Гармонический слух или как сдать свою партию (часть 1)

Для начала давайте рассмотрим, какие уровни слуха выражаемого в чистом пении вообще существуют, . Наличие музыкального слуха различается по следующим градациям:

  1. Клинический — отсутствие такового (5%). Это тот случай, когда говорят, что «медведь на ухо наступил». Но это не касается детей. Многими педагогами доказано, что у каждого ребенка есть слух и его можно и даже нужно развивать. Идеальный возраст для этого5-8 лет,можно и позже. Чем взрослее ребенок — чем более длительных занятий требует развитие. Поэтому спешите отдать вашего ребенка в музыкальную школу.
  2. Внутренний. Не выражается в пении. Это когда человек слышит внутри себя звук, мелодию, но не может ее воспроизвести. Этот механизм налаживается путем систематичных занятий.
  3. Способность «подтягивать» мелодию за другими поющими или под игру мелодии на инструменте. Такой голос еще называют «ведомый», в противоположность ведущему голосу.
  4. Способность чисто петь только под аккомпанемент, имея под мелодией аккордовую базу и начальный звук мелодии.
  5. Способность чисто петь, не имея гармонической и мелодической помощи. Сам стал и спел.
  6. Способность чисто петь самостоятельно в двух- и многоголосии. Петь самостоятельно свою партию в созвучии с другими голосами, исполняющими другую (свою) партию.

Различают еще мелодический и гармонический слух. В данном случае речь идет не о различных способностях, а о разном проявлении музыкального слуха по отношению к мелодии и многоголосной фактуре. Посмотрим на их отличие.

Мелодический слух

Способность слышать и понимать строение мелодии (звуковысотность, направление движения и ритмическую организацию), а также воспроизводить ее голосом. На более высоком уровне развития — записывать нотами.
Развивается в процессе обучения музыке.

Гармонический слух

Способность слышать гармонические созвучия — аккордовые сочетания звуков и их последовательности и воспроизводить их голосом.
На практике это может выражаться, например, в подборе на слух аккомпанемента к мелодии, даже без знания нот или пении в многоголосном хоре.
Возможно его развитие даже при начальном отсутствии такой способности.
Как найти этот гармонический слух и, что дает пение в хоре, читайте в следующем выпуске нашей статьи.

(Продолжение следует)

Наталья Антонова

Exit mobile version