Основные этапы работы над песней (для регентов)

РепетицияОсновных этапов работы над песней четыре:

  1. Выбор песни
  2. Подготовка к репетициям
  3. Репетиции
  4. Генеральная репетиция

Выбор песни

Мы не будем рассматривать вопросы вроде «о чём эта песня», поскольку мы и так выбираем песни по смыслу. Но есть и другие критерии, о которых забывать нельзя. Насколько сложная эта песня? Не является ли песня слишком трудной, или наоборот, слишком лёгкой? Является песня достаточно красивой, чтобы понравиться хористам? Способствует ли песня профессиональному развитию хористов и их эстетических вкусов? Если песня выбрана без учёта этих вопросов, то хор будет работать без удовольствия и энтузиазма.

Подготовка к репетиции

Прежде чем начать работу с хором, изучите партитуру. Проиграйте её для себя сначала «внутренним слухом», затем уже, при более детальном разборе, на фортепиано, или прослушайте в записи. Познакомьтесь с композитором, с его эпохой, музыкальным стилем, жанром произведения. Это даст вам возможность более точно понять и воспроизвести замысел автора. Проиграйте каждую партию отдельно. Выделите штрихи, сложные места, обозначьте места вдохов. Продумайте возможные ошибки хористов в связи с их слабой подготовкой или трудностями читки с листа. Обратите внимание на сложные ритмические места: синкопы, ноты с точкой, вступления на слабые доли такта (на счёт «и»), и т.д.

После этого переходите к мануальному освоению песни. Порепетируйте (лучше перед зеркалом) как вы будете дирижировать это произведение. Проработайте все жесты и мимику.

Затем приготовьте партитуру. Продумайте удобство переворотов листа, проверьте ошибки в тексте, выставьте штрихи и места вдохов.

И самое последнее — продумайте эффективные методы и формы занятий, которые помогут хору благополучно освоить песню. Возможно вам нужно будет ввести некоторые новые элементы упражнений, помогающие освоить синкопы или трудные интервалы.

Репетиции

На репетициях дирижёр должен создать творческую, доброжелательную атмосферу. Он должен заинтересовать хористов, вызвать у них желание работать. Репетиции могут быть общехоровыми, групповыми (например, только женщины, или только альты), или индивидуальными. Индивидуальные репетиции призваны подтянуть отстающих хористов, чтобы не отнимать на это время у всего хора и не расшатывать этим дисциплину. Также индивидуальные занятия следует проводить с солистами.

Теперь немного о дисциплине. Точнее о том, что её разлагает. Приведу список без комментариев.

О жестах. На репетициях очень важно для дирижёра — научить коллектив понимать все его жесты и мимику. В первый период обучения дирижёр должен сообщить хористам определённый объём знаний о дирижировании, разъяснить им значение каждого жеста, рассказать об основных размерах и «дирижёрских сетках» (3/4, 2/4, 4/4). Следует воздерживаться от излишней эмоциональности и суетливости во время дирижирования. Не переусердствуйте с мимикой. Если регент начинает «гримасничать», то хор в конце концов перестаёт реагировать на его мимические команды. Помните: каждое ваше малейшее движение, мимика, взгляд, поворот головы или туловища — это определённая команда для хора, которую он должен уметь понимать и исполнять.

Генеральная репетиция

Генеральная репетиция — это в принципе уже сам концерт, только без зрителей. К генеральной репетиции хор должен подойти уже подготовленным. На генеральной репетиции рекомендуется спеть все песни без остановки от начала до конца с целью проверки их качества, а также психологической подготовки хористов.

 

Желаю вам, уважаемые музыканты, творческого вдохновения, упорной работы в достижении  наивысшего качества, на которое только вы способны. Помните, что во всем нужна постепенность, планомерность и стабильность.

Благословенной работы!

Руководитель Отдела Музыкального Служения Наталья Антонова.

Exit mobile version