Проблеме развития гармонического слуха (одного из видов музыкального слуха) в музыкально-педагогической литературе всегда уделялось большое внимание, так как любая музыкальная деятельность тесно связана с восприятием и воспроизведением многоголосия, что осуществляется, прежде всего, с помощью гармонического слуха.
Функционирует гармонический слух через восприятие, музыкально-слуховые представления и воспроизведение. На основе восприятия многоголосной музыки (где задействованы все стороны гармонического слуха) рождаются музыкально-слуховые представления, составляющие основу гармонического слуха, позволяющие мысленно оперировать музыкальными структурами и создавать музыкальные образы. Воспроизведение музыки представляет собой реализацию музыкально-слуховых представлений во внешних формах деятельности: пении, игре на инструменте или слуховом анализе, выраженном через словесную речь (или нотную запись).
Некоторые легко овладевают одноголосием (пение мелодии — в церкви эта способность развивается у многих во время общего пения). Но когда человек приходит в хор или в группу ему приходится осваивать навыки слуховой ориентировки в многоголосии. Можно наблюдать, как «мелодисты», по своему прежнему слуховому опыту, вначале вовсе не ориентировавшиеся в простейшей гармонии, постепенно привыкают к многоголосной музыке и усваивают закономерности гармонии и полифонии. Впоследствии этот навык развивается и слух приспосабливается к полноценному восприятию многоголосия и ансамблевому пению .
Именно пение в хоре как ничто другое, ускоряет и углубляет развитие всех сторон музыкальности исполнителя и, вместе с тем, содействует более чистому и выразительному интонированию одноголосия.
Так что же делать тому, кто посвящает себя музыкальному служению, талант есть, а гармонический слух не развит. Как мы поняли из выше сказанного — этот вид слуха возможно развить. И понятно, что на первых этапах служения — вы не сможете сразу сдать свою партию — нужно время. Но нельзя терять веры, что вы достигнете такого уровня. Нужно идти пошагово. Используйте современные технологии (моб.телефон, диктофон и пр.) для записи своей партии — попросите пусть вам кто-то напоет или сыграет ее. В течении недели прослушивайте и пойте. К очередной репетиции вы будете уже более уверенно знать ее.
Сдачу тоже разбейте на этапы. Сначала сдайте сами — без других голосов. Потом подключите одну, потом другую партию. Если чувствуете, что все получается — идите уверенно вперед, если же что-то тормозит вас — не переходите дальше, пока не достигнете уверенного стабильного результата. Ваша цель — уметь петь свою партию в квартете. И главное — молитесь. Бог если дал вам музыкальные способности, Он поможет и приумножить их для Его славы.
Если все-таки успех не дается вам, значит ваше служение в другой сфере. Ищите себя там и достигайте наивысшего результата.
Наталья Антонова