В первой главе Павел в основном сфокусирован на фессалоникийцах. Эта часть представляет собой благодарственную молитву и хвалу. Вторая и третья глава сосредоточена в основном на Павле и его спутниках. Это рассказ об их работе. В этих двух главах рассказ дважды прерывается упоминаниями о благодарственных молитвах и похвалой (1Фесс.2:13; 3:9). При этом как похвала в первой главе, так и рассказ во второй и третьей связаны рядом общих тем. В свою очередь и похвала и рассказ о работе апостола поднимают те же темы, что и наставления в 4 и 5 главе.
Из этого следует вывод – похвала и рассказ не имеют своей целью польстить или просто предоставить информацию. Павел прокладывает путь к изложению наставлений в четвертой и пятой главе.
В первой главе Павел хвалит церковь за те качества, которые он хочет видеть в последователях Христа. Похвала – это лучший способ заставить человека сделать то, что от него требуется. Павел рассказывает фессалоникийцам о том, что он благодарит за них Бога для того, чтобы вдохновить их продолжать в том же духе. После похвалы человек более расположен прислушаться к наставлению, чем после критики.
Рассказ во второй и третьей главе служит той же цели. В частности, тексты с 1 по 12 второй главы посвящены описанию служения Павла в Фессалониках.
Павел готовит почву для восприятия своих наставлений, во-первых, посредством похвалы, во-вторых, посредством личного примера. Такое использование рассказа характерно для греческой риторики. Рассказ продолжает развитие идей, поднятых во вступлении. Комбинация наставления и личного примера была стандартом в греко-римском нравственном образовании.
К сожалению, при переводе некоторые моменты потерялись. В оригинале в первом тексте присутствует частица «γὰρ». Основное ее значение «потому что». Эта частица показывает связь между второй и первой главой. Рассказ Павла касается его первого прихода в Фессалонику (эта тема поднимается в 1:9 – употребляется один оборот «наш вход к вам») и того, какой личностью является Павел (эта тема звучит в 1:5).
Вообще эта частица часто встречается в данном отрывке и играет большую роль в понимании развития мысли Павла. Эта глава построена на использовании этой частицы и серии противопоставлений. Противопоставление видно в использовании формулы «не Х, но У».
1 Вы сами знаете, братия, о нашем входе к вам, что он был не бездейственный;
2 но, прежде пострадав и быв поруганы в Филиппах, как вы знаете, мы дерзнули в Боге нашем проповедать вам благовестие Божие с великим подвигом. (1Фесс.2:1-2)
Вот и первое противопоставление. Мы пришли НЕ тщетно, НО мы дерзнули проповедовать. Павел и его спутники уже в Филиппах пострадали. После такого можно было бы опустить руки или проповедовать более осторожно, с опаской. Но Павел и его спутники в новом месте не меняют свою линию несмотря на предыдущий результат.
Слово «дерзнули» «παρρησιάζεσθαι» использовалось философами. Последователи течения цинической философии использовали это слово для того, чтобы охарактеризовать манеру своей проповеди. Однако есть существенная разница между Павлом и циниками. Проповедники-философы также часто подвергались физическому преследованию. И они использовали свои побои для того, чтобы оправдать резкую манеру проповеди. Циники обличали своих слушателей в глубокой аморальности и в доказательство предоставляли свои синяки. Таким образом, эти философы использовали свои страдания для того, чтобы иметь повод жестко обличать.
Павел не был таким. Мужество для проповеди в него вселяли не страдания, а Бог. Он говорит – «мы дерзнули в Боге». Проповедь Павла была смелой не благодаря гонениям, а вопреки гонениям. Он не любил распространяться о своих несчастьях и использовать их для саморекламы.
Когда я читал об этой практике проповеди циников, я вспомнил один случай, вокруг которого недавно было много шума в адвентистском интернет-сообществе. В социальные сети просочился ролик, на который был заснят погром адвентистской палатки-библиотеки, учиненный экстремистской православной группировкой. Я, конечно, никоим образом поведение данной православной группы не одобряю, но ролик и комментарии вокруг него оставили неприятное впечатления. В самом ролике в конце звучат слова «хорошо, что засняли». Так что же хорошо? То, что пострадали за истину, или то, что это засняли.
Мне не понравилось как мы использовали этот ролик. Он послужил для саморекламы и как повод проехаться по православным. Гонения, которые используются для саморекламы и как повод для обличения – это практика философов-циников, но не Павла.
Циническая практика возможна и на повседневному уровне. Люди, которые страдают, часто позволяют себе то, что обычному человеку не так легко сходит с рук – грубость, эгоизм, наглость. Человек использует свои проблемы для того, чтобы выжать из окружающих сочувствие и чувство вины и воспользоваться этим в своих целях.
Словом «подвиг» переведено греческое слово «ἀγών». Изначально это слово обозначала упражнения в атлетических соревнованиях. Здесь это слово подразумевает, что в Фессалонике, как и в Филиппах, проповедь Павла наткнулась на сопротивление. Подвиг здесь – это не геройский поступок, а проповедь в условиях жесткой оппозиции.
Кстати, это слово использует римский писатель Дион Хрисостом – современник Павла. Он критикует философов-циников за то, что они стремились избежать «сражения (ἀγών) жизни».
3 Ибо в учении нашем нет ни заблуждения, ни нечистых побуждений, ни лукавства;
4 но, как Бог удостоил нас того, чтобы вверить нам благовестие, так мы и говорим,
угождая не человекам, но Богу, испытующему сердца наши.
(1Фесс.2:3-4)
Здесь мы снова видим противопоставления «не… но…».
Слово «ибо» — это то же самое слово «γὰρ», которое уже упоминалось. Оно означает «потому что» и показывает причину того, почему весть Павла наталкивалась на столь жесткую оппозицию.
И причина оказалась проста – оппозиция возникла во-первых, потому, что Павел был честным, высоконравственным и бескорыстным человеком, а во-вторых, потому что он стремился угодить Богу. Такая проповедь всегда будет вызывать ярость мира.
Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел.
Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир.
Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше.
(Ин. 15:18-20)
5 Ибо никогда не было у нас перед вами ни слов ласкательства, как вы знаете, ни видов корысти: Бог свидетель!
6 Не ищем славы человеческой ни от вас, ни от других:
7 мы могли явиться с важностью, как Апостолы Христовы, но были тихи среди вас, подобно как кормилица нежно обходится с детьми своими.
(1Фесс.2:5-7)
Как и в предыдущем противопоставлении, основная мысль Павла – это сосредоточенность на Боге. Он стремится угодить Богу, он призывает в свидетели Бога, он не ищет славы от людей (значит ищет славы Божьей). В античном мире кормилица – это очень позитивный образ. Кормилица ассоциировалась с нежностью и заботой. Но еще задачей кормилицы была защита ребенка. Как правило кормилица не была родной матерью. Но даже в обхождении с чужими детьми кормилица обходилась очень ласково и нежно. В богатых и знатных семьях связь между кормилицей и ребенком часто сильнее, чем между ребенком и родной матерью. А Павел говорит – я вас люблю, как кормилица любит своих детей, таким образом, соединяя в одно образ матери и кормилицы. Павел как бы говорит – вспомните, как о вас заботилась кормилица, и представьте, как она заботится о своих детях. Это моя забота о вас.
8 Так мы, из усердия к вам, восхотели передать вам не только благовестие Божие, но и души наши, потому что вы стали нам любезны.
(1Фесс.2:8)
Еще одно противопоставление и еще одна причина, почему Павел служил именно так, как он служил. Первая причина – это желание угодить Богу, вторая причина – любовь к тем, кому он благовествовал. Любовь к Богу и любовь к ближнему – эти две заповеди воплотились в жизни Павла.
9 Ибо вы помните, братия, труд наш и изнурение: ночью и днем работая, чтобы не отяготить кого из вас, мы проповедовали у вас благовестие Божие.
10 Свидетели вы и Бог, как свято и праведно и безукоризненно поступали мы перед вами, верующими,
(1Фесс.2:9-10)
«Свято и праведно» (греч. ὁσίως καὶ δικαίως) – эти слова часто употребляются в греческих источниках, как человека, который соблюдает Божьи законы (свято) и человеческие (праведно). На самом деле греческие философы обладали высокими понятиями о нравственном идеале, хотя на самом деле редко сами им соответствовали. Жизнь Павла была тем, что эти философы проповедовали, и поэтому у людей, выросших на проповеди идеалов, не воплощенных в жизнь, проповедь человека, который воплощал в жизни их идеалы, вызывала глубокий и живой интерес. Таким образом, даже через греческих философов Бог готовил путь для Своих вестников.
Павел часто призывает как свидетелей Бога и фессалоникийцев. Люди могли засвидетельствовать его непорочную жизнь среди людей, Бог мог засвидетельствовать его внутреннее благочестие. Слово «безукоризненно» усиливает эту формулировку. Ни людям, ни Богу не в чем было упрекнуть Павла.
11 потому что вы знаете, как каждого из вас, как отец детей своих,
12 мы просили и убеждали и умоляли поступать достойно Бога, призвавшего вас в Свое Царство и славу.
(1Фесс.2:11-12)
В античном мире задачей кормилицы было заботиться и защищать, а задачей отца – воспитывать. Павел является образцом в посвящении тем, кого он любит. В современном мире, где на первом месте стоит любовь к себе, пример Павла очень актуален. Любовь требует вложения денег, сил и времени. Проповедь Евангелия требует вложения денег сил и времени. Не бывает бесплатных книг и газет. Вопрос только в том, кто за них заплатит. Не бывает бесплатных ремонтов в молитвенном доме, не бывает результата без усилий. Бывает, что человек жнет то, над чем не трудился. Но это происходит только потому, что потрудился кто-то другой. Если человеку подарили книгу, это потому, что кто-то ее подарил. Если человек молился и Бог ему послал средства, это случилось потому, что кто-то был достаточно чуток к голосу Святого Духа, чтобы этими средствами поделиться. Каждый раз, когда мы получаем что-то «от Бога», мы получаем это потому, что кто-то это отдает.
Слово «призвавшего» более правильно переводить «призывающего». На греческом в этом тексте стоит причастие настоящего времени. Это говорит о том, что призвание Божье – это не единовременный акт прошлого, а процесс всей христианской жизни. Каждый день Бог призывает нас унаследовать спасение.
Как мы знаем, Царство Божье имеет два этапа – царство благодати в жизни христианина и Церкви, и царство славы, которое наступит при Втором пришествии. Здесь слово Царство употребляется вместе со словом слава, что говорит об акценте Павла на Царстве славы. Поэтому, как и предыдущая глава, этот отрывок заканчивается словами надежды на Второе Пришествие Христа.
Денис Медведев