Какое наследие Реформации для Европы в XXI веке? Для президента церкви Адвентистов Седьмого Дня в Трансъевропейском дивизионе (TED) Рафаата Камаля ответ прост: это наследие, которое не должно заканчиваться.
Вместе с, главным образом, лютеранскими богословами, пасторами, членами Европейского парламента (Европарламента) и церковными историками Камаль был приглашен 17 октября на праздничное мероприятие Европарламента в здании парламента в Брюсселе, Бельгия.
Мероприятие было организовано председателем Межпарламентской группы по свободе совести и убеждений Ханну Таккулой, целью которой было исследование уроков Реформации, которые могут позитивно сформировать будущую Европу.
Различные события на мероприятии
С самого начала подчеркивалась «благодать», понятие, которое, по словам епископа Симо Пеуры из Евангелическо-Лютеранской церкви Финляндии, «открывает пророческую роль общины». Он отметил пример Лютера в Виттенберге — «Общий кошелек для бедных» и его сильную трудовую этику для благополучия всего общества.
Голландский депутат Петр ван Дален также сосредоточился на важности благодати, отметив, что он тесно связан с «правосудием» (Псалом 36). Он заявил, что «для нас важно, чтобы политики искали справедливости и предотвращали несправедливость». Ван Дален подчеркнул, что «хорошее правительство будет стремиться к благополучию своего соседа», добавив: «Милостивая политика направлена на „других“, соседей, окружающую среду».
Несколько выступающих подчеркнули значение перевода Библии на национальные языки, как значительное явление. Ключевое событие, по словам венгерского теолога и историка Дезё Бузожани, состояло в том, что она (Реформация) принесла Библию на стол в каждую семью. Это также помогло развить язык и также привело к национальной идентичности. Акцент на чтении Писания привел к возможности образования — даже для девочек. Это то, что изменило Европу. Бузожани твердо заявил, что школа, социальное обеспечение и миссия по-прежнему остаются ключевыми вопросами на сегодняшний день.
Выступавшие отметили, что сегодня многие проблемы реформации остаются весьма значительными. «Толерантность по-прежнему остается большой проблемой», — сказал депутат Европарламента Арне Лиц.
Православный священник Хейкки Хаттунен заметил, что различные христианские традиции могут объединяться «по важным, а не по обычным» вопросам. Отличающиеся подходы разных слоев общества могут привести к лучшему пониманию в области свидетельства, правосудия и гостеприимства.
«Миграция — это проблема не только тех, кто приезжает в Европу, но и тех, кто перемещен внутри страны», — пояснил он. Хаттунен подчеркнул необходимость безопасного въезда в Европу для сокращения торговли людьми и предотвращения преступной эксплуатации. «Церковь должна вынести это на обсуждение», — заявил он.
Представление адвентистского лидера
Камаль был одним из последних ораторов, которые обратили внимание аудитории на понятие благодати, рассуждая о принципе Ветхого Завета в отрывке Михея 6:8, «действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим».
«Мартин Лютер со своей реформированной совестью придерживался этой концепции, которая с тех пор вдохновляла поколения верующих и неверующих людей», — сказал Камаль. Он напомнил, что во время своего выступления перед судом на Сейме в Вормсе Лютер подтвердил весть для наших дней: «Если я не осужден Священным Писанием и простой причиной, моя совесть пленена Словом Божьим».
Камаль сказал, что «принять религиозную свободу — это значит защитить и объединить человеческое достоинство с нашими законами, культурой и образом жизни. Это значит принять личное отношение к толерантности, при котором терпимость является выражением солидарности с каждым членом человеческой семьи».
Для Камаля «это означает уважение к каждому человеку, ведь мы созданы по образу и подобию Бога, и это может быть подлинным только тогда, когда уважаются права других народов».
Возможно, не удивительно, что в европейском парламенте последний оратор был адвокатом, хотя и был богословом. Катрин Хатцингер признала ошибки Лютера в его обращении с анабаптистами и субботниками (среди прочих), но через эти ошибки она увидела основу для исследования текущего диалога. Она считает церковь «критическим партнером» в законодательном диалоге, а также отличным экспертом в таких областях, как общение с людьми, просящими убежища и беженцами. Что касается религиозной свободы, она заявила, что «мы хотим, чтобы различия церквей были признаны ЕС».
Оглядываясь назад, Камаль сказал, что это «непрекращающаяся реформация, имеющая значение для сегодняшнего дня, основанная на Слове Божьем; Я видел это сегодня, в презентациях, которые были показаны».
Виктор Хулберт, новости Трансъевропейского дивизиона
По материалам Adventist Review