Иов и замешательство

Иов и замешательствоБоль — это не все, чему учит Иов.

Книга Иова повсеместно признана как история о страданиях. Но сейчас риторический расцвет и богословская аргументация, сочетаются с духовной и культурной значимостью, которую нельзя отрицать. Люди, придерживающиеся линейной, а не циклической философии истории, сегодня читают книгу и находят интересные параллели со своим временем.

Откровение Обмана

Духовное замешательство — худший вид обмана, и в книге Иова есть враг, искусно порождающий его. В начальном речевом цикле книги первый оратор Элифаз начинает великую ложь, которая со временем становится окончательной для идентификации последних лагерей книги: тот, кто подписывается под ней, горячо или без энтузиазма, быстро или неохотно, принадлежит к одному лагерю; тот, кто отвергает ложь, принадлежит противоборствующему лагерю и спасается от духовного заблуждения.

Ложь, к которой обращаются сверхъестественным образом, является содержанием откровения, не характерного для сообщества мудрецов, к которому принадлежит его получатель, Элифаз, и в котором он явно играет важную роль — если судить по его главенству среди ораторов книги. Елифаз описывает свой откровенный опыт в сверхъестественных выражениях: «Прокралось ко мне слово, ухо мое шепот услышало… объяли меня страх и трепет, дрожь сотрясла всё тело мое. В лицо мне ветер дохнул, и волосы мои стали дыбом» (Иов 4: 12-15 ИПБ).

Весть духа столь же примечательна, как и описанное выше физическое воздействие: если Бог «Он и слугам Своим не доверяет, и в ангелах находит изъяны, тем более в жителях домов из глины, что стоят на прахе, и кого прихлопнуть проще моли» (стихи 18, 19). Посетитель ясно дает понять, что люди не пользуются большим уважением у Бога.

Это утверждение вызывает замешательство: оно не может быть более лживым: Бог уже превозносил Свое восхищение человеком, Иовом: «А ты приметил слугу Моего Иова? Нет больше на земле такого человека: непорочен он и честен, предо Мной благоговеет и избегает зла!» (Иов 1: 8 ИПБ).

Друг Вилдад, который знает, что Элифаз вносит замешательство, будет сопротивляться лжи, пока, скорее всего, исчерпав себя, не капитулирует и не объединится с Элифазом и Софаром, чтобы выразить презрение к людям, которое якобы является взглядом Бога на вещи: «если даже Луна несветла, даже звезды пред взором Его нечисты? А тем более человек — всего лишь червь, смертный подобен моли» (Иов 25:5, 6 ИПБ). Капитуляция Вилдада перед ложью — заключительная речь любого из трех так называемых друзей Иова, ибо больше нет смысла в разговоре.

Иов и Армагеддон

Этот конец борьбы у Иова удивительным образом соответствует видению шестнадцатой главы другой библейской книги, Откровения, где происходит рассказ о битве при Армагеддоне. Несмотря на ажиотаж, вызванный политическими интерпретациями и фантазиями о передовых технологиях оружия искусственного интеллекта, битва при Армагеддоне скорее моральная и духовная, чем физическая и военная. Духи демонов успешно объединяют глобальные политические силы для борьбы против истины (Откр. 16:13, 14, 16). Тогда все, что остается сделать Богу, — это объявить последнее наказание и объявить, что «Совершилось» (Откр. 16:16, 17).

Армагеддон — это не большой ядерный холокост или ужасный геноцид или ужасная Третья мировая война. Сегодня бушуют страшные войны. Возможно, наступит еще более тяжелое время, что приведет к огромным страданиям и разрушениям. Но Армагеддон Откровения — это духовное сражение, последствия которого необратимы для вечности. «Это последняя победа Христа над сатаной в Его славном пришествии» 1.

Экзегеты читали Армагеддон как Бога, выбирающего из нас Свою политическую сторону. Это заблуждение, возможно, комментарий того, насколько успешно обман может процветать среди людей. Нелепость того, что Бог нуждается в человеческом оружии, чтобы очистить землю от зла, должна поразить нас с большей силой, чем она. То, что Бог должен встать на чью-то сторону в человеческой политической борьбе, чтобы выиграть войну со злом, просто смешно. Но знание того, что обман может объединить старых врагов в борьбе против Бога, достойно непрекращающегося повторения и бесконечных предупреждений.

Сатана — обманщик, лжец и отец лжи (Иоанна 8:44). Пространство-время, в котором мы живем со своими мыслями и поведением, прежде всего морально. Блеск или глупость противоположных доводов не меняют истины. Мы унижаем себя и своего Создателя, думая или рассуждая иначе. У лжи Елифаза была цель — выиграть богословский спор. Но победа в риторических состязаниях — не то, что больше всего нужно человечеству. Нам также не нужно, чтобы к нам присоединялись другие проигравшие. Больше всего нам нужна правда. И правда легко доступна. Иисус говорит: «Я. . . истина» (Иоанна 14: 6); «Придите ко Мне» (Мф. 11:28).

Лаэль Цезарь

1 Дон Фортнер, Обнаружение Христа в Откровении (Оберн, Массачусетс: Evangelical Press, 2002), стр. 284. Фортнер действительно видит в восточных захватчиках врагов Божьего народа. Но его духовная проницательность достойна восхищения.

По материалам Adventist Review

Exit mobile version