Идея этой статьи родилась, когда я прочитал в интернете информацию о том, что «В феврале 2013 года Украинская Православная Церковь (УПЦ) присоединяется к всемирному празднованию 1700-летия Миланского эдикта. С 13 февраля по 3 июня в УПЦ будут проходить разные мероприятия в связи с этим событием».
А чем так знаменателен этот самый Миланский эдикт? Обратимся к истории:
«Миланский эдикт — документ датируемый 313 годом — письмо императоров Константина и Лициния, провозглашавшее религиозную терпимость на территории Римской империи.
Принятие этого документа позже явилось важным шагом на пути превращения христианства в официальную религию империи.
В соответствии с этим эдиктом:
Все религии в империи уравнивались в правах.
Каждый гражданин империи мог беспрепятственно следовать какой угодно религии.
Христианским общинам возвращалась собственность.
Для христианской церкви этого было достаточно, чтоб начать более активно провозглашать свет Евангелия в среде Римской империи.
Я захотел своими глазами увидеть этот исторический документ но увы, текст его не сохранился. Осталось только верить, что такой был. А положения этого эдикта, дошедшего до нас в пересказах, отражаются в религиозной практике европейских стран. И всё же, проведу параллель с другим историческим событием, произошедшим уже в Российской империи в 1905 году. О нем нам, членам церкви христиан Адвентистов Седьмого Дня, будет интересно узнать, а тем, кто забыл — напомнить. Откроем факты адвентистской истории:
В январе 1886 года Генеральная Конференция церкви Адвентистов Седьмого Дня направила для работы в Европе миссионера Людвига Ричарда Конради. И в начале июля, в ответ на многочисленные приглашения, он отправляется в свою первую миссионерскую поездку в Российскую империю. В Одессе он встречается с Герхардом Перком, книгоношей библейского общества, и вместе они отправляются в Крым. Пройдя многие города и селения на полуострове они неустанно проповедуют.
И Бог благословил их труд — 19 человек пожелали принять крещение, которое они и совершили в озере, неподалеку от п.Бердебуллат (ныне п.Привольное, 70 км от Симферополя). Согласно устава церкви Конради основывает первую общину Адвентистов Седьмого Дня в Российской империи.
Вместе с ними трехангельскую весть несли и другие пионеры адвентистского движения в России: Яков Ресвик, Герхард Перк, Конрад Лаубган, Яков Кляйн, Теофил Бабиенко. Но не просто было трудиться в стране, где любая проповедь, отличная от православного учения, строго каралась. Известны два документа Синода православной церкви, облеченные государственным правительством в форму закона.Первый от 1883 г — формально давал право «всем верующим вне православной церкви на исповедание своей веры и отправление своего культа». Только «чтобы при этом не были нарушаемы общие правила благочестия и общественного порядка». Также было запрещено распространять свои взгляды среди православного населения. Второй документ от 1891 года — стоит рассмотреть более детально: «Быстрый рост сектанства является серьёзной опасностью для государства. Всем сектантам должно быть воспрещено покидать своё место жительства. Все преступления против православной церкви должны разбираться не в Советах, а в духовных судах. Паспорта сектантов должны быть помечены особым образом, чтобы их нигде не принимали ни на работу, ни на жительство, пока жизнь в России не станет для них невыносимой. Дети их должны силой отбираться и воспитываться в православной вере». Царское правительство придало этому документу форму Закона: В Уголовный кодекс были внесены статьи 187 «За выход из церкви и присоединение к другому религиозному обществу — лишение всех гражданских и личных прав. В более легких случаях — полтора года исправительных заведений». Ст.196 «За распространение еретических или сектантских учений и пособничество в этом — ссылка в Сибирь, Закавказье или другие отдаленные места».
Несмотря на такие тяжелые условия, 14 лет посвященные служители несли трехангельскую весть во все уголки Российской империи. Пока не наступила знаменательная дата — 17 апреля 1905 года.
В этот период (1904-1905) идет русско-японская война, которая заканчивается для России поражением. По всей стране прокатываются волна стачек и забастовок. Рабочие, участвующие в стачках и забастовках, требовали равенства в правах: сословий, народностей, вероисповедания, гарантий демократических свобод, неприкосновенности личности, жилища, свободы слова, собраний, печати, обществ, союзов, амнистии политическим заключенным, прекращения войны. И под давлением демократической российской и международной общественности, активно боровшейся с таким отношения властей ко всем не православным, царь Николай II издает Именной высочайший указ, данный сенату, «Об укреплении веротерпимости» 17 апреля 1905 года Высочайшим повелением были отменены прежние ограничения для последователей не православных религиозных движений. А также разрешен свободный переход из православной церкви в инославные. Этим указом впервые в России была провозглашена религиозная свобода — свобода совести и были открыты новые возможности для развития адвентистской церкви в России. И руководство церкви Адвентистов Седьмого Дня направило царю Николаю II благодарственное письмо с выражением верноподданнической позиции. А также ходатайство о распространении на них и паству, обещанных в Манифесте от 17 апреля 1905 года религиозных свобод. Царь Николай II лично ознакомился с письмом и начертал на нем свой царственный автограф: «Сердечно благодарю общину за выраженные чувства». А царское правительство пожелало получить сведения о церкви Адвентистов Седьмого Дня, о её учении и позиции к государству. Вскоре после ознакомления, последовало официальное признание церкви христиан адвентистов седьмого дня царским правительством, что и было зафиксировано в разосланном по всем губерниям империи правительственном циркуляре от 6 ноября 1906 года, за подписью министра внутренних дел Петра Столыпина. После указа о веротерпимости адвентисты впервые начинают строить свои молитвенные дома. На тот момент в России было около трех тысяч адвентистов. С 1905 года периодически стал издаваться журнал на русском языке «Маслина», распространяются брошюры на разные темы. В Хельсинки издаётся на русском языке книга Еллен Уайт «Путь ко Христу». В 1907 году в Риге было учреждено адвентистское трактатное общество, которое издавало и распространяло по всей России книги, брошюры и журналы.
В ноябре этого года исполнится 107 лет, как церковь христиан адвентистов седьмого дня была официально признана царем Николаем II и его правительством. Как всё же схожи по своему влиянию миланский эдикт даровавший христианам возможность свободно исповедовать свою веру и не терпеть за это преследования, и указ «об укреплении начал веротерпимости» — открывший адвентистам широкие возможности с новой силой нести свет Евангелия и трехангельской вести в Российской империи. И сегодня мы, адвентисты — не гости на нашей земле, а полноправные члены общества. Мы несем христианские ценности, адвентистскую культуру, сотрудничаем с министерством здравоохранения Украины, открываем санатории и школы. По воле Господа трехангельская весть свободно шагает по украинской земле!
Максим Орел
список использованной литературы:
Е.Зайцев » История церкви адвентистов седьмого дня».п.Заокский.2008.
А. Григоренко. Эсхатология, милленаризм, адвентизм. История и современность. С-Петербург.2004.