тем, чтобы трудиться для укрепления и единства Церкви. Они будут с особой бдительностью следить за тем, чтобы разделения и разногласия не вкрались в Церковь.
В последнее время среди нас появились люди, называющие себя слугами Христа, но своими делами разрушающие то единство, которое Господь установил в Церкви. У них есть оригинальные планы и методы работы. Они хотят многое изменить в Церкви в соответствии со своими представлениями об успехе и воображают, что таким способом можно добиться замечательных результатов. Этим людям необходимо быть учениками, а не учителями в школе Христа. Они не находят себе покоя, стремясь сделать что-то великое, нечто такое, благодаря чему они смогут прославиться. Им нужно усвоить самый полезный из всех уроков — смирение и веру в Иисуса. Некоторые следят за своими собратьями по труду и спешат указывать им на их ошибки, тогда как им самим нужно изо всех сил стараться приготовить собственные души к предстоящей великой борьбе. Спаситель повелевает им: „Научитесь от меня, ибо я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим“ (Мф.11:29)» (Свидетельства для Церкви, т.5, с.238).
Несмотря на то, что каждый член Церкви имеет свою индивидуальность, это не должно мешать их единству. Как различные члены одного тела выполняют различные, но согласованные функции, так происходит и в Церкви. Объединенные Духом Христа члены церкви выполняют единую миссию, доверенную им их Спасителем.
«Церковь состоит из людей различного темперамента и нрава; они пришли из разных деноминаций. „Меч“ истины разделял их…, но в Церкви Христа все они должны быть объединены Духом Божьим. Если любовь Христа находится в сердцах членов Церкви… там будет единство. Мы должны воспрепятствовать всему, что мешает созиданию такой гармонии» (Знамения времени, 13 апреля 1891 г.).
«Почему среди нас насчитывается такое большое число слабых и неэффективно работающих людей? Так происходит, потому что мы смотрим на себя, изучаем свой темперамент и думаем о том, как бы найти место себе, своей индивидуальности, своим особенностям, и делаем это вместо того, чтобы постигать Христа и Его характер.
Братья могли бы трудиться в согласии друг с другом, если бы они учились у Христа и забывали при этом, что они американцы или европейцы, немцы или французы, шведы, датчане или норвежцы; но они, видимо, считают, что если они смешаются с людьми других национальностей, то утратят что-то свойственное их родной стране и нации и обретут нечто чуждое.
Мои братья, давайте откажемся от таких рассуждений. Мы не вправе сосредотачиваться на себе, на наших предпочтениях и капризах. Нам не надо так неоправданно отстаивать свои национальные особенности, свою личную индивидуальность, поскольку такая позиция возводит между нами и нашими соработниками стену разделения.
Необходимо сохранять характер, но это должен быть характер Христа. Обладая Его характером, мы можем продвигать дело Божье» (Свидетельства для Церкви, т.9, с. 187–188).
Единство Церкви является одной из актуальных тем Библии. История повествует о том, как грех, проникший на нашу землю, принес с собой раздор и несогласие. В Новом завете записаны слова Христа и Его Апостолов, из которых становится очевидной их особая забота о единстве Церкви. Поскольку мы живем в новозаветную эру, то эти наставления относятся и к нам. Будучи основанной на Христе, Церковь имеет заверение в том, что «врата ада не одолеют» ее. Бог силен изыскать средства, чтобы сохранить ее в единстве. И сегодня Он призывает тех, кто верен Ему, совершать порученное им служение и делать все возможное для укрепления единства Церкви.
Всеволод Андрусяк, директор Центра исследования трудов Е. Уайт