В данном случае вопрос повторного крещения зависит от выяснения семейного положения личности в соответствии с церковной практикой, основанной на Библии и Духе пророчества.
Ниже приводятся некоторые выдержки из трудов Е. Уайт:
- Пример ситуации из книги «Свидетельства по вопросам сексуального поведения,прелюбодеяния и развода».
Здесь представлена ситуация, сложившаяся в семье брата Волтера, которую можно проследить в письмах Е. Уайт к нему и его жене Лауре.
Письмо Лауре Волтер от 8 июня 1888 г.:
«Я хочу представить пред тобой, Лаура, несколько вопросов. Вы были зарегистрированы при заключении брака, и эта регистрация также была произведена в небесных книгах. Вы дали ваш брачный обет в том, что до смерти будете любить друг друга. Почему ты не помнишь этого?… Возможно, ты скажешь, что ты не любишь своего мужа. Является ли это причиной того, чтобы не полюбить его? … Я не вижу причин, по которым ты могла бы развестись».
Письмо брату Волтеру от 29 августа 1888 г.:
«Я не вижу, что еще может быть сделано в данной ситуации, и я думаю, что единственное, что ты можешь сделать — это позволить своей жене уйти, если она упорно не хочет жить с тобой. Если вам продолжить жить, то вы будете самыми несчастными людьми. И поскольку она упорно стоит на своем нежелании, ты можешь только взять свой крест и показать, что ты человек…».
Письмо Лауре, 1889 г.:
«Я хотела встретиться с тобой и поговорить. Боюсь, что ты пренебрегла светом, который Господь хотел дать тебе через меня…».
Письмо матери второй жены брата Волтера от 26 августа 1895 г. (также см. Избранные вести, т. 2, с.339-340):
«Дорогая сестра, я вижу твои переживания в отношении брака твоей дочери с Волтером. Но брак состоялся при твоем согласии, твоя дочь, зная все о нем, приняла его как мужа; и теперь я не вижу причин для переживания. Твоя дочь любит Волтера, и этот брак может быть по воле Божьей, и оба они, Волтер и твоя дочь, обогатят свой христианский опыт и будут возрастать, восполняя свои недостатки… Волтер не оставил свою жену. Она оставила его и вышла замуж за другого мужчину. Я ничего не нахожу в Писании против того, чтобы он мог опять жениться в Господе. Он имеет право на любовь женщины, которая, зная его физические недостатки, отдаст ему свою любовь».
- Следующая ситуация описана в письме Е. Уайт от 1901 г. Эдсону Уайту.
Брат В. Развелся со своей женой и создал другую семью. Отец и брат брата В. настаивали на том, чтобы брат В. возвратился к своей первой жене, несмотря на то, что к тому времени его первая жена уже вышла замуж. Сын Елены Уайт, Эдсон Уайт, обратился к своей матери за советом в этой сложной ситуации. В ответ Е. Уайт ему писала: «Я вижу этот вопрос в том же свете, что и раньше. Уход к другой женщине не улучшит ситуацию… (имеется в виду оставить вторую жену и возвратиться к первой). Оставь брата В. с Господом… Господь понимает ситуацию, и если В. будет искать Господа всем сердцем, он найдет Его… Бог простит и примет его… Возможно, В. положит свою надежду в Боге и будет служить Ему наилучшим образом в смирении духа. Я полностью понимаю ситуацию между В. и его первой женой… и я знала, что их жизнь могла закончиться тем, что личность В. была бы утрачена и порабощена его женой, которая контролировала его волю и совесть в выполнении его обязанностей и всей работы
(Письмо 175, 1901 г.).
При этом необходимо учитывать все обстоятельства. Брат В. состоял во втором браке. Его первая жена состояла также во втором браке. Родственники настаивали на том, чтобы он возвратился к первой жене. Е. Уайт пишет, что его возвращение к первой жене «не улучшит ситуацию». Если бы его первая жена не состояла в браке, то, вероятно, это изменило бы ситуацию.
- Совет молодой женщине, которая собиралась выйти замуж за разведенного человека
В этом случае брат Л. Оставил свою жену и детей и уехал, доверив их попечению тестя. Через некоторое время его жена подала на развод, поскольку муж не собирался возвращаться. Прежде чем развод был дан, он увлекся молодой женщиной, которой и адресовано это письмо (Избранные вести, т. 2, с. 340).
Лицо, спровоцировавшее развод, не имеет права на повторный брак:
«Я думала о твоих отношениях с Л., но не могу дать тебе иного совета: я считаю, что у тебя нет морального права выходить замуж за Л., а у него нет морального права жениться на тебе. Он ушел от своей жены после того, как долго пренебрегал ею. Он оставил ту, которую обещал перед Богом любить и оберегать до конца жизни. Когда она еще была его законной женой, он покинул ее на три года, а затем и вовсе отказался от нее, предложив тебе руку и сердце. Ты обсуждала этот вопрос с женатым человеком, когда он еще состоял в законном браке с женой, родившей ему двоих детей Я не вижу в Священном Писании ни капли снисходительности к подобному браку, хотя его жена теперь уже разведена с ним. Он долго провоцировал ее и своими действиями добился такого результата; и я не могу благожелательно отнестись к вашему возможному союзу…
Я удивлялась, что ты могла допустить такую мысль: выйти замуж за женатого человека, который бросил жену и детей при таких обстоятельствах. Я рекомендую тебе изложить свои мысли и намерения относительно этого дела перед нашими ответственными братьями и попросить у них совета. Пусть они покажут тебе на основании Закона Божьего твое заблуждение. Вы оба нарушили закон, только лишь помыслив о возможном супружестве. Вы должны были бы отказаться от этой мысли, как только она зародилась у вас».
Также по этому вопросу можно посмотреть «Христианский дом», глава «Моральные нормы», с. 317/325; глава «Развод», с. 331/340.
- Прелюбодеяние — единственная причина для развода.
«В нагорной проповеди Иисус определенно заявил, что для расторжения брака может быть только одна причина — неверность супружескому обету» (Нагорная проповедь Христа, с. 63).
Очевидно, что вопрос развода и вторичного брака — один из сложных вопросов. При решении этого вопроса необходимо принимать во внимание все связанные с этим обстоятельства.
- Очевидно, что вторичный брак при жизни супруга/супруги рассматривается Библией и Духом пророчества как прелюбодеяние.
- Но есть обстоятельства, которые придают положению дел другой характер. Не следует полагать, что есть обстоятельства, которые в одночасье изменяют положение дел. Здесь учитывается следующее: был ли прежний брак заключен в церкви или вне ее; был ли развод в церкви или вне ее; если развод произошел в церкви, то сколько времени прошло со времени развода; где в настоящее время проживают личности, раннее состоявшие в браке; настоящее семейное положение каждой стороны; при каких обстоятельствах был создан второй брак; отношение другой стороны к вступлению во вторичный брак другой стороны; является данная личность членом церкви или служителем конференции; и многие другие обстоятельства в каждом конкретном случае.
- Поскольку этот вопрос является сложным, а его решение представляет собой целый процесс, то консультацию здесь может давать только опытный пастор. Решением вопроса о вторичном крещении рядового члена церкви после повторного брака не может заниматься рядовой пресвитер, — этим должен заниматься опытный пастор. Так и вопрос вторичного крещения при повторном браке служителя церкви не может решать рядовой пастор — его может решать только руководство конференции.
- Учитывая сложность вопроса, его невозможно решить спекуляцией того, что Елена Уайт по данному вопросу писала или не писала. Что касается таких сложных вопросов, как развод, вторичный брак и вторичное крещение, в адвентистской церкви есть опыт и сложившаяся практика их решения.
Центр исследования трудов Эллен Уайт Евро-Азиатского Дивизиона Церкви Адвентистов Седьмого Дня, 2005 год