На протяжении веков часто возникал вопрос о том, кто, по-человечески говоря, несет ответственность за смерть Христа.
Когда один за другим проходят дни Страстной недели, рассказ об этой низшей точке и зените в истории человечества, как оно описано в четырех евангелиях, читается как замедленное изображение катастрофы, от которой мы не можем отвести взгляд. Один ответ на этот мрачный, но в конечном счете сверхъестественный ряд событий — это естественная человеческая тенденция, даже среди христиан, представить себя рядом с теми, кто был ближе всего к Иисусу.
Истории двух из 12 учеников, тех, чьи ноги были буквально вымыты руками, которые вскоре были прибиты к кресту, были описаны авторами евангелия как колоссальные неудачи. Трусливое отрицание и откровенное предательство пересказаны в душераздирающих деталях, и, даже принимая верность пророчества, очень легко задаться вопросом, как это могло произойти?
На протяжении столетий, даже для тех, кто празднует окончательную победу во вселенском значении произошедшего во время той Страстной недели, часто возникал вопрос о том, кто, по-человечески говоря, несет ответственность за смерть Христа. И слишком часто вину за это ужасное событие возлагают на евреев. В течение двух тысячелетий, прошедших с тех пор, это также привело к антисемитизму, казалось бы, всеобщему фанатизму, направленному против потомков библейского Сима.
В своем бесконечном перечне историй, которые были представлены на так называемом «большом экране», Голливуд иногда обращался к религиозным темам. В 2004 году актер Мел Гибсон продюсировал и создал «Страсти Христовы», захватывающее двухчасовое изображение последних 12 часов жизни Иисуса. Оцененный как «R» — «содержащий сцены физического насилия», фильм начинается в Гефсиманском саду, где Иисус искушается устрашающей фигурой сатаны, а затем предается человеком Иудой.
Оттуда зрители прошли через то, что сегодня называют «Страстной пятницей», — суд, пытки и кульминационную смерть Христа, после чего начинается волнующее воскресение, на которое христиане на протяжении 2000 лет возлагают всю свою надежду.
В годы, предшествовавшие «Страстям Христовым», Голливуд, конечно же, стремился рассказать историю Иисуса — в идеализированном повествовании (1977); в рок-опере (1973); и даже в пародии (1979). Но никогда раньше это не было представлено в таком мрачном и ужасном изображении, столь близком к описанию четырех Евангелий.
Хотя прямое осуждение евреев как народа ясно различимо в «Страстях Христовых» Гибсона, проблема антисемитизма возникла в жизни самого Гибсона, когда он яростно выразил ее во время своего ареста DUI (за вождение под воздействием) через пару лет после выхода фильма.
Даже — или особенно — это предубеждение против еврейского народа было основано на взглядах тех, кто называет себя христианами. Несмотря на значительные споры о характере его фанатизма, сам великий реформатор Мартин Лютер не по-христиански относился к евреям, распявшим Христа. Ничто иное, как то, что сегодня, вероятно, было бы заклеймено как «речь ненависти», произведения Лютера — проповеди и другие письма — отражают нетерпимость к любому еврею, который не хочет полностью переходить в христианство.
Можно заметить, что этот критерий для принятия тех, кто является евреем, предполагает религиозную, а не этническую причину их исключения, но фанатизм выражается почти так же. И это, несомненно, привело к тому, что большая часть антисемитизма распространилась по всей Европе и сохраняется до сих пор в западной культуре.
Фактически, можно также отметить, что религиозные предрассудки не более приемлемы, чем политическая или этническая нетерпимость. Что бы ни находилось в основе фанатизма, оно недемократичное и не христианское. Американская Декларация независимости утверждает, что «все люди созданы равными».
И после некоторого вдохновенного наставления непосредственно от Бога апостол Петр пришел к выводу, что «Бог нелицеприятен» (Деян. 10:34), добавив, что «Угоден Ему всякий, кто чтит Его и поступает по правде, из какого бы народа тот ни был» (стих 35, ИПБ). И далее, чтобы предвидеть возможность того, что это заявление Петра могло быть неверно истолковано как означающее включение только евреев «в каждом народе», спустя некоторое время автор книги Деяний отмечает, «И верующие из иудеев, пришедшие с Петром, изумились, что Святой Дух дарован был и язычникам» (стих 45). Позже Петр вновь подтвердил, что Бог «хочет, чтобы никто не погиб» (2 Петра 3:9).
Поэтому, чтобы вернуться к событиям Страстной недели, совершенно недопустимо применять эффекты антисемитизма, чтобы возложить ответственность за распятие Сына Божьего исключительно на евреев, как будто это не было достаточной ответственностью и других людей. Что касается факта жестоких пыток и казни Иисуса Христа — это были дела язычников. Несмотря на требование еврейских лидеров о его смерти из-за явной ненависти, именно языческие лидеры выполнили это требование из-за явной трусости или ужасного равнодушия. Разумеется, никто под солнцем не несет полной ответственности за смерть Иисуса Христа. И это больше, чем любой другой факт, освещает полную, удивительную благодать Его поступка, чтобы обеспечить спасение, доступное всему недостойному человечеству.
Гэри Б. Свенсон
По материалам Adventist Review