«Тварь ли я дрожащая, или право имею?»
Ф. М. Достоевский. Преступление и наказание.
Не понял я в школе этого произведения. Только в свете Библии можно понять Достоевского.
Каждый живой язык со временем течет и изменяется. Современное значение слова «тварь» не дает представления о вопросе, который пытался решить для себя Раскольников. Ведь первоначальное значение слова «тварь» — это творение.
Творение ли я дрожащее, или право имею — это вопрос, который ставит перед собой Раскольников. Я должен подчиняться Тому, кто создал меня, или я имею право сам устанавливать свои нравственные нормы? Я творение, подчиненное кому-то, или сам хозяин своей жизни?
Вот это и проблема человеческого греховного мышления. Дьявол с самого начала пытается обставить все дело так, как будто послушание Богу ограничивает ангелов, а потом и людей в правах. Обман состоит в том, что грех предоставляет определенные привилегии и права, которых лишены те, кто находятся с Богом в отношениях завета.
В книге Раскольников озвучивает этот вопрос в присутствии верующего человека. И тут же получает ответ: «Убивать? Убивать-то право имеете?»
Именно так и обстоит дело. В первой главе Бытие мы читали о том, что, творя живые существа, Бог назначил каждому Его сферу обитания. Птицы наполнили воздух, рыбы — море, звери — землю. Человек же был назначен владыкой над всеми. В пространственном смысле у него не было ограничений. Его сферой обитания была нравственность — добрые отношения с Богом. Обитание в этой сфере предоставляло ему все преимущества, которые рассматриваются в пособии на этой неделе:
- преимущество получать от Бога все необходимое для жизни и благочестия (урок за воскресенье),
- преимущество представлять Бога в характере, отношениях и владычестве (урок за понедельник),
- преимущество мирного сосуществования с другими людьми (урок за вторник и среду),
- преимущество выбрать другой путь и другую судьбу (урок за четверг).
Называть эти преимущества правами я бы не хотел, так как слово «право» подразумевает то, что Бог нам должен что-то, а это не так. Нет у нас прав. Все — Божий дар. Иначе благодать уже не была благодатью.
Но вне отношений с Богом нет уже ни прав ни преимуществ. Есть только право грешить в тех рамках, на которые решимости хватит. Преступление — это разрыв отношений с Богом. Наказание — это жизнь под властью греха. (См. Рим. 2). Если бы Бог не вмешался, то у человека не было никакой возможности жить по другому. Но Бог дает человеку второй шанс — право, или опять же — дар выбора. Но этот дар Богу дорого обошелся.
Тут хорошо бы сравнить то, как человек добивается определенных прав с тем, как своего права добился Иисус. Он имел полное право нас уничтожить. Но Его решением стало наше спасение. А вот завоевать право на наше спасение, завоевать право взять книгу у Сидящего на престоле — это многого стоило. Человеку и в голову бы не пришло, что для того, чтобы право иметь, надо не через людей шагать, а позволить, чтобы через тебя переступили. Но Иисус понимал то, чего Раскольников не понимал. Для Него воля Отца была важнее, чем все преимущества, которые дьявол Ему предлагал.
Голгофа — это высшее проявление Божьей нравственности. Это наш билет на возвращение в ту сферу, в которой мы можем быть счастливы. И это незаслуженное право. Это дар.
пастор Денис Медведев