«Адвентисты Седьмого Дня не являются фундаменталистами», — сказал 8 января преподаватель истории церкви Университета Эндрюс Николай Миллер на первом пленарном заседании конференции «Рассмотрение адвентистской истории» в университетском городке Вашингтонского адвентистского университета в Такома-парк, штат Мэриленд, США. Ассоциация участников событий адвентистов седьмого дня, спонсируемая Управлением архивов, статистики и исследований и Вашингтонским адвентистским университетом, собрала на два дня презентаций, вопросов, ответов и обсуждения десятки историков-адвентистов седьмого дня, исследователей и преподавателей.
Презентация Миллера, озаглавленная «Адвентизм, фундаментализм и Библия», предоставила исторические данные, свидетельствующие о том, что адвентизм, как консервативное движение, по большей части способен уклониться от некоторых фундаменталистских ловушек, принимая более сбалансированный подход по различным вопросам, в том числе вдохновение Писания. Это что-то, сказал Миллер, что находится в идеях, повлиявших на раннюю историю деноминации, что подчеркивает важность изучения истории адвентистов.
Почему адвентисты должны заботиться об истории
С этим согласен руководитель Отдела архивов, статистики и исследований всемирной церкви Адвентистов Седьмого Дня Дэвид Трим. В своем вступительном слове он сказал, что, хотя исследования адвентистской истории резко возросли в последние несколько десятилетий, важно предоставить контекст для многих из них. «История адвентистов трансформируется», — сказал он, — «но нам нужно ее контекстуализировать, чтобы выразить в более широком контексте».
Зачем? В интервью в кулуарах конференции Трим объяснил, что для того, чтобы понять себя, важно, чтобы адвентисты седьмого дня знали силы, которые сформировали то, чем они есть сегодня, и о том, как некоторые из этих сил по-прежнему влияют на них, как они действуют, и решения, которые они принимают. «Адвентисты не живут в вакууме», — сказал он. «[Они] являются частью определенных географических и исторических обстоятельств, которые влияют на их планы и проекты, даже на то, как они видят свою миссию».
Вдали от фундаментализма
Миллер также объяснил, что в отличие от фундаменталистов, первопроходцы-адвентисты, в том числе сооснователь церкви Эллен Уайт, считали, что, хотя понимание истины основано на Божьем Слове, но можно также получить важные истины из «книги природы», при исследовании Божьих действий в жизни человека. Это, как он сказал, позволило адвентистским пионерам прийти к отличным от христианских фундаменталистов выводам по таким темам, как вечное наказание, женщины, говорящие в церкви, рабство и другим.
Наконец, на ранних адвентистов повлияло понимание морального правления Бога как интерпретирующее предположение, которое, по словам Миллера, требует рассматривать сложные библейские тексты сквозь призму Божьей доброты. «Так, например, когда Библия говорит о вечном огне», — сказал Миллер, — ранние адвентисты искали альтернативные объяснения, так как они понимали, что добрый Бог никогда не будет наказывать Своих детей всю вечность«.
«Все это делает адвентизм религиозным движением отличным от фундаментализма», — сказал он.
Консервативные и прагматичные
Основываясь на этом динамичном развитии адвентистского понимания, Миллер обсудил некоторые исторические тенденции адвентистов в отношении вопроса вдохновения. В то время как фундаменталисты обычно защищали вербальную непогрешимость Писания, т.е. что Библия не имеет ошибок во всех отношениях — адвентисты седьмого дня, по большей части, такого понимания не имели. «Адвентисты седьмого дня высоко оценивают Писание, но не верят в его вербальную непогрешимость», — сказал он. То же самое касается трудов Уайт. Она сама не поддерживала это, сказал Миллер.
В настоящее время мы живем в эпоху растущего интернационализма в адвентизме, сказал Миллер. «С учетом этих факторов у нас консервативная церковь, но она снова и снова доказала, что она не фундаменталистская», — заключил он.
Алек Рири, автор и преподаватель из университета в Дареме, Англия, похоже, согласился с этим тезисом Миллера. Обсуждая место адвентизма в истории протестантизма, он сказал, что адвентизм избегал ловушек, которые погубили другие движения.
«Исторически протестантские движения не доверяли правительствам — они отказывались участвовать в политике или просто игнорировали правительство в целом», — сказал Рири. «Но адвентисты седьмого дня выбрали другой путь. Они говорили о голосовании и участии в правительстве. И во время Гражданской войне в Америке, выступая против рабства, они выступали против обеих сторон».
То же самое относится к апокалиптической мысли. После того, как Иисус не вернулся на Землю в 1844 году, адвентисты избегали искушения назначать новые даты или отказаться от апокалиптической мысли. «Адвентисты седьмого дня выбрали третий вариант», — сказал Рири, который сам не является членом адвентистской церкви. «Они объяснили, что дата правильная, но это не то событие».
Рири считает, что в отличие от других конфессий, составляющей успеха адвентистов является то, что они сумели удержаться за апокалиптическую идею, не становясь неуравновешенными. «Адвентизм по существу прагматичен», — сказал он.
Маркос Паседжи, Adventist Review
По материалам Adventist Review