Что Эллен Уайт писала о совершении обряда вечери Господней?

Служение Вечери ГосплднейНеоднократно в Центр исследования трудов Елены Уайт поступали вопросы, связанные с совершением обряда Вечери Господней. Обычно эти вопросы касаются трех аспектов:

Поэтому ответ на этот вопрос будет состоять из трех частей.

Можно ли использовать во время служения Вечери Господней индивидуальные стаканчики или необходимо использовать общую чашу?

Приводим ответ, который дал сын Елены Уайт Уильям Уайт, 24 июня 1929 г. из Элмсхэвэна. На протяжении многих лет Уильям помогал своей матери Е. Уайт в служении. Он посвятил всю свою жизнь исследованию трудов Духа пророчества. «Отвечая на вопросы, представленные сестре Уайт относительно уместности и преимущества использования индивидуальных чашечек во время служения Вечери Господней, сестра Уайт дала один ответ. Она считала, что по этому вопросу не должны возникать разногласия в какой бы то ни было церкви. Если Церковь была единодушной в своем желании использовать одну общую чашу, или если ее члены озабочены риском для их здоровья, это их право следовать своему выбору.

С другой стороны, если какая-либо Церковь полагает, что целесообразно использовать индивидуальные чашечки, никто не должен считать, что это мнение ошибочным. Кроме того, она (Е. Уайт) констатировала, что, учитывая состояние здоровья людей в это последнее время, она полагала, что более безопасно использовать индивидуальные чашечки. Она сама принимала участие в Вечере в общинах, где использовались индивидуальные чашечки.

Необходимо учитывать тот факт, что сестра Уайт получила достаточно света относительно Вечери, праздновавшейся Иисусом Христом и Его учениками. Она много написала относительно празднования Вечери Господней Его народом в эти последние дни, раскрывая практически каждую фазу духовного состояния, в котором мы должны пребывать, принимая участие в служении Вечери. Также необходимо помнить, что ни в одной из ее книг, ни в одной из ее статей, ни в одной из ее рукописей и ни в одной из ее проповедей, она никогда не заявляла, что во время служения Вечери рекомендуется использовать одну общую чашу. Поэтому, учитывая все эти факты, а также то, что она одобряла использование индивидуальных чашечек и сама пользовалась ими, я полагаю, можно утверждать, что мы совершенно свободны в выборе способа участия в Вечере, который наиболее предпочтителен во избежание передачи болезни».

Этот ответ был подготовлен Центром наследия Елены Уайт при Генеральной конференции на основе ответа Уильяма Уайта.

Вашингтон 10 сентября 1968 г.

Какова была практика ранней адвентистской церкви в обряде ногоомовения и что Елена Уайт писала об этом обряде?

Уже в 1844 году адвентисты совершали ногоомовение по примеру Иисуса Христа, который омыл ноги Своим ученикам перед самой Вечерей. Об этом можно прочитать в газете «Полночный крик», которую издавал Джошуа Хаймс, сподвижник Уильяма Миллера, возвещавшего скорое пришествие Христа на землю. Те, кто практиковал ногоомовение, делали это, потому что они осознавали, что живут перед самым пришествием Господа, и они хотели, чтобы их сердца были приготовлены. «Наша встреча закончилась в субботу после обеда принятием символов ломимого тела и пролитой крови нашего драгоценного Спасителя. Это было действительно необычным временем. Мы радовались в надежде скорой встречи за столом в новом царстве. Вечеря закончилась, некоторые из нас полагали, что было бы очень хорошо, если мы омоем ноги друг другу, помня, что наш Господь и Учитель омыл ноги ученикам, оставив им пример, чтобы они поступали также. См. Ин.13; 1Тим.5:9-10» (Г.В. Пивей, конференция в Гратион, штат Вермонт, Полуночный крик, 8, № 3, август 1844 г., с. 22).

В 1848 году состоялась библейская конференция, на которой провозглашались некоторые доктрины соблюдающих субботу адвентистов. После этой конференции ее участники посещали разные места, утверждая верующих в вере и возвещая другим то, что Бог открыл через Свое слово. Раннее упоминание о ногоомовении мы находим в письме Дж. Уайта в 1851 г. «В последнюю субботу мы встретились с братьями Эдсоном и Кэйс, всего собравшихся было около 20 братьев и сестер, живших неподалеку… Мы совершили Вечерю Господню и обряд ногоомовения. Господь благословил нас Своим Духом, и мы возрадовались вместе» (Ревью энд геральд, II, No. 1, 5 августа 1851 г., с. 7).

Первое упоминание о ногоомовении у Елены Уайт было в дополнении к ее первой книге «Опыты и видения», которая была опубликована в 1854 году. Позже содержание этой книги было включено в книгу «Ранние произведения». «В Священном Писании изложены обязанности, исполняя которые, народ Божий смиряется, отделяется от мира и сохраняет себя от падения. Омовение ног и Вечеря Господня в наших собраниях должны совершаться чаще. Иисус показал нам в этом пример, и мы должны поступать, как Он поступал. Я видела, что мы в точности должны следовать Его примеру, однако, наши собраться не всегда разумно поступают в омовении ног, вследствие чего возникают недоразумения. В новых местах данное служение необходимо вводить с известной осторожностью и предусмотрительностью, особенно там, где люди ничего не знают о примере и учении нашего Господа в этом вопросе и где они в связи с этим вопросом имеют предубеждение.

Многие искренние души под влиянием своих прежних учителей, к которым они питали доверие, отрицательно относятся к этому Божьему постановлению, вследствие чего его нужно вводить для таковых тактичным образом» (Ранние произведения, с. 116-117).

В дневнике Е. Уайт за понедельник, 2 мая 1859 года, упоминается о собрании, состоявшемся в церкви, в Каледонии, штат Мичиган, члены которой участвовали в обряде ногоомовения впервые. Дж. Уайт пишет об этом собрании в Ревью: «Наша очередная встреча в Каледонии была очень интересной. Церковь впервые участвовала в смиренном обряде ногоомовения, согласно Иоанна 13 гл., следуя примеру Господа. Это было ободряющее и воодушевляющее собрание. Мы все чувствовали силу слов Христа: «Если вы знаете это — блажены вы, когда исполняете», Иоанна 13:17 (Джеймс Уайт, «Отчет брата Уайта», Ревью энд геральд, т. XIII, № 26, 26 мая 1859 г., с. 204).

Следуя завещанию Господа, в шестидесятые годы Церковь приняла обряд ногоомовения за неизменное правило. Периодичность вечери была один раз в 12 недель. Но позже, практика совершения Вечери один раз в 13 недель стала правилом для Церкви.

Что писала Елена Уайт относительно участия в Вечере Господней?

Относительно этого вопроса Е. Уайт очень ясно и четко написала в книге «Желание веков»:

«Хотя Иисус знал Иуду от начала. Он омыл его ноги. Предатель также удостоился чести вместе со Христом участвовать в трапезе. Долготерпеливый Спаситель сделал все возможное, чтобы побудить грешника покаяться и очиститься от скверны греха. Это для нас великий пример. Когда мы считаем, что человек заблуждается или грешит, нам не следует отдаляться от него. Мы не должны лишать его внимания и оставлять во власти искушения, чтобы он один на один сражался с сатаной. Не этому учил нас Христос. Он омыл ноги Своим ученикам именно потому, что они заблуждались и грешили. И все, кроме одного, покаялись. Пример Христа не позволяет нам отстранять кого-либо от участия в Вечере Господней. Да, открытый грех исключает виновного. Этому ясно учит Святой Дух (см. 1Кор. 5:11). В остальных же случаях никто не вправе выносить решение о чьей-то неготовности. Бог не позволил людям судить, кому дано участвовать в Вечере, а кто этого недостоин. Ибо кто может читать в сердце? Кто может отличить пшеницу от плевел? «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей».

«Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней». «Кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем» (1 Кор. 11:28, 27, 29).

Когда верующие собираются, чтобы совершать эти священнодействия, на их собраниях присутствуют невидимые для человеческих глаз вестники. Среди верующих могут оказаться Иуда и посланники князя тьмы, потому что они сопровождают всех, кто отворачивается от Святого Духа. Но там присутствуют и ангелы небесные. Ни одно событие не обходится без их невидимого присутствия. Ведь среди верующих могут быть люди, еще не всем сердцем служащие истине и святости, но изъявившие желание участвовать в служении, — им нельзя запрещать. Там же находятся свидетели, которые присутствовали в верхней горнице, когда Иисус омывал ноги Своим ученикам, в том числе и Иуде. Это видели не только люди. И Христос посредством Святого Духа также приходит на такие собрания, утверждая Свое причастие. От Его внимания не ускользает ни один взгляд, ни одно побуждение покаяться. Иисус ждет от человека покаяния и смирения, и все готово для принятия такой души. Тот, Кто омыл ноги Иуде, жаждет омыть каждое сердце от скверны греха» (Желание веков, с. 655-656).

По материалам Центра Исследования Трудов Эллен Уайт Евро-Азиатского дивизиона церкви Адвентистов Седьмого Дня, 2005 год

Exit mobile version