В восьмой Днепровской общине (Игрень) 4 июня Илья Юшковский и Валерия Арсененко, при благословении родителей и пастора Яроша Владимира, обьявили помолвку. Пастор напомнил, что в это время они должны смотреть друг на друга широко открытыми глазами, замечать не только хорошие качества характера друг друга, но и плохие, чтобы после бракосочетания эти открытия для них не оказались неприятным сюрпризом.
В церкви Адвентистов Седьмого Дня это называется периодом ухаживания, когда мужчина и женщина, уже понравившиеся друг другу, знакомятся более основательно, готовясь к намеченному браку. Э.Вайт писала «Пусть молодые люди, намеренные жениться, взвесят свои чувства и увидят все свойства характера того, с кем они думают связать свою жизнь и судьбу» (Служение исцеления, 359 с.)
Помолвка или, как ее еще называет Библия, обручение — давний обычай, уходящий корнями в ветхозаветную историю. Связан он с предварительным обещанием мужчины и женщины создать семью и договоренностью, которая достигается между ними и их родителями. В древности обручение было таким же серьезным юридическим актом, как и сама свадьба: родители невесты получали выкуп, называемый «вено» (Быт.34:12; 1 Цар.18:25), а после обручения невеста могла называться женою. Делались также подарки от отца невесты молодым (приданое) и от жениха — невесте. С этого момента женщина становилась обручена мужу, и по прошествии времени он должен был на ней жениться. Но была и возможность расторгнуть обязательство (Мф.1:19).
Помолвка (обручение) отличалась от свадьбы (сочетания) тем, что после нее хотя и были озвучены предварительные обязательства, но молодые не могли иметь никаких интимных отношений, т.к. это был все еще добрачный период жизни. Это подтверждает Писание: «и кто обручился с женою и не взял ее, тот пусть идет и возвратится в дом свой, дабы не умер на сражении, и другой не взял ее» (Втор.20:7). Это отличие помолвки от свадьбы также упоминается в истории про Марию и Иосифа: «Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго» (Мф.1:18) (см. также Лук.1:27).
Помолвка основана на взаимном обещании, призванном доказать, что отношения не являются мимолетным увлечением, а серьезным намерением создать семью. При этом обещание не является нерасторжимым, т.к. все-таки это — период добрачных отношений, и у людей есть еще шанс изменить окончательное решение до свадьбы.
Сегодня эта древняя традиция сохраняется в церквях в разной мере: одни строго придерживаются этой практики, другие — нет. На мой взгляд, помолвка (обручение) хороша и важна по следующим причинам:
- желание вступить в брак уже не является тайным у молодых людей; они знакомятся с родителями друг друга и получают от них одобрение;
- после помолвки мужчина и женщина становятся женихом и невестой; этот статус дает понять всем другим, что не надо строить планы создать семью в отношении обрученного парня (девушки);
- в церкви формируется благочестивый подход к отношениям мужчин и женщин, верующие видят, что брак создается не в пылу минутных увлечений, а осмысленно и свято.
- помолвка дает для жениха и невесты дополнительное время для того, чтобы окончательно утвердиться в своем намерении создать семью; они должны использовать этот период жизни не только для подготовки к свадьбе, но и чтобы выстраивать дружеские, душевные отношения друг с другом;
- время между обручением и сочетанием необходимо, чтобы увеличить вероятность того, что решение вступить в брак является взвешенным и не основывается только на эмоциях.
- молодые люди хранят чистоту, воздерживаясь от интимных отношений, что для каждого из них показывает, насколько они способны контролировать свою плоть; если кто-то из них говорит «я не могу себя сдерживать», то велика вероятность, что, вступив в брак, человек однажды будет способен изменить своей жене (мужу) по той же причине: «Я не смог устоять»;
- до свадьбы есть еще шанс отказаться от вступления в брак, если обнаруживается глубокая внутренняя несовместимость в характерах; хуже, когда люди выявили это в браке, и заявляют о своем желании развестись.
Во время ухаживания молодым необходимо пройти добрачное консультирование с пастором. Этот процесс не должен быть поспешным. В зависимости от подготовленности решающих вступать в брак, количество встреч может быть различным (напр., 20 встреч, но минимум — 6-8)
Все это показывает, насколько серьезно верующие должны подходить к вопросу создания семьи, чтобы она стала благословением для обоих. Чего и желаем Илье и Валерии.
Пастор Владимир Ярош