По вопросу отказа от молочных продуктов Эллен Уайт писала следующее:
«И все же я хочу сказать, что наступит время, когда употребление молока, сметаны, яиц и масла уже не будет безопасным, — и тогда Бог откроет это нам. В проведении реформы здоровья нельзя допускать крайностей. Проблема употребления молока, масла и яиц разрешится сама по себе. В настоящее же время мы не должны беспокоиться об этом.
Пусть ваша уравновешенность будет известна всем людям…
Некоторые люди, воздерживаясь от молока, яиц и сливочного масла, в то же время не обеспечивают организм необходимыми питательными веществами и, как следствие, становятся слабыми и неспособными к физическому труду. Таким образом, о реформе здоровья создается искаженное представление. Дело, которое мы пытались воздвигнуть на прочном основании, разрушается неразумными действиями, которых Бог от нас не требовал. Силам и влиянию церкви наносится вред. Но Бог вмешается, чтобы предотвратить последствия этого излишнего усердия, вызванного неверным пониманием принципов здорового питания. Свет Евангелия должен помочь греховному человечеству достичь гармонии с законами Божьими. Оно должно привести и богатых, и малоимущих к ногам Иисуса.
Придет время, когда нам, возможно, придется отказаться от употребления таких продуктов, как молоко, яйца, сливки, но в настоящее время нет никакой нужды навлекать на себя трудности преждевременными и чрезмерными ограничениями. Ждите, пока обстоятельства потребуют этого, и тогда Господь Сам приготовит для этого путь» (Основы здорового питания, с. 206–208).
«Молоко, яйца и сливочное масло не следует ставить в один ряд с мясными продуктами. В некоторых случаях полезно есть яйца. Пока еще не настало время учить людей полностью отказаться от употребления молока и яиц. Есть бедные семьи, которые питаются в основном хлебом и молоком. Они едят немного фруктов, но не могут позволить себе покупать орехи. Преподавая людям принципы здорового образа жизни, а также в любой другой евангельской работе нам надо входить в их положение. Пока мы не научим их, как готовить здоровые, питательные, вкусные и недорогие блюда, мы не вправе настаивать на том, чтобы они брали на вооружение самые новейшие достижения в области здорового питания» (Свидетельства для Церкви, т. 7, с. 135).
Рассматривая вопрос отказа от употребления в пищу молочных продуктов, следует внимательно проанализировать слова Э. Уайт. Основные тезисы вышеприведенного отрывка состоят в следующем:
- В настоящее время (во времена Э. Уайт. — Прим. авт.) не должны беспокоиться об этом — то есть об употреблении молочных продуктов; нельзя допускать крайностей в выборе продуктов питания;
- неуравновешенность в этих вопросах влияет на репутацию церкви; крайности способствуют искаженному представлению о реформе образа жизни. Полный отказ от молочных продуктов Эллен Уайт считала неразумным действием, которого Бог от нас не требовал; нельзя отказываться от продуктов питания в ущерб обеспечения организма необходимыми питательными веществами;
- полный отказ от молочных продуктов может способствовать физическому ослаблению;
- когда придет время отказаться от вредных продуктов, Бог откроет это;
- ввиду того, что современные методы производства яиц и молочных продуктов часто вызывают нарекания и появляется все больше возможностей их заменить, сегодня значительно ближе мы подошли к тому времени, о котором писала Эллен Уайт.
Вышеприведенная цитата не дает права утверждать, что она вовсе не высказывала беспокойства по поводу употребления молочных продуктов. Вестница Божья пыталась помочь сформировать сбалансированный подход к питанию, в том числе к употреблению молочных продуктов, учитывая их качество и сочетание с другими продуктами.
Здесь также уместно заметить, что для правильного понимания вопроса важно учитывать контекст. Необходимо обратить внимание на «внутренний контекст» — содержание всей главы или раздела и «внешний контекст» — место, время, обстоятельства, при которых были высказаны те или иные слова. Упуская это из виду, можно прийти к выводу, что советы Эллен Уайт противоречивы.
К примеру, однажды она писала: «Не следует подавать на стол яйца, они вредны вашим детям» (Свидетельства для Церкви, т. 2, с. 400) или: «Людям слишком упитанным или обуреваемым животными страстями надо исключить употребление возбуждающих видов пищи. В семьях, где дети особенно избалованы лакомствами, не стоит употреблять яйца». Но есть и другой совет: «Но людям с ослабленными кроветворными органами, когда нет возможности достать другие продукты, содержащие нужные элементы, не стоит полностью отказываться от молока и яиц» (Служение исцеления, с. 320).
Эллен Уайт также писала: «Мы не вправе считать, что употребление куриных яиц есть нарушение принципов реформы здоровья, если, конечно, за курами осуществляется должный уход и они получают хороший корм. Яйца содержат в себе целительные вещества, содействующие нейтрализации некоторых ядов» (Свидетельства для Церкви, т. 9 , с. 162).
Эти советы кажутся противоречивыми, но если учесть контекст, то становится понятно, почему даны такие рекомендации. В первом отрывке совет был дан родителям мальчиков, которые практиковали мастурбацию, и для них, по мнению Эллен Уайт, яйца могли быть своего рода возбуждающим фактором. Во втором отрывке — совет общего плана. Для некоторых людей вещества, содержащиеся в яйцах, были полезными для их здоровья.
По материалам сайта Духовно-Исторического наследия церкви Адвентистов Седьмого Дня