Мирослав Киш, гигант адвентистской этики, который не говорил неправды, умер в возрасте 73 лет

Мирослав Киш "не искал популярности, но библейской и теологической правды", говорит декан семинарии Эндрюса Жири Москала.Друзья помнят Киша за его увлекательные истории и приверженность жить так, как он сам учил.

Мирослав Киш, выдающийся адвентист седьмого дня и специалист в области библейской этики, который полагал, что никакая неправда никогда недопустима, умер после перенесенного сердечного приступа 23 февраля. Ему было 73 года.

Киш, который вышел на пенсию в июне прошлого года после 31 года работы в Университете Эндрюса, будучи профессором христианской этики и председателем кафедры богословия и христианской философии в адвентистской духовной семинарии, умер во вторник днем ​​в своем доме недалеко от университетского городка в Берриен Спрингс, штат Мичиган.

«Пожалуйста, вспоминайте семью Киш в своих молитвах, поскольку они столкнулись с тяжелой, неожиданной потерей», объявили в университете в среду в своем заявлении.

Его жена, Бренда Бонд Киш, которая проработала много лет в семинарии и позже в адвентистских отдаленных Миссиях, также вышла на пенсию в июне прошлого года.

Люди, которые знали Мирослава Киша, описывали его как привлекательного учителя и друга, который никогда не шел на компромисс с библейскими принципами и жил жизнью, которая отражала его верования, даже чистил заснеженную дорогу для преподавателя и воспитывал прежних студентов во время разрешения трудной проблемы.

«Он был гигантом библейской теологической этической интерпретации», сказал Жири Москала, декан Теологической Семинарии Адвентистов седьмого дня, который знал Киша больше 20 лет. «Он никогда не шел на компромисс в библейских принципах, как бы неудобно это ни могло быть. Никакая ложь во спасение не существовала для него».

Москала сказал, что Киш мог объяснить старые истины новыми и инновационными способами, которые очаровывали его студентов.

«Его не волновала популярность, а только библейская и богословская истина», сказал он. «Много студентов извлекли пользу не только от его обучения, но и особенно от его чистого отношения к Библии, потому что Слово Божье было для него наивысшим авторитетом и основанием во всех обсуждениях и всей его жизни».

«Потому, что Вы называете меня папой»

Одним из тех студентов был Стивен Бауэр, преподаватель богословия и этики в южном адвентистском университете, который решил продолжить карьеру, изучая этику, после посещения уроков Киша в начале 1990-х. Бауэр сказал, что будет долго помнить рассказы Киша о том, как он вырос в Югославии после смерти своего отца в возрасте 2 лет. 10-й из 11 детей в семье, Мирослав родился 6 ноября 1942 года, в семье адвентистских родителей украинского происхождения в городке Миклушевцы, Хорватия. Его отец, Андрия Киш был крестьянином, а мать, Наталия Пэп Киш, была домохозяйкой.

Ранние обязанности по дому, рассказывал Киш студентам, пробудили в нем отчаянно независимый дух, который проявился в желании ни от кого не зависеть.
Это отношение родило проблему, когда Киш женился в 1971 году и переехал с женой Брендой в Le Campus Adventiste du Salève в Collonges, Франция, чтобы завершить обучение на бакалавра богословия. С деньгами было туго, и отец Бренды начал звонить из Калифорнии, чтобы оценить потребности молодой семьи.

«Мирославу удалось дать правдивые, но детальные ответы, чтобы избежать обострения вопроса, что они нуждаются в помощи отца, стремясь продемонстрировать, что ситуация была у него под контролем без внешней помощи», сказал Бауэр.

Однажды пара получила чек на существенную сумму, сопровождаемый телефонным звонком спустя несколько дней. Отец Бренды спросил Киша, получил ли он чек. Киш ответил, что получил и, подозревая, что его тесть чувствовал, что он не был в состоянии достаточно финансово обеспечить свою жену, защищаясь спросил, почему был послан чек.

«Потому, что Вы называете меня папой», прозвучал ответ.

Внезапно потеряв способность говорить, Киш передал трубку жене.

Рассказывая эту историю, Киш сказал студентам, что он сам сознательно сделал себя сиротой, не желающим допустить, что нуждается в отце и, будучи слишком гордым, признать, что какая-то помощь может быть благословением. Он сказал, что много людей так же принимают решение лишиться своего небесного Отца, действуя, как будто им не нужны Он или Его помощь, даже при том, что Бог хочет дать людям хорошие вещи просто «потому, что Вы называете меня папой».

Понятие о намеренном сиротстве «Доктора Киша’ было наиболее острым и сильным влиянием в моем собственном духовном путешествии, выдвинув на первый план природу любви Бога и милости ко мне и Вам», сказал Бауэр.

Пастор, профессор и специалист по этике

Киш закончил адвентистскую семинарию во Франции в 1973 году и получил степень магистра Богословия в университете Эндрюса три года спустя. Он служил пастором в американском штате Калифорния и канадской провинции Квебек в 1970-х и в начале 1980-х до получения докторской степени по философии этики в университете Макгилла в Монреале, Канада, в 1983 году и присоединился к семинарии Эндрюса в тот же самый год. Он остался работать в семинарии до своего выхода на пенсию.

В семинарии он заслужил благодарность за организацию программы на получение ученой степени по этике с библейской и теологической основой в противоположность основанной на философии этике, используемой многими университетами.

«Это важно для церкви, поскольку она борется с современными проблемами», сказал Ларри Личтенвалтер, декан факультета философии и богословия в ближневосточном университете в Ливане и давний друг. «Это показывает, как с библейской точки зрения информированная теологическая этика может обеспечивать конструктивный диалог, рассуждение о бытии и существовании в нашем современном мире».

Киш специализировался на личной, профессиональной, семейной и этике сексуальных отношении.

В последние годы Личтенвалтер и Бауэр служили вместе с Кишем в комитете по библейской этике в институте Библейских исследований адвентистской всемирной церкви. Кишу принадлежит ключевая роль в создании комитета после упорных попыток убедить руководителей Генеральной конференции в необходимости организации постоянного комитета по этике, решающего сложные моральные проблемы, возникающие перед деноминацией.

«То, что у Института Библейских Исследований есть комитет по этике, сегодня говорит многое», сказал Личтенвалтер. «Много раз он говорил мне на ухо, ‘Ларри, Вы можете вообразить это 20 лет назад? Даже сегодня многие все еще понятия не имеют, как решать некоторые этические проблемы, которые мы обсуждаем’. … я всегда мог испытывать чувство удовлетворения, видя, что Бог сделал через него».

Личтенвалтер, который служил пастором в сельской церкви в Берриен-Спрингс с 1985 до 2012 год, сказал, что одно из лучших решений, которое он когда-либо принимал, это изменение темы его докторских исследований на этику по настоянию Киша.

«Он обещал, что сильная подготовка библейской теологической этики предоставит систему взглядов для эффективного служения на различных уровнях», сказал Личтенвалтер. «Я нашел что это верно: в пасторской работе, обучении, написании, исследовании, работе с этическими проблемами, проповедовании, и даже сейчас, в исследованиях ислама и работе с мусульманами. Этика открыла Священное Писание для меня невероятным способом».

Первоначально получив образование как часовщик, Киш любил использовать в классе иллюстрации с тех дней, когда он изготавливал часы. Он хранил те профессиональные инструменты и надеялся больше заняться этим ремеслом на пенсии.

О похоронных мерах было объявлено немедленно.

Киш проживал с женой Брендой Бонд Киш; двумя взрослыми сыновьями, Андреем и Адамом; двумя невестками, Дейзи Фроезе Киш и Кристин Досс Киш; и тремя внуками, Седриком, Закари и Джули. Андрей Киш работает в офисе зачетных ведомостей Эндрюса, а Адам Киш является доцентом антропологии в бирманском университете, бывшем Canadian University College, в Альберте, Канада.

Киш очень любил свою семью и часто говорил о них в классах.

«Его любовь и страсть к жене и семье часто были видны в классах, оставляя наследство, напоминающее нам всем, что наши браки и семьи самый главный приоритет, как нам продолжать наши профессиональные усилия в служении Господу», сказал Бауэр. «Он подавал пример в том, чему он учил, что делало его еще более эффективным».

Коллеги по Эндрюсу также тепло говорили о Кише.

«Мирослав был всегда очень гостеприимным и был готов делиться идеями и разговорами на тему этики со мной», сказала Энн Гибсон, которая преподает этику в школе бизнеса Эндрюса и работает в комитете по этике Института Библейских Исследований. «У нас было много больших разговоров за эти годы, и я буду очень скучать по ним».

Преподаватель семинарии Жак Р. Дукан сказал, что его дружба с Кишем началась почти 50 лет назад, когда Киш посещал уроки во Франции, но он никогда не забудет два события, которые произошли в Эндрюсе.

«Когда мы только прибыли в Эндрюс, мы не знали никого и ничего об этом новом месте», сказал Дукан. «Он приветствовал нас, наполнил наш холодильник едой, предоставлял нам свой автомобиль в течение первых недель и был готов всегда помочь нам и направлять во всем».

Другой незабываемый случай произошел несколько лет спустя, когда Дукан лежал больной, в постели, во время снежной метели.

«Он приехал рано утром и тихо и старательно убрал мою дорогу», сказал Дукан.

Именно этот личный подход вызывал любовь к Кишу у студентов, многие из которых являются сегодня пасторами и ведущими адвентистскими специалистами по этике.

«Он постоянно напоминал нам, что все, что он преподавал, могло быть описано одним стихом в Библии: Мих.6:8», сказал Сэм Миллен, пастор двух церквей в Вирджинии, который начал учиться в семинарии в 2004 году.

В Мих.6:8 написано, «О, человек! сказано тебе, что — добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим».

«Но», говорит Миллен, «только несколько лет спустя, когда я столкнулся с огромной этической проблемой в реальном мире, далеком от комфорта и безопасности класса семинарии, я по-настоящему узнал доктора Киша».

Миллен пришел к Кишу с проблемой. Киш спокойно и любезно объяснил, что ни один из его вариантов не был хорош, и даже предупредил, что другие люди могут сурово осудить, никогда не представив себя на его месте.

«Доктор Киш сделал все, что он мог, чтобы предоставить мне лучшие варианты — включая консультацию с другим специалистом по этике — демонстрируя сострадание и сочувствие», заявил Миллен. «Моя история не была для него просто очередным случаем, который необходимо решить. Он глубоко заботился обо мне, как человек. Доктор Киш был там для меня, когда он больше всего был нужен, и я всегда буду благодарен ему за это».

Память отца

Краткое интервью с Андреем Кишем, старшим сыном Мирослава Киша и координатор артикуляции в офисе зачетных ведомостей университета Эндрюса:

— Какое Ваше самое большое воспоминание о Вашем отце?

— Моими самыми незабываемыми моментами с моим отцом были времена, когда он слушал меня. Когда я должен был говорить о чем-то важном, он оставлял то, что он делал, мы садились в автомобиль и ехали покататься на соседней проселочной дороге — даже ночью.

Если то, чем я желал поделиться или исповедоваться было чувствительным, или просто пытаясь понять, он слушал без осуждения или критики. Я мог доверять ему то, чем я хотел поделиться, тем, что было у меня на уме. Видите ли, он никогда не знал своего отца. Его отец умер, когда ему было 2 года во время Второй мировой войны. Он дал мне то, что сам не смог получить от своего отца.

— Что Вы рассматриваете как наследство своего отца?

— Я вижу его наследство в студентах, которых он учил и воспитал, которые находится на служении, академиках, или в других профессиях, где его советы помогали людям в их работе. Он был признан пастором, преподавателем, ученым и автором. Он был семьянином, не только по отношению к ближайшим родственникам, но и к его расширенной семье. Он поддерживал контакты со своими братьями и сестрами, племянницами и племянниками как только мог. Он любил свою церковную семью и преподавал во взрослом классе субботней школы. Лучший способ подвести итог его наследию состоит в том, чтобы увидеть его как борьбу за хорошее.

Мой отец начал программу этики в университете Эндрюса. Он посвятил себя своей семье, отклонив предложения для профессионального роста так, чтобы он мог исследовать и проводить время с теми, кого он любил. Я думаю, что это очень значимо для меня, но естественный выбор для него.

Это то, как я знаю своего отца.

Эндрю МакЧесни, редактор новостей Adventist Review
По материалам Adventist Review

Exit mobile version