Календарная Суббота или лунная Суббота: соблюдаем ли мы ложную Субботу?

saguaroMoon_seip Иудеи, адвентисты и другие, чтящие Субботу, отделяют каждый седьмой день как Субботу Господню в соответствии с повествованием о творении (Быт. 1:1-2:3) и в соответствии с четвертой заповедью Закона Божьего (Исх. 20:9-11). С недавнего времени, отдельные представители мессианских евреев и адвентистской церкви начали продвигать среди своих единоверцев теорию лунных Суббот.

Теория лунных Суббот

Данная теория утверждает, что еженедельное соблюдение фиксированного субботнего дня, начинающегося после захода солнца в пятницу и продолжающегося до захода солнца в субботу — это искажение «оригинальной» библейской субботы, основанной на лунном цикле. Защитники теории утверждают, что Суббота всегда выпадает на 8, 15, 22 и 29 день каждого лунного месяца.

Согласно библейскому солнечно-лунному календарю, каждый лунный месяц всегда начинается с новолуния, со дня, который сам по себе является праздничным днем. Первые шесть рабочих дней — это дни со второго по седьмой каждого месяца. Поэтому седьмой день, суббота, выпадает всегда на 8, 15, 22 и 29 число каждого лунного месяца. По этой причине она и называется лунной Субботой.1

Поскольку лунный месяц состоит из 29 ½ дней, в каждом месяце 4 недели, состоящих из семи дней и дополнительно еще один или два дня в зависимости от того, сколько дней в месяце — 29 или 30. Если вы придерживаетесь семидневной недели, это означает, что лунная Суббота может выпасть на любой день недели, потому что с каждым новым лунным месяцем, суббота выпадает на один или два дня позже, чем в прошлом месяце (см. ниже). В результате, человек, придерживающийся такой системы, сталкивается с достаточно серьезной проблемой — брать выходной на работе по ротационной схеме, то есть каждые четыре недели в разный день.

Еще одна сложность возникает из подсчета новолуния и дня перехода. Если Суббота выпадает всегда на 8, 15, 22 и 29 дни каждого лунного месяца, а первый день, день новолуния и 30 день месяца не считаются частью недели, сохранить семидневный ритм становится невозможным.

Согласно Писанию, не все дни были сотворены равными. Господь Яхве разделил дни на 3 категории (это разделение относится к каждому месяцу): новолуние; шесть рабочих дней; и седьмой день Суббота. 30 день, известный в астрономии как день перехода — обычный рабочий день, но не являющийся частью шестидневной недели, следующей после седьмого дня Субботы.2

День перехода (отмеченный желтым) и дни новолуния (отмечены синим, серым отмечены лунные субботы) не считаются частью регулярной недели, поскольку «новолуние — это день поклонения, он не берется в расчет при высчитывании недели«.3 По этой причине, при наличии в лунном календаре 30 дней, промежуток между Субботой 29 числа месяца и первой Субботой следующего месяца составляет не 6 дней, а 8 (день перехода, день новолуния и шесть рабочих дней).4

Израильский календарь

Трудно представить народ, который жил бы в более строгом соответствии с календарем, чем древний Израиль.5 Календарный год в Израиле был солнечно-лунным и состоял из 354 дней. Количество дней в месяце колебалось от 29 до 30 дней. Семидневная неделя не подчинялась лунному календарю, хотя, действительно, месяц в иудейском календаре неизменно начинался с появлением новой луны. Нет точной информации для объяснения, каким образом израильтяне могли регулировать неточный лунный календарь, чтобы синхронизировать его в соответствии с текущим годом по солнечному календарю. Но мы знаем, что в после-пленный период был добавлен еще один месяц между месяцами Адар и Нисан. Этот месяц, иногда называемый Веадар («и Адар»), добавлялся семь раз в течение 19 лет.

Израильская календарная система и годичный праздничный цикл были связаны с сезонами жатвы в еврейском календаре. Пасха, отмечаемая в 14 день первого месяца, и приношение снопа потрясения через два дня после Пасхи, всегда выпадали на период жатвы ячменя, время Дня пятидесятницы — на время жатвы пшеницы, а День искупления и Праздник кущей — на седьмой месяц после того, как были собраны остатки урожая (в основном, винограда и оливок). Так было в ветхозаветные времена и во времена Иисуса.

В то время как иудейские праздники отмечались в соответствии с лунным календарем, Суббота как седьмой день недели с ним не соотносилась. Она имела свое установленное время и не считалась частью еврейского праздничного цикла. Да, праздники зависели от Лунного календаря, но Суббота не зависела ни от чего, кроме Богом установленного семидневного цикла, который соблюдался со времени Сотворения.6 Через всю Библию проводится четкое разделение между праздниками, днями новолуния, субботами церемониальной системы (см. Лев. 16:31; 23:4-8; 25:4) и седьмым днем Субботой (Быт. 1:2-3; Исх. 20:8-11; 28:9; Лев. 23:3; Втор. 5:12).

Тезисы, выдвигаемые сторонниками соблюдения лунной Субботы

Тезис 1 — «Седьмой день Суббота выпадает на каждый 8, 15, 22 и 29 дни лунного месяца»7

а. Все церемониальные Субботы были привязаны к определенным датам. Пасха — на 14 день первого месяца (Лев. 23:5); Праздник опресноков — на 15 день первого месяца (Лев. 23:6); Праздник начатков (или первых плодов) — на 16 день первого месяца (Лев. 23:10,11); Праздник Пятидесятницы — после Праздника первых плодов (Лев. 23:16), Праздник труб — в первый день седьмого месяца (Лев. 23:24); День искупления — в десятый день седьмого месяца (Лев. 23:27); Праздник кущей — в пятнадцатый день седьмого месяца (Лев. 23:34).

Итак, Бог привязал каждую церемониальную субботу к определенному дню. Если бы Он хотел, чтобы еженедельная Суббота соблюдалась в 8, 15, 22 и 29 день месяца, почему в Библии ничего не говорится о том, что израильтянам повелевалось соблюдать Субботу в эти дни? Разве еженедельная Суббота не важнее ежегодных (церемониальных) суббот?

б. Согласно Чис. 33:3, исход евреев из Египта произошел в пятнадцатый день первого месяца. Пятнадцатый день был днем после Пасхи. «Из Раамсеса отправились они в первый месяц, в пятнадцатый день первого месяца; на другой день Пасхи вышли сыны Израилевы под рукою высокою в глазах всего Египта…». Они начали свое путешествие в 15 день месяца, когда была еще ночь. Е. Уайт пишет: «До наступления зари они уже были в пути«.8 Если 15 день был Субботой, это был бы их первый полный день пути. В свете стиха Мф. 24:20, где Иисус говорит ученикам: «Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу…», маловероятно, что Бог начал исход Своего народа из Египта в Субботу.

в. Народ израильский пришел в пустыню Син «в пятнадцатый день второго месяца по выходе их из земли Египетской» (Исх.16:1). И снова, они путешествовали в 15 день; поэтому он не может быть Субботой.

г. в Ис. Нав. 5:10-12 отмечается, что манна перестала падать на 16 день первого месяца:

«И стояли сыны Израилевы станом в Галгале и совершили Пасху в четырнадцатый день месяца вечером на равнинах Иерихонских; и на другой день Пасхи стали есть из произведений земли сей, опресноки и сушеные зерна в самый тот день; а манна перестала падать на другой день после того, как они стали есть произведения земли, и не было более манны у сынов Израилевых, но они ели в тот год произведения земли Ханаанской».

Пасха была на 14 день первого месяца. На 15 день они ели то, что нашли на земле, а на 16 день манна падать прекратила. Если манна прекратила падать на 16 день первого месяца, значит, она должна была падать в 15 день, иначе текст бы упомянул, что она прекратила падать в 14 или 15 день. Следовательно, 15 день не может быть Субботой, потому что Бог никогда не давал манну в Субботу.9

Мы рассмотрели четыре библейских текста, которые показывают, что 15 день месяца не мог быть Субботой. Сам по себе этот факт уже демонстрирует ложность теории лунных Суббот. Основной аргумент теории звучит не столь уж и убедительно, как этого хотят её сторонники.

Тезис 2 — «Бог разделил дни месяца на три категории: дни новолуния, шесть рабочих дней и седьмой день Субботу. Следует учесть, что тридцатый день не считается частью шестидневной недели.10

а. Согласно Быт. 1:1-2:3, Бог создал две категории дней: шесть рабочих дней и Субботу. Это подтверждается в 10 заповедях в Исх. 20 и Втор. 5. «Шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой — суббота ГОСПОДУ, Богу твоему: не делай в оный никакого дела…» (Исх. 20:9, 10).

б. Существует свидетельство о том, что народы древней Месопотамии праздновали новолуние еще в третьем тысячелетии до нашей эры.11 Но, в Библии новолуние не упоминается вплоть до времен Моисея. Единственное предписание относительно новолуния в Ветхом Завете относится к повелению о всесожжении в Чис. 28:14. Хотя в Ам. 8:5 и говорится о том, что нельзя работать в день новолуния, другие тексты показывают, что этот день не был днем покоя. Например, Израильтяне покидают Египет в первый день месяца (Чис, 33:3); Моисею было сказано поставить скинию собрания в первый день месяца (Исх. 35:2); Ездра начинает свое путешествие в Иерусалим в первый день месяца (Ез. 7:9). У. Халлоу пишет: «Только первый день месяца Тишрей носил характер особого дня, но даже здесь библейский текст, как известно, избегает термина «rōš haššānā», головы года«.12

Даже если новолуние и было днем покоя подобно Субботе, указаний на то, что оно не считалось частью шестидневной недели, как все остальные церемониальные субботы в Лев. 23, нет. Почему субботы годичного цикла должны являться частью шестидневной недели, а новолуние нет?

в. То, что недели в Ветхом Завете были постоянным нерушимым циклом, который не прерывался новолунием, хорошо показано в Лев. 23:15, 16.

«Отсчитайте себе от первого дня после праздника, от того дня, в который приносите сноп потрясания, семь полных недель, до первого дня после седьмой недели отсчитайте пятьдесят дней, и тогда принесите новое хлебное приношение ГОСПОДУ…»

Семь Суббот — это 49 дней, и день после последней Субботы — это пятидесятый день. Такое может быть только в том случае, если недели считаются как непрерывный цикл из семи дней. Это подтверждается и сроками Потопа. Согласно Быт. 7:24 «Вода же усиливалась на земле сто пятьдесят дней». Дождь начался «в шестисотый год жизни Ноевой, во второй месяц, в семнадцатый день месяца» (Быт. 7:11) Ковчег остановился на горе Арарат спустя пять месяцев «в седьмом месяце, в семнадцатый день месяца» (Быт. 8:4). Это очевидное свидетельство того, что библейский месяц состоит из 30 дней; следовательно, 150 дней — это пять месяцев, которые не прерываются днями новолуния.

Тезис 3 — «Евреев заставили отказаться от лунного календаря и принять языческий календарь римлян».

Юлианский/Грегорианский календарь никогда не менялся, его семидневный цикл был изменен однажды (изначально был восьмидневный цикл) приблизительно во время правления Константина в 321 н.э. …Большинство людей не знают о том, что восьмидневная неделя в изначальном юлианском календаре не признавалась в еврейской диаспоре во времена Христа. …Только после того, как Рим захватил Иерусалим в 70 г. н.э., евреи стали принимать римские обычаи и их календарь.13

Следы соблюдения семидневной недели можно найти среди ранних цивилизаций Среднего Востока. Месопотамские астрологи посвящали каждый день одному из семи небесных тел — Солнцу, Луне и пяти основным планетам, видимым невооруженным глазом. Израильтяне всегда придерживались семидневной недели, как это ясно показано в Быт. 1:1-2:3 и Лев. 23:15, 16. У других народов недельный цикл был разной протяженности.14

Римский восьмидневный календарь был изменен на семидневный раньше — в имперский период, а не во времена Константина.15 Если евреев заставили отказаться от своего лунного календаря и принять языческий юлианский календарь либо после 70 г. н.э., либо во времена Константина, должно быть немало свидетельств из ныне существующих, что это изменение имело место.

Евреи всегда были постоянны и верны соблюдению Субботы. Если бы они верили, что Бог дал им лунную Субботу, они бы не отказались от этого без всякой борьбы. Об этом было бы записано в исторических летописях — о сопротивлении евреев и их нежелании менять их обычай соблюдения Субботы.

Поскольку евреи были рассеяны среди народов по всему миру, потребовались бы целые армии миссионеров для того, чтобы убедить и заставить евреев принять недельный цикл и отказаться от соблюдения Субботы согласно лунному календарю. По всему миру должны были быть еврейские диаспоры, которые бы ревностно придерживались традиций, данных Богом. Такие ревностные евреи, соблюдающие лунную Субботу, должны были бы быть и в наши дни.

Но все совсем наоборот. История умалчивает о подобных фактах. Не существует записанных повелений об изменении лунной Субботы на недельную Субботу, и сегодня евреи по всему миру соблюдают Шаббат в Субботу (с соответствии с календарем).

Если между двумя группами возникают разногласия, это всегда ведет к расколу, когда одни верят так, другие иначе. Произойди подобные перемены в вопросе соблюдения Субботы, мы были бы свидетелями раскола внутри иудаизма. Да, в иудаизме был раскол, но причиной его не была теория лунных Суббот. Этот раскол произошел между караимами и приверженцами раввинистических традиций, и причиной его стали разногласия в исчислении праздников.

С точки зрения математики, шансы того, что евреи по всему миру перешли с лунного календаря на недельный, и в истории этот факт никак не отражен, почти сведены к нулю. Это самое слабое звено в теории лунных Суббот.

Заключение и выводы

Сторонники теории лунных Суббот утверждают, что лунно-солнечный календарь является подлинно библейским календарем, в соответствии с которым Суббота всегда выпадает на 8, 15, 22 и 29 день месяца. Новолуние и 30 день месяца не считаются частью недели. Они также утверждают, что евреи под натиском Рима приняли юлианский календарь (с его беспрерывным семидневным циклом) взамен лунному.

Наше исследование показало, что подобные тезисы не поддерживаются Библией и историей. Библейская Суббота, как седьмой день недели, была установлена еще в Эдеме, и этот день соблюдался евреями всегда. Подобно остальным праздникам, и новолуние было частью недельного цикла. Е. Уайт пишет:

«Подобно субботе, неделя берет свое начало от сотворения мира; оставаясь неизменной, она дошла до нас посредством библейской истории. Сам Бог размерил первую неделю как образец для всех грядущих недель до конца времен. Каждая неделя состоит из семи буквальных дней«.16

Следует еще раз подчеркнуть, что все аргументы сторонников лунной Субботы сводятся к вопросу — привязал ли Бог Субботу к лунному календарю, как Он сделал это с церемониальными праздниками, или же Он установил недельный цикл, включая Субботу еще при творении, и сохранил его до наших дней. В Библии нет убедительных аргументов в пользу того, что Суббота была привязана к лунному циклу. Наоборот, Библия ясно говорит о том, что неделя имеет повторяющийся цикл, состоящий из семи дней и заканчивающийся Субботой. Этот факт поддерживается Словом Божьим, трудами Духа пророчества и историей.

Герхард Пфандл, помощник директора Института библейских исследований

­­­­­­­­­­­___________________________________­­­­­

1 www.worldstastchance.com, «Saturday Sabbath? Or Lunar Sabbath?» (accessed January 2011).
www.worldstastchance.com, «Three Months in a Row» (accessed January 2011).
Arnold Bowen, «The Lunar Sabbath», page 1 (http://www.lunarsabbath. Org/accessed January 2011).
Я выражаю свою признательность Терри Хиги за график. Ее неопубликованная рукопись «Challenges Regarding the Lunar Sabbath» содержит убедительные контраргументы относительно теории лунных Суббот.
5 G. W. Bromiley, ed,. The International Standard Bible Encyclopedia, revised, 4 vols. (Grand Rapids, MI: Wm. B. Eerdmans, 1988), 1:576.
См. Gerhard F. Hasel, «Sabbath» in Anchor Bible Dictionary, ed. David Noel Freedman (New York: Doubleday, 1992), 5:849-856.
7 www.worldstastchance.com, «Time by Design.» (accessed January 2011).
8 Е.Уайт, Патриархи и пророки (Mountain View, CA: Pacific Press, 1958), стр. 281.
9 Я выражаю свою признательность М. Педрин за материал для этой статьи. Его неопубликованная рукопись «The big Lie» также представляет убедительные аргументы против теории о лунной Субботе.
10 www.worldstastchance.com, «Three Months in a Row» (accessed January 2011).
11 См. William W. Hallo, «New Moons and Sabbaths: A Case-study in the Contrastive Approach», Bible and Spade 9 (1980).
12 Там же, 64.
13 K.L. French, «The Creator’s Calendar», unpublished manuscript, 3, 4.
14 В Ассирии соблюдали 6 дней, в Египте — 10; в Китае — 15. Древние германцы пользовались пятидневным циклом; в древнем Риме существовал 8-дневный цикл.
15 «В течение двух первых веков н.э. греко-римский мир, в основном, пользовался семидневной неделей, выдвинутой астрологами» (Encyclopedia Britannica), 15th edition, s.v. «Church Year»).
16 Уайт, Патриархи и пророки ((Mountain View, CA: Pacific Press, 1958), стр. 11.

Статья взята из Бюллетня Института библейских исследований Генеральной Конференции стр. 43

Exit mobile version