В своих трудах вестница Божья часто обращалась к этой теме. Прежде всего следует привести определение, которое она дает этому понятию.
Говоря о ней, она выражала реформаторский принцип: «Благодать — это незаслуженная милость, и верующий оправдывается независимо от каких-либо заслуг с его стороны, ведь ему нечего предложить Богу. Он оправдывается через искупление во Христе Иисусе, Который предстоит на небесах как заместительная жертва грешника и его поручитель» (Избранные вести, т. 1, с. 398).
Основываясь на Священном Писании, Э. Уайт также говорит о том, что благодать обретается верою.
«„Благодатью вы спасены через веру“ (Еф. 2:8), — сказал апостол Павел. Именно благодать Христова делает нас Его свидетелями. Мы можем победить только кровью Агнца и словом свидетельства своего. Ведя упорядоченный образ жизни и будучи обращенными, мы становимся светильниками в церкви и в мире» (Избранные вести, т. 2, с. 170).
«Вера действует любовью и очищает душу. Вера пускает ростки, расцветает и приносит драгоценный плод. Там, где есть вера, появляются и добрые дела… Христос и верующий становятся единым целым, и красота Его характера открывается в тех, кто связан с Источником силы и любви. Христос — это великий кладезь оправдывающей праведности и освящающей благодати» (Избранные вести, т. 1, с. 398).
Благодать — это Божественный дар, который Он предоставляет каждому человеку независимо от его греховного состояния.
«Гоните прочь мысль о том, что обещания Бога предназначены не для вас. Они даны каждому кающемуся грешнику.
Христос посылает ангелов, чтобы они несли Его благодать и силу каждой верующей душе. Каким бы грешным человек ни был, он может обрести силу, чистоту и праведность в Иисусе, Который умер за всех грешников. Христос готов снять с любого одежду, запятнанную и оскверненную грехом, и облечь в белую одежду праведности. Он предлагает грешнику жизнь вместо смерти» (Путь ко Христу, с. 52, 53).
Следует заметить, что Эллен Уайт не придерживалась понятия так называемой «дешевой» благодати. Она утверждала, что обретение христианином благодати не дает ему права продолжать греховную жизнь и что это обретение совершает процесс освящения.
«Но хотя он и оправдан заслугами Христа, человек не имеет права творить неправду» (Избранные вести, т. 1, с. 398).
«Миссия Христа на земле состояла не в том, чтобы отменить закон, а в том, чтобы Своей благодатью возвратить людей к послушанию Его предписаниям» (Нагорная проповедь, с. 48).
«Всем доступны средства совершенствования. И пусть никто из нас не разочарует Творца, представив Ему одни лишь листья, когда Он придет за плодами. Решительный настрой, освященный благодатью Христа, способен творить чудеса» (Свидетельства для Церкви, т. 5, с. 403).
Принятие благодати способствует духовному росту христианина.
«Божья любовь к падшему роду человеческому — это особое проявление любви, плод милосердия, поскольку ни один человек не заслуживает ее. Милосердие предполагает несовершенство того, к кому оно проявляется. Милосердие стало активно проявляться именно по причине греха» (Свидетельства для Церкви, т. 7, с. 264).
Благодать не только преобразует христианина, но и дает ему силу противостоять искушениям в борьбе с ожесточенными нападками сатаны.
«Пусть преобразующая благодать Христа сделает вас чистыми, верными, святыми и такими привлекательными, как белоснежная лилия, распускающая свои лепестки на поверхности озера» (Свидетельства для проповедников, с. 430).
«Только с помощью Его силы ты сможешь воспринять благодать Божью и стать орудием Его праведности. Бог призывает тебя управлять не только твоими мыслями, но и твоими чувствами и наклонностями» (Вести для молодежи, с. 76).
«Бог дает Своим детям благодать в обильной мере, и, полагаясь на Его силу, они никогда не станут жертвой обстоятельств… Каким бы внезапным и жестоким ни было нападение, Бог поможет нам, и Его силою мы победим» (Вести для молодежи, с. 62).
Говоря об успехе в христианской жизни и о действии благодати, Э. Уайт пишет о сотрудничестве человека с Богом.
Она приводит текст Флп. 2:13 и говорит, что «здесь открывается Божественный принцип сотрудничества, без чего нельзя достичь никакого успеха. Старания человека остаются безуспешными без Божественной силы, и Божественные усилия часто не приводят к успеху без человеческого старания. Чтобы проникнуться Божьей благодатью, необходимо совершить ту часть работы, которая требуется от нас. Благодать дана нам, чтобы „производить и хотение и действие“, но она не заменяет наши усилия» (Пророки и цари, с. 487).
По ее словам, помимо совершения изменений в жизни христианина благодать может способствовать оказанию им благотворного влияния на окружающих.
«Сблизимся с Богом и живой верой ухватимся за Его обетования, чтобы благодать Христова могла совершить через нас Свое действие. Мы можем оказать на окружающий нас мир могучее влияние. Если покоряющая сила Божья действует в нас, то мы сможем обратить людей от греха к праведности» (Вести для молодежи, с. 26).
«Господь Иисус содействует нам во всем… И если мы вверяем себя в Его руки, чтобы быть проводниками света, наши средства в выполнении доброй воли не могут быть исчерпаны. Мы можем полагаться на Его полноту и получать благодать, которой нет предела» (Служители Евангелия, с. 19).
По убеждению Э. Уайт, благодать Божья может изменить даже закоренелого грешника, принявшего ее.
«Павел отправил с Онисимом письмо Филимону, в котором с обычной своей тактичностью и добротой просил за раскаявшегося раба… Апостол напомнил Филимону, что все его добрые намерения и черты характера являются результатом действия благодати Христовой — она одна сделала его не похожим на развратников и грешников. Та же самая благодать могла превратить и закоренелого преступника в дитя Божье и умелого работника на ниве евангельской» (Деяния апостолов, с. 456, 457).
«Поддавшись искушениям сатаны, весь человеческий род преступил Закон Божий, но благодаря жертве Его Сына открыт путь возвращения к Богу. Через благодать Христа люди вновь могут стать послушными Закону Отца» (Патриархи и пророки, с. 338).
Благодать обретается через молитву.
«Ежедневная молитва поможет им приобрести мудрость и благодать от Бога, чтобы успешно вести жизненную борьбу и выйти победителями» (Вести для молодежи, с. 80).
По материалам сайта Духовно-Исторического наследия церкви Адвентистов Седьмого Дня