И хотя на эту тему сказано очень много и написано достаточно книг, но вопросы возникают вновь и вновь. Хотим вам порекомендовать ответы на некоторые из них руководителей и специалистов отдела семейного служения церкви, взятые со странички отдела молодёжного служения Евро-Азиатского дивизиона.
Вопрос: Я задумываюсь о создании семьи. Посоветуйте, детей надо заводить сразу после свадьбы, или подождать какое-то время, чтобы подготовиться… С одной стороны, хорошо быть подготовленным, с другой, придется предохраняться, а не хочется, да и не удобно как-то. Слышал, что вообще нельзя это делать христианам. Но мы с моей невестой из малообеспеченных семей, у нас еще нет своего жилья и постоянной работы. Только не говорите, что не нужно жениться, пока нет всех этих условий. Их, может быть, всю жизнь не будет. Что же, нам совсем не жениться?!
Ответ (Либеранская А.В. — директор отдела семейного служения Евро-Азиатского дивизиона. Здесь и далее — ЕАД):
По поводу контрацепции. Некоторые виды контрацепции описаны в книге «Прежде, чем ты скажешь „Да“» (это пособие по добрачному консультированию) на странице 110. Пара должна внимательно изучить эти способы и обсудить приемлемые для нее виды предохранения, чтобы быть уверенными и спокойными во взаимоотношениях. Ведь ничто так не портит сексуальные отношения в семье, как страх перед незапланированной беременностью. Бывает, что это приводит супругов (особенно женщин) к стрессу, непониманию, охлаждению в отношениях.
Что же Библия и Дух Пророчества говорят о планировании семьи?
Господь, создав первую супружескую пару, благословил их такими словами: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю» (Быт. 1,28).
Женщина была прекрасно подготовлена к рождению детей, могла рожать много раз без ущерба для своего великолепного здоровья. Божий план по отношению к размножению человеческого рода вначале был иным, чем сегодня, когда мир поражен грехом и здоровье людей далеко от совершенства (Быт. 1,22). Женский организм работал ритмично, как хорошие часы. Женщина была способна забеременеть только по окончании грудного вскармливания ребенка. А этот период длился довольно долго — до трех лет.
С умножением греха здоровье человека ослабевало. Продолжительность жизни стала укорачиваться, люди стали ниже ростом, утратили первозданную красоту. Из поколения в поколение генетический код человека искажался, что вызывало все более глубокие нарушения в женском и мужском организме, в том числе в детородных функциях.
В Библейском Комментарии АСД (т.8, с.296) читаем: «После согрешения Бог все же доверил женщине очень важную часть служения — рождение и воспитание детей. Честное и добросовестное отношение к выполнению этих обязанностей давало ей возможность искупить свою вину. Но спасение не зависит от количества рожденных ею детей, как некоторые понимают».
Учитывая особенности здоровья поколения последнего времени, Дух Святой побуждает Эллен Уайт написать:
«Родители имеют право думать об увеличении своей семьи только в том случае, если уверены, что их дети смогут получить хороший уход и воспитание. Если ребенок из года в год находится на попечении матери, то это является вопиющей несправедливостью по отношению к ней. Это умаляет и часто разрушает общую радость и умножает несчастья в семье. Это лишает детей заботы, правильного воспитания и счастья, которое родители, осознающие свой долг, должны давать им» (Христианский дом, с. 134).
Вопрос: Как Церковь АСД относится к членам церкви, которые женятся или выходят замуж не за адвентистов?
Ответ (Либеранская А.В. — директор отдела семейного служения ЕАД):
Исторически христианские церкви всегда рассматривали брак христианина с неверующим или инаковерующим как грех.
Сегодня этот вопрос стоит особенно остро, свидетельствуя о деградации христианского менталитета. На самом деле вопрос не в том, позволительно ли христианину связывать свою жизнь с нехристианином, а в том, почему некоторые христиане так упорно стремятся связать свою жизнь с людьми, которые не любят Господа Иисуса? Исследуя Слово Божие, можно однозначно утверждать, что Бог расценивает смешанные браки как грех, нарушение Его благой и совершенной воли, влекущее за собой многочисленные трудности и духовное падение.
После того, как Бог вывел Свой народ из Египта и вступил с ним в завет, Он полностью запретил браки с языческими народами, окружавшими Израиль.
В Исх. 23:32-33 и 34:12 Бог запрещает вступать с языческими народами в завет (а значит и брак). «Не заключай союза ни с ними, ни с богами их; не должны они жить в земле твоей, чтобы они не ввели тебя в грех против Меня; ибо если ты будешь служить богам их, то это будет тебе сетью» (Исх.23:32-33).
«Смотри, не вступай в союз с жителями той земли, в которую ты войдешь, дабы они не сделались сетью среди вас» (Исх.34:12, 15).
В Исх. 34:16 мы видим ясный запрет против брака с языческими народами.
«Не бери из дочерей их жен сынам своим, дабы дочери их, блудодействуя вслед богов своих, не ввели и сынов твоих в блужение вслед богов своих» (Исх.34:16).
Бог повторил этот запрет перед входом в землю обетованную:
«Не вступай с ними в союз и не щади их; и не вступай с ними в родство: дочери твоей не отдавай за сына его, и дочери его не бери за сына твоего; ибо они отвратят сынов твоих от Меня, чтобы служить иным богам, и тогда воспламенится на вас гнев Господа, и Он скоро истребит тебя» (Втор.7:2-4).
Неемия называет смешанный брак грехом:
«Вы делаете все сие великое зло, грешите пред Богом нашим, принимая в сожительство чужеземных жен?» (Неем.13:27)
Ездра называет такой брак «беззаконием» (9:2,6), «отступлением (9:10-12) и «нарушением» заповедей (9:14) и призывает к покаянию (гл. 9-10).
В каждом случае запрета Бог объясняет, что брак с язычниками угрожает избранному народу утратой благословений Неба. Непослушание истинному Богу, поклонение языческим идолам приведет к тому, что народ Израильский приобретет все те пороки, которыми страдают языческие народы. Чтобы уберечь Свой народ от гибели и вырождения, Господь подвергал его справедливому наказанию.
«Посему всячески старайтесь любить Господа Бога вашего. Если же вы отвратитесь и пристанете к оставшимся из народов сих, которые остались между вами, и вступите в родство с ними и будете ходить к ним и они к вам, то знайте, что Господь Бог ваш не будет уже прогонять от вас народы сии, но они будут для вас петлею и сетью, бичом для ребр ваших и терном для глаз ваших, доколе не будете истреблены с сей доброй земли, которую дал вам Господь Бог ваш» (И.Нав.23:11-13).
Брак верующего с неверующим — это риск. Какие же могут возникнуть проблемы?
Во-первых, для неверующего основой брака является только взаимная любовь и согласие. Для верующей половины это хорошо, но недостаточно. Верующий воспринимает брак как вечный завет, заключенный в присутствии Бога. Для неверующего верность — понятие скорее абстрактное. Для него важнее всего чувства. Пока любовь есть — все в порядке. Но может случиться так, что чувства потускнеют, и неверующий супруг скажет своей верующей избраннице: «Я тебя больше не люблю. Я полюбил другую. Что поделаешь? Сердцу не прикажешь. Нам надо расстаться». Что ей останется делать? Взывать к его совести? Заявить, что Бог против разводов? Для него эти аргументы не имеют смысла.
Во-вторых, есть риск супружеской измены. «Если Бога нет, тогда все позволительно».
В-третьих, у верующих и неверующих различные жизненные ценности. А это почва для разногласий и споров. Вам будет трудно договориться о том, как воспитывать детей, можно ли выпивать, стоит ли смотреть фильмы ужасов и что плохого в легкой эротике…
Правда, если быть честным, то принадлежность к церкви мужа и жены — не гарантия счастливого брака. Но поверьте, корректировать поведение, влиять на мотивы и наставлять людей, которые имеют семейные проблемы, но боятся Бога, в церкви гораздо проще.
Прежде, чем вы скажете «да», внимательно изучите взгляды вашего избранника и его религии на брак и развод, многобрачие, аборты, отношение к женщине и т.п. Все ли вас устраивает? Что говорит об этом Библия? Конечно, решение принимать вам. Но помните, что ответственность за свой выбор будете нести также именно вы.
Желаю вам всех благ и мудрости в выборе спутника жизни!
Вопрос: Можно ли обниматься и целоваться со своей девушкой? Разрешен ли петтинг? Ведь Библия ничего не говорит об этом. Только написано: «Не прелюбодействуй».
Ответ (Либеранская А.В. — директор отдела семейного служения ЕАД):
Сексуальные побуждения — естественны. Нет греха в желаниях, если человек может контролировать свои эмоции и управлять своим поведением. То, что создано Богом, не может быть дурным!
Сексуальное влечение можно сравнить с голодом. Не грех ощущать чувство голода, но украсть еду, чтобы утолить голод — безусловно, грех. Так же и секс сам по себе не грешен, но если мы удовлетворяем свое желание неподобающим, незаконным образом — это грех.
Блуд и прелюбодеяние — грех (Ефес.5:3): «Блуд и всякая нечистота… не должны даже именоваться у вас». Одна из заповедей Божьих охраняет благополучие и счастье семьи: «Не прелюбодействуй».
Итак, сексуальные отношения до брака и вне брака — грех. А если… не очень сексуальные? Петтинг, например?
На самом деле петтинг — прикосновения, объятия, поцелуи, ласки, вызывающие эротическое возбуждение, но исключающие половой акт — это разновидность сексуальных отношений. Многие молодые пары практикуют такие отношения, успокаивая себя тем, что «ничего не было». Дух Пророчества говорит об этом просто: «Не играйте с огнем, который может обжечь вашу душу и мысли. Сатана пытается показать невинность и привлекательность греха, но конец его — смерть».
На практике петтинг чаще всего завершается тем, что не было запланировано. Первый поцелуй кажется невинным, но очень волнует кровь, и скоро чувства распаляются, требуя новых волнующих переживаний. Тога парень ищет более интимных отношений, и эту лавину уже трудно остановить, а разум дает сбои. Даже сталь плавится, если её долго подвергать воздействию высоких температур.
«Избегай блуда» — это правило, касающееся не только сексуальных отношений, но и помыслов, чувств, поведения.
Вопрос: Мой папа неверующий, а мне бы так хотелось, чтобы он узнал Бога! Но я замечаю, что дома своим поведение не славлю Его — раздражаюсь на родителей, которые слишком опекают меня. Как научиться сдерживать себя, не препираться, относиться родителям с почтением? Мама у меня верующая, а папа — нет, и он против, чтобы я поступала учиться в христианский университет в Буче. Как быть?
Ответ (Либеранская А.В. — директор отдела семейного служения ЕАД):
Эмоции — это часть естества каждого человека. Проявляя эмоции, мы показываем свое отношение к той или иной ситуации. Управлять ими порой трудно, но возможно. Действительно, каждый человек должен понимать, что этот процесс нельзя пускать на самотек, мы обязательно должны научиться управлять своими эмоциями.
Важно обратиться к Божьей силе, потому что Бог, сотворивший мир эмоций, конечно же, знает, как им управлять. Наша задача — осознать свою нужду в Спасителе и просто сказать: «Господи! Что со мной? Я вижу, что реагирую неправильно, помоги мне!» Бог всегда слышит такую молитву — по-детски простую, но искреннюю. Попросите Господа, чтобы Он убрал раздражение и ненависть и послал в сердце мир и любовь. И второй важный момент. После молитвы нельзя останавливать работу самоконтроля. Есть хороший способ — записывать свои мысли на бумаге, вести дневник своих чувств и эмоций. Напиши, что тебя гложет, не дает покоя. Постарайся встать на место близких, понять их позицию. Сформулируй свои аргументы и постарайся понять, что именно тебя раздражает, огорчает в отношениях с родными людьми.
Когда записываешь свои мысли на бумаге, становится легче. Наступает момент прощения и принятия близких без условий, такими, какие они есть. Это, может быть, не решит до конца твои проблемы, но определенно поможет адекватно реагировать и не раздражаться, как раньше.
«Никто из нас, живя в этом мире, не может не оказывать известного влияния на него. Никто из членов семьи не может замкнуться в самом себе так, чтобы другие члены семьи не ощущали его влияния и духа. Само выражение его лица производит влияние к добру или ко злу. Его дух, слова, поступки, его отношение к другим являются очевидными. Если он живет эгоистичной жизнью, то его окружает болезнетворная атмосфера; но если он исполнен любовью Христа, то он будет вежлив, добр, нежен с другими, общаясь со своими ближними посредством дел, совершаемых с любовью, заботой, благодарностью. Он будет при этом излучать счастье». (Христианский Дом. Стр. 33)
Вопрос: Как реагировать на родителей, которые всегда ссорятся и недовольны друг другом?
Ответ (Либеранская А.В. — директор отдела семейного служения ЕАД):
Семейная жизнь без ссор и конфликтов не только желанна, но и, безусловно, возможна. Если супруги имеют общее жизненное основание и строят свою совместную жизнь на христианских ценностях, то ссоры в их доме не являются постоянными обитателями, а носят характер временных разногласий, которые можно разрешить в свете Писания. Обе стороны прилагают старания для сохранения мира и любви.
Вопрос: У меня есть девушка, тоже, как и я, адвентистка. Она меня любит, а я сомневаюсь в своих чувствах к ней. Что мне делать? Как мне понять Божью волю? Пожалуйста, не давайте банальных ответов. Я молюсь, она тоже молится. Мы оба прислушиваюсь к советам, пытаемся заметить знаки, поддерживающие наш союз или не одобряющие его. Но ясности пока нет, одни противоречия. Где же истина? Как мне понять?
Ответ (Либеранская А.В. — директор отдела семейного служения ЕАД):
Много ошибок совершают люди, когда молятся о друге жизни и ожидают ответа от Бога. Очень жаль, что промахи в этом деле приносят горькие плоды в семейной жизни.
Вот ошибки, которые чаще всего совершают люди, ищущие друга жизни:
- В молитве настаивают на своем, не давая Богу выполнить Его волю.
- Ставят Богу условия.
- Слишком доверяют своим сновидениям, которые чаще всего никакого отношения к голосу Бога не имеют.
- Советуются с людьми, не имеющими духовного авторитета.
- Прислушиваются к мнению подруг и друзей, не имеющих жизненного опыта.
- Не внимают советам любящих верующих родителей.
- Не читают Библию, в которой выражена воля Божья, чтобы учесть ошибки прошлых поколений.
- Обращаются к гадалкам и волшебникам, доверяют гороскопам и астрологическим таблицам.
- Не имеют опыта общения с Богом в других жизненных ситуациях, а потому не могут различить его голос.
Очень часто голос Божий раздается в наших мыслях и чувствах, как тревожный колокольчик. Он звенит и звенит, не давая покоя, так что у человека становится все больше сомнений — а того ли человека он избрал другом жизни. Тогда нужно посмотреть на ситуацию сквозь призму учения Библии, Духа Пророчества, сравнить советы авторитетных людей и молиться, чтобы Божьи предостережения в виде тревоги, которая нас одолевает, усилились. Если Бог против нашего выбора, колокольчик будет звенеть громче. Расстанемся с этим человеком, колокольчик умолкнет. После такого поступка приходит облегчение, вы чувствуете себя спокойно и уверенно. Не забудьте поблагодарить Бога за ответ и участие в вашей жизни, за услышанную молитву.
Если многие ваши условия сбываются, но в душе продолжает звучать предостерегающий колокольчик, прислушайтесь к этому голосу и серьезно пересмотрите все основания для тревог и опасений. С вами беседует Бог, не желая вам беды и горя.
Вопрос: Как проводить семейные богослужения, если в доме неверующий папа? Как это сделать красиво?
Ответ (Нейкурс Л.Д. — директор отдела семейного служения Западно-Российского Союза):
Богослужения можно проводить короткие, но содержательные. Не нужно настаивать на изучении Библии, лучше обсуждать общечеловеческие ценности — доброту, честность, трудолюбие и т.п. Против этого папа, скорее всего, не будет протестовать. Молитесь о его здоровье, благополучии, мудрости. Лучше, если это будут делать дети. Но если папа категорически против участия в любых богослужениях, то лучше вообще не приглашать его на богослужение, а только рассказывать по вечерам, чему хорошему дети научились благодаря Библии.
Трудно отвечать на этот вопрос, когда нет никаких сведений о его характере, понятиях и претензиях.
Людмила Микитюк