Каких-либо конкретных рекомендаций по этому вопросу Э. Уайт не давала. Она писала об общих принципах, что в то время уже само по себе было достаточно революционно.
Многие из ее рекомендаций носят характер предостережения, так как развращенность общества (даже обывательских кругов) принимала многие излишества и непотребства как должное. Особенно страдали от этого молодые девушки, выходящие замуж за мужчин гораздо старше и опытнее их (в том числе и в сексуальной жизни) и вынужденные принимать взгляды мужа на их семейную интимную жизнь. Эллен Уайт пишет о таких женщинах:
«Многие женщины были оскорблены в своих лучших и самых нежных чувствах, потому что супружеский союз позволял тем, кого они называли своими мужьями, обращаться с ними по-скотски. Они находили любовь своих мужей настолько низменной, что не испытывали ничего, кроме отвращения» (Свидетельства для Церкви, т. 2, с. 381).
Это было очень актуально в то время, и поэтому так много об этом писала Э. Уайт, предупреждая о потворстве похоти и животным страстям:
«Часто супружеский обет становится всего лишь предлогом для совершения самых темных грехов. Мужчины и женщины, заявляющие о своем благочестии, растлевают свои тела, потворствуя самым низменным страстям и, таким образом, становятся хуже животных… Здоровье и жизнь приносятся в жертву на алтарь низменных страстей» (Свидетельства для Церкви, т. 2, с. 472, 473).
Э. Уайт отмечает, что «сексуальное невоздержание быстро разрушает любовь в ее благочестивых проявлениях, забирает из мозга вещества, необходимые для питания организма, и истощает жизненные силы» (Христианский дом, с. 124). См. также по этому вопросу «Свидетельства для Церкви», т. 2, с. 252, 380, 381, 391, 414, 415, 472–480; «Христианский дом», с. 121–128).
Под словом «воздержание» Э. Уайт имела в виду не полное отсутствие сексуальных отношений в семье, а воздержание от излишеств. В то время периодически возникали движения крайнего толка, исповедующие полный отказ от брака и секса. Э. Уайт отвечала: «Иисус не навязывал безбрачия никому из людей» (Христианский дом, с. 121). Она также не считала, что сексуальные отношения между мужем и женой должны быть только ради рождения детей. Из письма президента Генеральной Конференции пастора Д. Лафборо: «Я никогда не видел в „Свидетельствах“ никакого подтверждения того, что сексуальные отношения возможны только ради рождения детей. И я знаю, что Э. Уайт не поддерживает тех, кто занимает такую позицию».
Более того, есть свидетельства о советах, которые Э. Уайт давала в личных беседах приходившим к ней мужчинам с вопросами об интимной жизни: «Возвращайтесь домой и будьте мужчиной».
Таким образом, можно выделить несколько принципов, о которых говорила Э. Уайт в отношении интимной жизни:
- Христос не навязывал безбрачия;
- брак — святое и законное установление;
- в браке есть обязательства и привилегии;
- необходимо избегать крайностей;
- во всем необходимо проявлять глубокую и чистую любовь;
- в браке необходимы самоотречение и воздержание.
Кроме всего прочего, будучи христианами, мы обращаемся за разрешением любой проблемы в первую очередь к Библии. Прочитайте книгу Песнь Песней, чтобы убедиться в том, что Бог не запрещает испытывать радость в сексуальной жизни. Хотя, безусловно, во всем должна быть мера. Эти отношения не должны вредить вашему физическому, душевному и духовному здоровью.
Читая Библию, труды Э. Уайт и специальную литературу, можно определить для себя грань возможного в семейных сексуальных отношениях, которые Бог предусмотрел еще при творении, создав мужчину и женщину.
По материалам сайта Духовно-Исторического наследия церкви Адвентистов Седьмого Дня