Слово или хлеб? — размышления над ежедневной главой

Просьба женщины-хананеянкиВ 15 главе книги Матфея мы видим описание нескольких ни чем особенно  не связанных между собой эпизодов жизни и деятельности Иисуса как Мессии.

Первый эпизод — стычка с «фарисеями» по вопросу омовения рук, второй — исцеление дочери женщины-хананеянки, и третий — насыщение четырех тысяч человек семью хлебами и рыбой. Что тут сказать — все эпизоды весьма известны, а книг, статей и проповедей на эту тему существует уже достаточно много. Тем не менее, всегда полезно — вспомнить о том, как мыслил и вел себя Иисус, наш Господь, живя среди людей.

Первый эпизод.

К Иисусу пришли с претензией «фарисеи». По ответу Иисуса делаем вывод, что все же мотивы поступков важнее самих поступков. Всевышний видит не только дело сделанное человеком, но и мотивы, приведшие к нему. Выходит, что религия Иисуса, была гораздо более глубокой, чем религия фарисеев, при том, что фарисеи считались очень набожными людьми. Может сложиться впечатление, что Иисус просто хотел защитить Своих учеников и «закрыть рот» заносчивым и назойливым фарисеям, но это не так. Иисус был учителем не только своих учеников. Он понимал, что важна каждая возможность донести свет истины до нуждающихся в этом свете людей.

В этом эпизоде не идет речь о том, чтобы не мыть руки перед едой. У фарисеев существовало устное предание, которое позже было записано в книгу, которую назвали «Мишна». Это предание содержало подробное описание омовения рук, с указанием количества воды и даже количества подходов для омовения. То есть, скорее всего, ученики омывали руки не по тому ритуалу, который был принят среди фарисеев. В подобных человеческих рекомендациях нет ничего плохого. Плохо было то, что люди неправильно относились к этим изобретениям.

Проблема в том, что этот и ему подобные ритуалы были в глазах простого народа неким знаком особой святости, потому что фарисеи были весьма почитаемы простыми людьми. Таким образом, фарисеи, придя к Иисусу, хотели как бы сказать: «почему, претендуя на особую святость, Твои ученики не делают того, что почитается в народе за святость?» По этой причине Иисус и обратил внимание свидетелей Его разговора с фарисеями, на приоритет заповедей Божьих перед заповедями человеческими, как единственного критерия святости. Будет ошибкой полагать, что Иисус был против чистоты рук. Иисусу важно было научить людей правильно расставлять приоритеты.

Эпизод второй, связан с исцелением девочки.

Главное в этой истории не сам факт исцеления, а позиция матери — язычницы и оценка этой позиции Господом. Наверное, если бы Иисус не сказал после слов женщины: «…но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их.» (Мф.15:27) совсем ничего, то ученики посчитали бы это нормальным и весьма правильным, ведь мы знаем из истории, об отношении евреев к другим народам. Но женщина вместо того, чтобы оскорбится словами Иисуса, а ведь он по сути назвал ее собакой, приняла эту реальность и нашла в ней просвет. Иисус дал ей столько крошек, что ей было более чем достаточно. После ее слов Иисус уже не стал испытывать ее веру. В тот же час дочь ее стала здорова.

На самом деле эта история не о жестокости и грубости, как может показаться, эта история о искаженном понимании евреями того времени Бога Израилева. Женщина, принявшая такую не лучшую расстановку приоритетов, разорвала этот шаблон и таким образом помогла своей дочери, оказавшись человеком лучше понимающим Бога по сравнению с учениками Иисуса. Иисус желал ей помочь, но хотел преподать урок и Своим ученикам. Женщина пошла домой воодушевленной, утвердив свою веру, дочка стала здорова, а ученики получили новую порцию пищи для ума.

Третий эпизод самый сложный для моего понимания.

Иисус раздал хлеб и рыбу и она умножилась!!! Как это возможно? Я видел исцелившихся людей, я видел другие невероятные события, но чтобы хлеб умножался? Очень необычно.

Хотя народ, который участвовал в этом событии, несомненно был рад тому. Люди так вдохновились, что готовы были ради таких возможностей нового Учителя, сделать Его царем. (Иоан.6:15) Но вот Иисус совсем не был рад этому. Его не радовал тот факт, что хлеб занимал в жизни и сознании этих людей главное место. В этом эпизоде Иисус как раз и показал, истинную ценность вещей. Предмет такой заботы и внимания людей, появился просто из воздуха, ниоткуда. Позицию Иисуса мы можем узнать из Его ниже следующих слов: «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих». (Мф.4:4)

«Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть? И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры! Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы.» (Мф.6:25-34)

Что же было ценнее в тот момент — слова Иисуса или хлеб, который появился по Его слову? Умножив хлеб, Иисус, таким образом, уменьшил его значение.

Нам очень полезно иногда об этом вспоминать.

Пастор Валентин Сухин

Exit mobile version