Особый ребёнок в церкви — 3 часть

Особый ребёнок в церквиОтрицание проблемы (продолжение)

Так или иначе, мировоззрение общества, то, чему нас учили в школе, влияет на нас, наше мышление. И есть такой ход мыслей, который, как и неверие в то, что в жизни верного Богу человека может произойти несчастье (об этом речь шла прошлый раз), увеличивает период отрицания особенностей своего ребенка.

Мы все знаем про закон естественного отбора. Независимо от того, верим ли мы в эволюцию или в создание мира Богом, мы понимаем, что он существует — этот закон естественного отбора. Выживает сильнейший, более приспособленный к жизни. Люди с особыми потребностями оказываются не в выигрышной позиции. Мы в церкви привыкли слышать: «Бог любит всех», «Иисус умер за каждого», «Каждый ценен для Бога», и эти утверждения приносят успокоение каждой страдающей душе: «Пусть я слаб, пусть немощен, пусть где-то ограничен, но Бог меня любит и принимает таким, какой я есть». Бог выше закона естественного отбора. Я росла слабым болезненным ребёнком. Сейчас я понимаю, что моя болезненность была не сколько врождённой, сколько обусловлена психологическими травмами детства и малоподвижным образом жизни. Но в школьные годы я этого не понимала, думала, что я на это никак не могу повлиять, считала себя слабым членом общества, и под влиянием теории эволюции и естественного отбора смотрела на себя, как на такую, которая не достойна жить. Когда ведущая одной популярной телеигры говорила одному из игроков, не справившемуся с заданием, слова: «Вы САМОЕ СЛАБОЕ ЗВЕНО!», я ощущала себя так, как будто это говорится мне.

Когда я стала верующей и узнала, что я ценна для Бога, что я Его дочь, что Он умер, чтобы подарить мне жизнь, я стала иметь лучшее мнение о себе.

Но тем не менее, если не брать во внимание христианскую веру, то даже с позиции атеизма взгляд на людей с особыми потребностями как на недостойных членов общества очень негативно сказывается на самом обществе. Вообще наличие закона естественного отбора не означает, что мы должны принимать его и следовать вслед за ним. Это можно сравнить с законом всемирного тяготения: предмет, подброшенный вверх, должен упасть, но несмотря на это летают птицы, летают самолёты, вертолёты, ракеты. Человек научился преодолевать закон всемирного тяготения. Человек научился преодолевать и закон естественного отбора: вся медицина направлена на борьбу с естественным отбором. Если жить, следуя естественному отбору, то тогда не надо делать операции, производить лекарства, не надо делать кесарево, когда плод крупный и не способен пройти через узкий таз, или когда предлежание плаценты — пусть роженица умрёт от кровотечения, и её ребёнок вместе с ней. Не надо везти в реанимацию попавших в аварию: кто смог вылезти из машины и пойти сам — пусть живёт, а кто не смог — тот уже слабое звено: какой с него толк, пусть лучше в той машине и остаётся. Не надо производить вакцины и лечить инфекционных больных: пусть эпидемии инфекций прореживают общество.

Некоторые могут сказать: но ведь попавшие в аварию, заболевшие инфекцией, крупный плод, женщина с предложением плаценты — они ведь изначально были «здоровыми», со «здоровыми» генами. А рождённый инвалид имеет повреждённые гены, и ослабляет геном общества. Тут хочется засмеяться: такие люди очень мало знают о генетических заболеваниях, и сколько детей с генетическими проблемами получили их от родителей. Вот взять, например, нейрофиброматоз: половина детей с ним наследует его от родителей, у другой же половины — это новая поломка (генов). У каждого в семье может родиться ребёнок с каким-либо генетическим или хромосомным заболеванием, какими бы здоровыми, интеллектуальными, духовными, праведными ни были его родители.

Даже если запретить людям с генетическими заболеваниями рождать детей, геном человечества все равно будет ослабляться. Вместо того, чтобы направлять гнев на жертв генетических заболеваний, может лучше его направить на поиск и ликвидацию причин, которые увеличивают риск генетических поломок: направить энергию на решение экологических проблем? Но это сложно, требует больших усилий, затрат. А инвалиды тут под боком — и очень просто обвинить их в ослаблении генома, обозначить их «не достойными», «слабым звеном», думая, что тем самым решается проблема.

Что происходит с обществом, в котором есть деление на достойных и недостойных по наличию проблем со здоровьем?

Оно тормозит в развитии, скатывается к звериному состоянию. У каждого в душе закрадывается страх: как бы мне не попасть в раздел «слабейших»? Одни, как я, думают о себе как о слабом звене, а другие пыжатся, чтобы доказать всем, что они сильнейшие.

А вот в наиболее цивилизованных, развитых странах относятся к людям с особыми потребностями как к людям, которым нужны особые условия для жизни и развития. Ценится любая жизнь. И уже нет того панического страха: «а вдруг я стану инвалидом и стану никому не нужен, буду обузой?», потому что люди каждый день видят людей на колясках, с чёрными очками, слуховыми аппаратами, людей с ментальными нарушениями, которые живут активной жизнью, социализированы, работают.

В настоящее время в нашей стране церковь — одно из наиболее благоприятных мест, где людей с особыми потребностями могут ценить и принимать благодаря осознанию того, что Бог их принимает.

У некоторых, наверное, напрашивается вопрос относительно людей с ментальными заболеваниями, тяжелой умственной отсталостью: ведь для того, чтобы попасть в Царство Небесное, нужно совершить осознанный выбор, нужно принять Бога. Короче, нужна способность мыслить такими понятиями. А тяжело умственно отсталый ведь на это не способен?

Да, в Библии нет «историй о таких инвалидах», нет «историй про аутизм», про рожденных умственно отсталыми.

Но я знаю, что наш Бог непостижим, и очень часто Он выходит за рамки нашего представления о Нем. Он ломает стереотипы.

Сейчас для нас привычно читать истории Евангелия, но на тот момент, когда эти действия происходили, это был просто «вынос мозга».

Иисус принял блудницу, про которую все думали, что Бог уж точно ее осуждает.

Иисус исцелил парализованного, на которого все смотрели как на того, кто несет на себе наказание Божье за свои грехи.

Иисус исцелил слепорожденного, про которого гадали: Бог его наказал за грехи его родителей или за его возможные будущие грехи.

Иисус сказал про ребенка: «Таковых есть Царствие Небесное», когда другие не считали детей за людей — они же не способны понять богословия.

Ведь человек с тяжелой или глубокой умственной отсталостью — такой же ребенок, только пожизненный.

Отношение к инвалидам в церкви как к Божьим детям, своим братьям и сёстрам, помогает тоже быстрее преодолеть период отрицания и самим родителям особых детей и всем членам церкви: ведь уже не так страшно, что ребенок особый, главное, что Бог его любит, принимает и возьмет в Свое царство.

Юлия Медведева

Exit mobile version