Прежде всего, следует заметить, что в трудах Эллен Уайт нет высказываний, противоречащих Библии. Стоит особо подчеркнуть, что учение о следственном суде является библейским, а Эллен Уайт не является его автором.
В Библии говорится о двух судах: следственном суде, который проходит на небе перед Вторым пришествием Христа, и окончательном суде на земле после тысячелетнего царства, когда приговор будет приведен в исполнение. Следственный суд описан в книге Даниила 7:9, 10, а окончательный — в книге Откровение 20:11–15.
Нам следует помнить, что когда Библия говорит о последнем времени, речь идет о последнем периоде церкви, лаодикийском, который начинается в 1844 году. К этому времени скинии и святилища уже не было. Иерусалимского храма также уже не существовало, поскольку тот был разрушен в 70 году нашей эры. И, так как на земле уже не было святилища, то в вышеприведенных текстах речь может идти только о небесном святилище. Оно должно быть очищено в конце истории нашей земли.
При внимательном прочтении описаний двух судов мы видим, что это два разных события, происходят они в разное время, в разных местах (следственный на небе, окончательный на земле). Различаются их участники и решения, которое вынесет каждый из них.
Следует заметить, что еще до получения Эллен Уайт своего первого видения ряд миллеритских проповедников и исследователей уже проповедовали об идее следственного суда.
В 1842 году известный миллеритский проповедник Иосия Литч пришел к пониманию этого учения. Он был, пожалуй, одним из первых, кто высказал идею о следственном суде и утверждал, что он состоится перед Вторым пришествием Христа. Литч говорил, что существуют два этапа Божественного суда: сначала следствие, затем — исполнение приговора. По его убеждениям, следственный суд должен предшествовать исполнительному. Литч указал на Откровение 20:12, 13, где говорится, что суд над мертвыми предшествовал их воскресению («Prophetic Expositions; or a Connected View of the Testimony of the Prophets Concerning the Kingdom of God and the Time of Its Establishment», 21 Nov. 1842).
В 1844 году о следственном суде, предшествующем окончательному, писал Енох Джейкобс в издании миллеритского движения «Западный полуночный крик» (Western Midnight Cry) 29 ноября 1844 года.
В 1845 году в своей статье «Окончание лаодикийской церкви» C. Сноу указал на то, что лаодикийский период церкви начался 22 октября 1844 года и что он означает «суд над народом». В этот период должно иметь место следствие над народом, которое будет совершаться перед воскресением мертвых при Втором пришествии Христа, а только затем приговор будет приведен в исполнение (Jubilee Standard, 19 June 1845).
Взгляды Эллен Уайт о следственном суде согласуются с позицией Библии и взглядами миллеритских исследователей. Объясняя описание суда, содержащегося в Дан. 7, Эллен Уайт в книге «Великая борьба» пишет: «Пророчество указывало именно на это явление, которое должно было произойти в конце 2300 дней в 1844 году, а не на Его второе пришествие».
Говоря о посредническом служении Иисуса Христа в небесном святилище и о следственном суде, она связывала эти два события. Эллен Уайт считала, что в процессе следственного суда будут рассмотрены грехи людей. Она цитирует библейский текст Еккл. 12:14: «Ибо всякое дело Бог приведет на суд, и все тайное, хорошо ли оно, или худо» (см. Великая борьба, с. 480).
По материалам сайта Духовно-Исторического наследия церкви Адвентистов Седьмого Дня