Библия, как древнейший свод профилактической медицины и короновирусная инфекция

Библия, как древнейший свод профилактической медицины и короновирусная инфекцияСтатья доктора медицинских наук, профессора А. А. Опарина рассказывает о преимуществах соблюдения законов здоровья для верующих людей.

Вопросы профилактической медицины в последние месяцы приобрели особую актуальность в связи с распространением короновирусной инфекции. Понимание того, что болезнь проще предупредить, чем лечить, стало аксиомой, и потому неслучайно целью различных, как национальных, так и зарубежных программ по здравоохранению также является, в первую очередь, организация методов по профилактике тех или иных заболеваний. Одним из базовых понятий профилактической медицины является понятие здоровья. Последнее, согласно Всемирной Организации Здравоохранения, звучит следующим образом: «Здоровье ― это состояние полного физического, психического, социального и духовного благополучия». Так всемирные эксперты в области здравоохранения на мировом уровне признали, что без духовного компонента здоровья человек здоровым быть не может в принципе.

Современная медицина так же показала, что невозможно лечить болезнь отдельно от больного, не учитывая тип его личности, особенности характера, социального окружения; что необходимо лечить не болезнь, а больного, в котором в неразрывной связи находятся физический, психический и духовный компоненты. Однако, впервые об этом, как и о самой профилактической медицине, было записано много столетий назад в Библии. «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока» (1 Фессалоникийцам 5:23). Так Библия задолго до научных открытий говорила о связи духовного, душевного и физического здоровья. В отличие от медицины стран Древнего мира и Средневековья, в основном основанных и проповедующих суеверия, магию, оккультизм и имевших лишь примесь элементов народной медицины (знания о травах, климате), библейская медицина всегда базировалась на конкретных физических и моральных законах. И потому изучение законов здоровья, содержащихся в Библии, представляет собой важное научно-практическое значение, как для медицины в целом, так и для отдельно взятого человека в частности, что и обусловило цель нашего исследования.

Сегодня это поможет избежать с одной стороны паники в связи с распространением короновирусной инфекции, с другой поможет понять, что в последнее время люди, согласно библейским пророчествам действительно «будут изнывать от страха и ожидания бедствий», а с третьей избежать религиозного фанатизма и темноты, отвергающих, любые профилактические методы предупреждения инфекции, следование которым, по их мнению, это якобы проявление недоверия по отношению к Богу. Кстати, именно такой религиозный фанатизм, господствовавший в эпоху Средних веков, привел к полной стагнации в развитии медицинской науки и практики. Однако, учение Библии не только в корне противоречит этим фанатичным взглядам, но и представляет целый свод законов профилактической медицины.

Итак, рассмотрим и систематизируем основные медицинские положения и представления, содержащиеся в Библии.

Впервые в мире в Библии были сформулированы очень четкие эпидемиологические законы и предписания. Среди них мы можем выделить следующие.

Санитарная грамотность населения. Согласно библейским законам, которые имели в древнем Израиле силу государственных, священники, как наиболее грамотная часть общества, должны были обладать медицинскими знаниями и учить народ тому, что при малейшем подозрении на ту или иную болезнь необходимо сразу обратиться к ним. «Когда у кого появится на коже тела его опухоль, или лишаи, или пятно, и на коже тела его сделается как бы язва проказы, то должно привести его к Аарону священнику, или к одному из сынов его, священников» (Левит 13:2). Среди населения при этом проводилась просветительская деятельность, в ходе которой населению была представлена информация о первых симптомах болезни, чтобы они могли вовремя предпринять необходимые меры. Это то, что мы сегодня обозначаем, как санитарную грамотность населения. Но сегодня её легче доносить через телевидение, радио, рекламу, Интернет, в те же времена это можно было делать только в виде своеобразных лекций. Но тот факт, что народ, численность которого к тому же превышала 1 миллион, хорошо знал эти законы, говорит о хорошо поставленной системе профилактической медицины и просветительной работе, говоря современными терминами.

Система карантина. Согласно библейским медицинским законам, человек, у которого было диагностируемо подозрение на заразное заболевание, в частности, проказу, изолировался на определенный срок от окружающих, для которых он мог представлять потенциальную опасность. «А если на коже тела его пятно белое, но оно не окажется углубленным в кожу, и волосы на нем не изменились в белые, то священник имеющего язву должен заключить на семь дней» (Левит 13:4). К подобным методам профилактики распространения инфекционных болезней официальная медицина пришла только к концу XIX века.

Так же библейские санитарные законы предписывали изолирование человека, который мог заразиться инфекционными болезнями, в частности, при соприкосновении с телами мертвых животных. «И когда умрет какой-либо скот, который употребляется вами в пищу, то прикоснувшийся к трупу его нечист будет до вечера; и тот, кто будет есть мертвечину его, должен омыть одежды свои и нечист будет до вечера; и тот, кто понесет труп его, должен омыть одежды свои и нечист будет до вечера» (Левит 11:39−40).

Впервые в мире библейские санитарные законы установили понятие динамического наблюдения за больным. Так в течение всего времени карантина, если ставился диагноз проказы, больной находился под наблюдением. И после определенного количества дней проходил осмотр у священника, выполнявшего и функции врача, как мы указывали выше, который определял дальнейшую тактику ведения пациента.

Предупреждение о своем заболевании. Прокаженный при появлении рядом с ним здоровых людей должен был давать знать о своей болезни. «У прокаженного, на котором эта язва, должна быть разодрана одежда, и голова его должна быть не покрыта, и до уст он должен быть закрыт и кричать: нечист! нечист!» (Левит 13:45). Это способствовало нераспространению инфекции и одновременно с этим и сам прокаженный не получал от других различные воздушно-капельные инфекции, которые при его и без того сниженном иммунитете могли стать для него смертельными.

Библейская система карантина представляла собой изоляцию, но не отчуждение. Больной с диагнозом проказы должен был жить вне стана. «Во все дни, доколе на нем язва, он должен быть нечист, нечист он; он должен жить отдельно, вне стана жилище его» (Левит 13:46). Но при этом заметим, что он не умерщвлялся, как это было у других народов, не изгонялся в пустыни или горы, будучи обреченным на смерть. Нет, он жил вне стана, но неподалеку от него. То есть он был защищен, о его месте нахождения знали близкие, которые могли оставлять для него пищу и всё необходимое. И, наконец, после излечения он вновь становился полноценным членом общества (Левит 13:46). При этом при его возвращении другие люди не должны были избегать его, как сегодня это отмечается по отношению к больным СПИДом (хотя в быту, на работе, в транспорте они не заразны) и рядом других заболеваний.

Уничтожение предметов, имевших соприкосновение с потенциальным очагом инфекции, через которые инфекционные заболевания могли передаваться. «И всё, на что упадет которое-нибудь из них мертвое, всякий деревянный сосуд, или одежда, или кожа, или мешок, и всякая вещь, которая употребляется на дело, будут нечисты: в воду должно положить их, и нечисты будут до вечера, потом будут чисты; если же которое-нибудь из них упадет в какой-нибудь глиняный сосуд, то находящееся в нем будет нечисто, и самый [сосуд] разбейте. Всякая пища, которую едят, на которой была вода из такого сосуда, нечиста будет [для вас], и всякое питье, которое пьют, во всяком таком сосуде нечисто будет. Всё, на что упадет что-нибудь от трупа их, нечисто будет: печь и очаг должно разломать, они нечисты; и они должны быть нечисты для вас» (Левит 11:33−35).

Обработка одежды после контакта с потенциально зараженными объектами. «И тот, кто будет есть мертвечину его, должен омыть одежды свои и нечист будет до вечера; и тот, кто понесет труп его, должен омыть одежды свои и нечист будет до вечера» (Левит 11:40).

«Объявите сынам Израилевым и скажите им: если у кого будет истечение из тела его, то от истечения своего он нечист. И вот [закон] о нечистоте его от истечения его: когда течет из тела его истечение его, и когда задерживается в теле его истечение его, это нечистота его; всякая постель, на которой ляжет имеющий истечение, нечиста, и всякая вещь, на которую сядет [имеющий истечение семени], нечиста; и кто прикоснется к постели его, тот должен вымыть одежды свои и омыться водою и нечист будет до вечера; кто сядет на какую-либо вещь, на которой сидел имеющий истечение, тот должен вымыть одежды свои и омыться водою и нечист будет до вечера; и кто прикоснется к телу имеющего истечение, тот должен вымыть одежды свои и омыться водою и нечист будет до вечера; если имеющий истечение плюнет на чистого, то сей должен вымыть одежды свои и омыться водою, и нечист будет до вечера» (Левит 15:2−8).

Неупотребление в пищу нечистых животных, являющихся резервуарами (или хозяевами, как говорят инфекционисты) для инфекций, например, свинины ― источника трихинеллеза, устриц ― вирусов полиомиелита и т.д.

Запрещение употреблять в пищу умерших животных (Левит 11:39), так как сама его смерть могла быть обусловлена инфекционным заболеванием или в его мертвой туше могли находиться болезнетворные микробы.

Правила личной гигиены. Впервые в мире Библия строго определила правила личной гигиены человека, требовавшие убирать свои испражнения, как в целях личной чистоты, так и как возможный источник инфекции «Место должно быть у тебя вне стана, куда бы тебе выходить; кроме оружия твоего должна быть у тебя лопатка; и когда будешь садиться вне стана, выкопай ею [яму] и опять зарой [ею] испражнение твое» (Второзаконие 23:12−13).

Диагностические критерии. Были даны чёткие диагностические критерии, по которым можно было ставить диагноз (Левит 13:3−7, 12−13 и т. д.). Причем, очень точно подмечены основные признаки различных форм проказы и других заболеваний.

Примечательно, что ни в одном законодательстве Древнего мира и даже Средневековья, вплоть до Великой Реформации, мы не читаем ничего подобного.

Запрещая прелюбодеяния, различные половые извращения, Библия предостерегала людей и от распространения венерических заболеваний. «Не ложись с мужчиною, как с женщиною: это мерзость. Кто ляжет с женою отца своего, тот открыл наготу отца своего: оба они да будут преданы смерти, кровь их на них. Если кто ляжет с невесткою своею, то оба они да будут преданы смерти: мерзость сделали они, кровь их на них. Если кто ляжет с мужчиною, как с женщиною, то оба они сделали мерзость: да будут преданы смерти, кровь их на них. Если кто возьмет себе жену и мать ее: это беззаконие; на огне должно сжечь его и их, чтобы не было беззакония между вами. Кто смесится со скотиною, того предать смерти, и скотину убейте. Если женщина пойдет к какой-нибудь скотине, чтобы совокупиться с нею, то убей женщину и скотину: да будут они преданы смерти, кровь их на них» (Левит 18:22, 20:11−16).

Библейское законодательство, единственное в Древнем мире, боролось с проституцией, как духовным недугом общества. Так же именно в Библии впервые устанавливается взаимосвязь между проституцией и венерическими заболеваниями. Библия предписывает целый ряд профилактических мер, которые должен соблюдать человек, больной этим недугом (Левит 15:1−12, 31−33).

Исходя из определения здоровья, данного ВОЗ, наш организм нуждается в регулярной физической поддержке — пище, воде, воздухе, отдыхе. Если лишить его этого, то он ослабевает, результатом чего станет формирование той или иной патологии. Но точно так же нуждается в подкреплении и духовный компонент нашего здоровья. Его может укрепить чтение Библии и молитва. Именно с целью укрепить как духовное, так и физическое здоровье человека, была дана заповедь о субботе, являющаяся одной из центральных в библейском законодательстве. «Шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его» (Исход 20:9−11).

Таким образом, впервые в мире людям на государственном уровне был дан выходной день. «Суббота является изумительным социальным институтом. Уже в древнейшие времена суббота давала возможность отдохнуть всем тяжело трудившимся, включая и рабов. Предписания об освящении субботы не сводятся, однако, лишь к физическому отдыху, но предполагают отвлечение от материального ради духовного» [16, с. 46].

Суббота действительно прекрасно восстанавливает физические силы человека. Сегодня установлено, что оптимальным днем для отдыха человеческого организма является именно суббота. «Одним из недавних открытий современной хронобиологии стало обнаружение в человеческом организме 7-дневного биоритма. Он проявляется в вариациях кровяного давления и сердечного ритма, восприимчивости к инфекциям и даже приживляемости пересаженных органов» [1, с. 111]. Сегодня показан четкий ритм в зависимости от времени суток, недельного цикла, времен года продукции гормонов и других биологически активных веществ.

Суббота была так же определена, как особое время взаимоотношений с Богом, размышлении о духовных ценностях, времени общения с семьей. Сегодня, как никогда раньше хорошо видно, во что превращаются люди без духовных ценностей: небывалый рост преступности, наркомании, развращенности, порочности, алкоголизма, наконец, полной деградации личности.

Запрещая половые сношения между родственниками, что, кстати, тоже приветствовалось практически всеми древними религиями и медицинскими школами мира, Библия сохраняла людей от вырождения, от наследственных заболеваний (Левит 18:22, 20:11−16).

Библия четко дает понятия о законах диетологии, следование которым помогает сохранять не только физическое, но и духовное здоровье. «Не ешь никакой мерзости. Вот скот, который вам можно есть: волы, овцы, козы, олень и серна, и буйвол, и лань, и зубр, и орикс, и камелопард. Всякий скот, у которого раздвоены копыта и на обоих копытах глубокий разрез, и который скот жует жвачку, тот ешьте; только сих не ешьте из жующих жвачку и имеющих раздвоенные копыта с глубоким разрезом: верблюда, зайца и тушканчика, потому что, хотя они жуют жвачку, но копыта у них не раздвоены: нечисты они для вас; и свиньи, потому что копыта у нее раздвоены, но не жует жвачки: нечиста она для вас; не ешьте мяса их, и к трупам их не прикасайтесь.

Из всех животных, которые в воде, ешьте всех, у которых есть перья и чешуя; а всех тех, у которых нет перьев и чешуи, не ешьте: нечисто это для вас. Всякую птицу чистую ешьте; но сих не должно вам есть из них: орла, грифа и морского орла, и коршуна, и сокола, и кречета с породою их, и всякого ворона с породою его, и страуса, и совы, и чайки, и ястреба с породою его, и филина, и ибиса, и лебедя, и пеликана, и сипа, и рыболова, и цапли, и зуя с породою его, и удода, и нетопыря. Все крылатые пресмыкающиеся нечисты для вас, не ешьте [их]. Всякую птицу чистую ешьте» (Второзаконие 14:3−20).

Примечательно, что сегодня наука показала, насколько действительно опасным для здоровья человека является мясо тех животных, которых Библия именует нечистыми. Мы остановимся вкратце на обзоре тех из них, которые встречаются в нашей полосе.

Свинина. Мясо данного животного крайне не полезно по следующим основным факторам: 1. содержит тугоплавкие жиры, весьма плохо поддающиеся перевариванию; 2. имеет несбалансированный для человека в количественном и качественном отношении состав аминокислот; 3. содержит большое количество возбудителей паразитарных заболеваний (каждая 5-я или 6-я продукция из свинины — окорока, колбасы и т. д. содержит трихинеллы, которые не уничтожаются при приготовлении и опасны развитием трихинеллеза у людей, при котором наблюдается поражение мышц, печени и головного мозга человека); 4. имеет огромное число токсинов, которые в процессе пищеварения в организме свиньи не уничтожаются. И именно эти яды способны вызвать отравления у человека, поражение печени, поджелудочной железы и пр. Сегодня употребление в пищу свиного мяса является одним из факторов развития жирового гепатоза, атеросклероза, гипертонической болезни, рака желудка, заболеваний лёгких, а также причиной раннего старения организма.

Кролик (заяц). Мясо кролика длительное время считалось диетическим. Действительно, там содержится небольшое количество жиров. Однако, вследствие того, что нервная система данного животного весьма лабильна, у него практически постоянно выбрасывается в кровь большое количество адреналина, норадреналина и других шоковых ядов, продукты распада которых откладываются в его мясе. При употреблении последнего человек получает и эти продукты распада, которые вызывают, в частности, сбой в работе ЖКТ.

Морепродукты. Ставшие сегодня столь популярными, морепродукты представляют для здоровья человека не малую опасность. Дело в том, что раки и крабы питаются падалью, и в их мясе содержится значительное количество так называемого «трупного яда», который вызывает поражение желудочно-кишечного тракта и печени. Мидии, рапаны, и пр. являются санитарами моря, появляясь в большом количестве особенно после шторма, для очищения морских бассейнов, собирают на себя различные токсины, подобно губке. Эти многочисленнейшие токсины при употреблении мидий попадают в организм человека, приводя, в частности, к росту общего аллергического фона и заболеваний ЖКТ. Кроме того, практически во всех морепродуктах содержание ртути в сотни (!) раз превышает ее содержание в морской воде. Следует подчеркнуть, что единственно безопасными в этом отношении являются только те обитатели морей, озер и рек, которые имеют чешую и плавники (лососевые рыбы, карпы, хек, минтай, судак, пеленгас и пр.).

Библейские законы о чистой и нечистой пище, запрещавшие употребление, в частности, свинины, крольчатины, зайчатины, сомов, угрей, морепродуктов (Левит 11 глава) являются и по сей день одной из основ профилактики опухолей кишечника, желудка, заболеваний сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Библия — единственная из книг древности четко показала свое негативное отношение к употреблению алкоголя, в то время, как во всех современных ей религиях, не говоря уже об отношении общества, употребление спиртного и даже пьянство считались неотъемлемой практикой совершения даже многих религиозных ритуалов. «Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно: впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид; глаза твои будут смотреть на чужих жен, и сердце твое заговорит развратное, и ты будешь, как спящий среди моря и как спящий на верху мачты» (Притчи 23:31−34).

Впервые на страницах Библии показана прямая взаимосвязь между духовным, душевным и физическим здоровьем человека (1 Фессалоникийцам 5:23). Впервые на ее страницах была раскрыта, выражаясь современным языком, роль центральной нервной системы, стресса в происхождении соматических заболеваний. Так, Библия впервые сформулировала принципы психосоматики, то есть неразрывности физического и духовного компонентов здоровья человека. «Веселое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости» (Притчи 17:22). И, действительно, сегодня показано, как депрессия вызывает сбой в работе вегетативной нервной системы, продукции гормонов, обмене микроэлементов, приводящих, в том числе, к остеопорозу, который Библия очень тонко и точно именует «высушиванием костей».

Таким образом, законы профилактической медицины, изложенные в Библии, не только не потеряли своей актуальности в наше время, но и приобрели еще большую актуальность в связи с ростом венерических и наследственных заболеваний, болезней, напрямую связанных с питанием, алкоголизма, хрониостресса, урбанизации и т.д.

Одновременно с этим, санитарные законы, представленные в Библии, легли в основу современной эпидемиологии и в том числе методов, которые сегодня официальное здравоохранение мира и Украины предлагает в качестве методов борьбы с короновирусной инфекцией. И потому следование им полностью отвечает санитарным законам Библии и данным современной науки.

Выводы

  1. Показано, что Библия содержит в себе древнейший свод профилактической медицины, включающий в себя вопросы эпидемиологии, гигиены, инфекционных заболеваний, валеологии, наркологии, диетологии, значимость и актуальность которого полностью подтверждена современной наукой.
  2. Отмечено, что в Библии впервые обозначена и показана необходимость рассмотрения физического, психического и духовного здоровья человека, как единого целого, и впервые показана роль и место высшей нервной деятельности, стресса в патогенезе заболеваний.
  3. Показано, что Библия за много веков провозглашала принципы здорового образа жизни, профилактики наследственных заболеваний и заболеваний внутренних органов, которые были открыты лишь в течение последних десятилетий.

Доктор медицинских наук, профессор А. А. Опарин

Список использованной литературы

  1. Авени Э. Империи времени. Календари, часы и культуры. — М.: София, 1998.
  2. Вардиман Е. Женщина в древнем мире. — М., 1990.
  3. Верхратський С. А. Історія медицини. — К.: Здоров’я, 2011.
  4. Гиппократ. Избранные книги // Пер. В.И. Руднева. − М.: Биомедгиз, 1936.
  5. Гиппократ. Сочинения // Пер. В.И. Руднева. − М. — Л., 1941−1944, Т. II−III.
  6. Карабатеа М. Греческая мифология. — Афины: Adam editions-percamos S. A, 2010.
  7. Клулас И. Повседневная жизнь в замках Луары в эпоху Возрождения. − М.: Молодая гвардия, Палимпсест, 2006.
  8. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. − М.: Прогресс, 1992.
  9. Мультановский М. П. История медицины. — М.: Медицина, 1967.
  10. Опарин А. А. Медицина древнего Херсонеса // Східноєвропейський журнал внутрішньої та сімейної медицини. —— № 1. — С. 90–95.
  11. Опарин А. А. Медицина Средних веков. Религия. Философия. Суеверия. // Східноєвропейський журнал внутрішньої та сімейної медицини. —— № 1. — С. 75–81.
  12. Опарин А. А. Пергам: город черного престола и белого камня. — Харьков: Факт, 2013.
  13. Опарин А. А. Тибетская медицина и Древний Тибет // Східноєвропейський журнал внутрішньої та сімейної медицини. —— № 2. — С. 75–81.
  14. Ру С. Повседневная жизнь средневекового Парижа. − М.: Молодая гвардия, Палимпсест, 2008.
  15. Шнейдер Е. Е. Эфес и Пергам в прошлом и настоящем. — Рим, 2008.
  16. Щедровицкий Д. В. Введение в Ветхий завет. — М.: Теревинф, 2001.
Exit mobile version