Основные принципы отношения к музыке в церкви Адвентистов Седьмого Дня

Бог органичным образом включил музыку в ткань со­творенного Им мира. Он создавал все сущее «при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божий воскли­цали от радости» (Иов 38:7). В Книге Откровение мы ви­дим Небо как место, где неустанно воздается слава Созда­телю, поются песни всеобщего поклонения Богу и Агнцу (Откр.4:9-11; 5:9-13; 7:10-12; 12:10-12; 14:1-3; 15:2-4; 19:1-8).

Бог создал людей по Своему образу, и поэтому мы, как и все сотворенные Им существа, любим и понимаем му­зыку. Она действительно способна затронуть и взволно­вать нас своей силой, которая превыше слов или боль­шинства иных способов человеческого общения4. Чистая и прекрасная музыка возносит и приближает нас к Са­мому Богу, где ангелы и праведники прославляют Его в пении.

Однако грех привел в упадок Творение. Божествен­ный образ был искажен и почти разрушен, и любые дары Божьи, приходящие в этот мир, приобретают не только доброе, но и злое начало. В нравственном и духовном отношении музыка не является нейтральной. Одни му­зыкальные произведения рождают в нас возвышенные человеческие чувства, в то время как другие могут ис­пользоваться сатаной, чтобы испортить и унизить нас, пробудить похоть, низменные страсти, отчаяние, гнев и ненависть.

Вестница Божья, Елена Уайт, неоднократно советует возвысить наш взгляд на музыку. Она говорит: «Музыка — большое благословение, когда ею не злоупотребляют, но если ее использовать не по назначению, она становится ужасным проклятием»5; «Благородная, возвышенная му­зыка является драгоценным даром Божьим, она возвыша­ет мысли, обращая их к высокому и благородному, которое просветляет и обновляет душу»6.

О силе песни Елена Уайт пишет: «Это одно из самых эффек­тивных средств влияния духовных истин на сердце человека. Как часто, когда на душе тяжело и сердцем овладевает отчая­ние, на память приходят стихи из Библии или давно забытая песенка детства, и тогда искушения теряют свою силу, жизнь вновь приобретает смысл и цель, рождается желание ободрять и радовать окружающих… Как часть религиозного служения пе­ние является неотъемлемой частью богослужения, как и молит­ва. Многие песни являются, по существу, молитвами… Когда наш Искупитель подведет нас к порогу вечности, то, преиспол­ненные славой Божьей, мы услышим слова хвалы и благодарения небесного хора, окружающего престол. Когда эхо ангельских пе­сен отзовется в наших земных домах, наши сердца объединятся с небесными певцами. Небесное общение начинается на земле. Здесь мы узнаем лейтмотив восхваления неба»7.

Мы как адвентисты седьмого дня верим в скорое возвра­щении Иисуса Христа и проповедуем об этом. Возвещая миру трехангельскую весть, записанную в Откр.14:6-12,мы призы­ваем все народы принять Вечное Евангелие, преклониться пе­ред Богом-Творцом и приготовиться к встрече нашего Господа, Который грядет скоро. Мы требуем от каждого сделать выбор в пользу добра, «чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похо­ти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа» (Тит. 2:12,13).

Мы верим, что Евангелие оказывает воздействие на все сферы жизни. Поэтому, принимая во внимание колоссальные возможности музыки пробуждать добро или зло, мы считаем, что к этой проблеме нельзя относиться безразлично. Осозна­вая значительное различие музыкальных вкусов людей, мы, тем не менее, полагаем, что наш выбор должен воодушевлять­ся принципами, которые предлагаются в Священном Писа­нии и трудах Елены Уайт.

В настоящем документе термин «духовная музыка» (иногда ее называют религиозной музыкой) указывает на музыку, об­ращенную к Богу и сосредоточенную на библейских и христи­анских темах. В большинстве случаев эта музыка создавалась и предназначалась для богослужений, евангельских собраний или индивидуальных молитв, и она охватывает как вокальные, так и инструментальные произведения. Однако не всякая духовная (религиозная) музыка приемлема для адвентистов. Духовная му­зыка не должна вызывать мирские ассоциации или склонять нас к принятию мирской модели поведения в мыслях или действиях.

«Светская музыка» — это музыка, созданная для иной об­становки, нежели та, которая имеет место во время богослуже­ний или индивидуальных молитв. Она обращена к повседнев­ной жизни и основным человеческим чувствам. Эта музыка рождается из самой сути человека и выражает его духовный отклик на жизнь, любовь и мир, в который Господь поселил людей. Она может быть нравственно возвышенной или вести к деградации. Хотя светская музыка непосредственно не свя­зана с прославлением Бога и религиозным поклонением, она, тем не менее, может по праву занимать место в жизни христиа­нина. При выборе музыки необходимо следовать принципам, изложенным ниже в данном документе.

Принципы, которыми должен руководствоваться христианин

При выборе любимой музыки христиане должны исходить из следующих принципов:

  1. Любые музыкальные произведения, которые христиа­нин слушает, исполняет или сочиняет, должны — незави­симо от того, идет ли речь о духовной или светской музы­ке, — прославлять Бога: «Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию» (1 Кор. 10:31). Та­ков важнейший библейский принцип. Все, что не отвечает этому высокому критерию, ослабляет наш опыт общения с Господом.
  2. Любые музыкальные произведения, которые христиа­нин слушает, исполняет или сочиняет, должны — незави­симо от того, идет ли речь о духовной или светской музы­ке, — быть величественными и возвышенными: «Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справед­ливо, что чисто, что любезно, что достославно, что толь­ко добродетель и похвала, о том помышляйте» (Флп. 4:8). Будучи учениками Иисуса Христа, уповающими и ожидаю­щими присоединиться к небесному хору, мы рассматриваем жизнь на нашей земле как приготовление и предвкушение грядущей жизни. От этих двух основополагающих принципов (прославление Бога в любой музыке и отбор самых возвышенных и прекрас­ных произведений) зависят остальные принципы, которые пе­речислены ниже и должны учитываться христианином.
  3. Музыка должна отличаться качеством и уравновешен­ностью, быть уместной и отражать подлинные чувства. Она должна способствовать формированию духовного, психологи­ческого и социального восприятия, а также нашему интеллек­туальному росту.
  4. Музыка затрагивает как рассудок, так и чувства человека, оказывая положительное влияние и на его физическое тело. Ее воздействие имеет целостный характер.
  5. Творческое вдохновение проявляется в музыке, рожденной из лучших мелодий. Эти мелодии гармонизируются8 художест­венно и артистично, с использованием дополняющего их ритма.
  6. В вокальных произведениях используются тексты, стиму­лирующие положительным образом наши умственные способ­ности, эмоции и силу воли. Хорошие тексты обладают созида­тельной силой, богатым содержанием и искусно составлены. Они акцентируют внимание на положительных аспектах и отражают нравственные ценности, развивают и возвышают, а также соответствуют здравым библейским учениям.
  7. Музыкальные и лирические элементы должны сочетаться гармоничным образом, чтобы воздействовать на мысли и по­ведение человека в соответствии с библейскими ценностями.
  8. В музыке должны разумным образом уравновешиваться духовные, интеллектуальные и эмоциональные компоненты.
  9. Нам необходимо признавать и ценить вклад различных культур в прославление Бога. Музыкальные формы и инстру­менты, используемые членами всемирной семьи верующих, значительно различаются, и музыка, рожденная в условиях одной культуры, может звучать непривычно для людей, при­надлежащих другой культуре.

Использование музыки в Церкви Адвентистов Седьмого Дня означает выбор наилучших произведений и, что самое главное, приближение к нашему Господу и Создателю и прославление Его. Пусть же нам по силам будет выработать в себе особое, жиз­неспособное представление о музыке и в рамках целостной про­роческой вести нашей Церкви внести посредством музыки свой неповторимый вклад, свидетельствуя всему миру о себе как о народе, ожидающем скорого прихода Иисуса Христа.

Эти рекомендации были утверждены и приняты на Годичном сове­щании Исполнительного комитета Генеральной Конференции Церкви АСД в г. Силвер Спринг, штат Мэриленд, 13 октября 2004г.

4 «Это [музыка] — одно из самых эффективных средств влияния духовных истин на сердце человека» (Е. Уайт. Воспитание, с. 168).

5 Свидетельства для Церкви, т. 1, с. 497. Елена Уайт также утвер­ждает, что в будущем, «перед окончанием времени испытания», «будут раздаваться громкие возгласы и крики, сопровождаемые барабанами, музыкой и танцами; восприятие у психически здоровых людей будет на­столько искажено, что они не смогут принимать правильные решения. И это будут называть действием Святого Духа. Святой Дух никогда не проявляется подобным образом, в шумной обстановке. Это изобретение сатаны, с помощью которого он пытается скрыть свои коварные планы и лишить силы чистую, возвышающую, облагораживающую и освящаю­щую истину для настоящего времени» (Избранные вести, т. 1, с. 37).

6 Воспитание, с. 167.

7 Воспитание, с. 168.

8 Мы допускаем, что в контексте некоторых культур музыкальная гармония может не играть столь важной роли, как в других культурах.

Exit mobile version