Разбор памятного текста.
«И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт. 3:15).
- Какие именно детали этого отрывка, говорят от том, что это первое евангельское сообщение в Библии или так называемое «протоевангелие»?
Воскресенье — Змей
Кто такой змей и каким образом он обманывает Еву? (Быт. 3:1; 2 Кор. 11:3 и Откр. 12:7–9.)
- Безусловно, Писание указывает на змея как на Божьего врага (см. Ис. 27:1) и прямо называет его «дьяволом и сатаной» (см. Откр. 12:9). Подобным же образом в древности на Ближнем Востоке змей олицетворял силы зла.
(Прим. Текст Быт. 3:1 начинается со слова «змей», что подчеркивает это слово. Также слово «змей» имеет определенный артикль, указывающий на то, что данный персонаж повествования хорошо известен читателям.)
- «Для того чтобы незаметно достичь намеченной цели, сатана решил воспользоваться в качестве посредника змеем — маской, как нельзя лучше подходившей для осуществления его коварных намерений. Змей был одним из самых мудрых и красивых животных на земле. Он имел крылья, которые во время полета сверкали, как золото» (Э. Уайт. Патриархи и пророки, с. 53).
- Библия, сообщая о дьяволе, в каком бы виде он ни появлялся, не говорит метафорически. В Писании сатана изображен как буквальное существо, а не просто как метафора зла или темной стороны человечества.
- Во время искушения Адама и Евы в раю змей не представляется Божьим врагом. Напротив, он ссылается на слова Господа, повторяя и как бы поддерживая их.
(Прим. Хотя в Библии дьявол – враг, тем не менее сам дьявол в лице змея, таким себя не представляет)
Какие ошибки допустила Ева? Как ей следовало поступить, встретив змея?
- Змей не вступает сразу в спор с женщиной, а задает вопрос, подразумевающий, что он верит словам Господа. Таким образом, уже с самого начала мы узнаем, насколько хитрым и лживым было это существо.
Если сатана смог обмануть безгрешную Еву в Едеме, насколько более уязвимы мы? Что для нас лучшая защита от его обмана?
Понедельник – Запретный плод
Прочитайте и сравните Быт. 2:16, 17 Быт. 3:1–6; Ин. 8:4. Что змей добавляет от себя? Каковы различия между этими утверждениями и что они значат?
- Атака сатаны касается двух вопросов: смерти и познания добра и зла.
- Бог ясно и категорично заявил, что их смерть неизбежна (Быт. 2:17), сатана сказал, что, наоборот, они не умрут, практически намекая на то, что люди бессмертны (Быт. 3:4).
- Господь запретил Адаму вкушать от плода (Быт. 2:17), сатана поощрял людей вкусить этот плод, ведь тогда они станут подобными Богу (Быт. 3:5).
(Прим. Обратите внимание на параллели между беседой Бога с Адамом (Быт. 2:16, 17) и беседой Евы со змеем. Змей занимает место Бога и показывает, что знает даже больше, чем Бог.)
- Когда Ева решила ослушаться Бога и съесть запретный плод, она ведет себя так, словно Бога больше нет, и она сама оказалась на Его месте. Происходит изменение личности. Ева использует Божий язык: ее оценка, данная запретному плоду, — «увидела… что… хорошо для пищи» (Быт. 3:6), напоминает оценку, данную Господом Его творению: «увидел… что… хорош» (Быт. 1:4 и т. д.).
- Эти два искушения — быть бессмертным и быть подобным Богу — лежат в основе идеи бессмертия в древнеегипетской и древнегреческой религиях.
(Прим. Стремление к бессмертию, которое считалось божественным атрибутом, заставляло людей также стремиться к божественному статусу (определять добро и зло), чтобы (как они надеялись) обрести бессмертие. Такое мировоззрение незаметно проникло в иудейско-христианскую культуру и породило верования в бессмертие души, существующие и сегодня в большинстве христианских конфессий.)
Какой совет вы дали бы современным христианам, чтобы им не попасться в ловушку сатаны подобно Еве?
Подумайте обо всех верованиях, существующих сегодня, которые учат, что в каждом из нас есть нечто бессмертное по своей природе. Как наше понимание человеческой природы и состояния мертвых помогает противостоять этим учениям?
Вторник – Прячась от Бога
Как вы считаете, почему Адам и Ева спрятались от Бога? (Быт. 3:7–13.)
- Согрешив, Адам и Ева почувствовали, что наги, поскольку потеряли свои одежды славы, отражавшие Божье присутствие (Пс. 8:6, 103:1, 2)
Какой символ содержится в покрытии наготы Адамом и Евой «фиговыми листьями»?
- Глагол «сделать» во фразе «сделали себе опоясания» (Быт. 3:7) до сих пор использовался только в описании действий Бога-Творца (Быт. 1:7, 16, 25 и т. Д.). То есть наши прародители как бы заняли место Творца, пытаясь покрыть свой грех; именно это действие Павел осуждает как праведность по делам (Гал. 2:16).
Как Всевышний Творец, решает проблему наготы Адами и Евы? Какой символ содержится в этом действии? (Быт. 3:21)?
Почему Бог задал вопрос: «Где ты?» Что это говорит нам о Боге?
(Прим. Приблизившись к Адаму и Еве, Господь задал им риторический вопрос: «Где ты?» (Быт. 3:9). Через некоторое время подобный вопрос Он задаст Каину (Быт. 4:9).).
- Конечно, Бог знал ответы на эти вопросы. Он задавал Свои вопросы во благо виновным, чтобы помочь им осознать их поступок, привести их к покаянию и спасению.
- Фактически все происходившее отражало идею следственного суда:
- допрос преступника (Быт. 3:9)
- подготовка последнего к приговору (Быт. 3:14–19).
- Господь совершал это и для того, чтобы побудить людей к покаянию, которое в конечном счете приведет к спасению (Быт. 3:15). Этот лейтмотив звучит во всей Библии.
Как Адам и Ева пытались оправдать свое поведение?
- Адам и Ева пытаются уклониться от обвинения, виня других (Быт. 3:12). Адам обвиняет жену, заявляя, что это она дала ему плод (в этом есть доля правды), а Ева обвиняет змея, говоря, что он обманул ее (и в этом есть доля правды).
(Прим. Еврейский глагол наша́, «обмануть» («обольстить», в Быт. 3:13), означает вселять в людей ложные надежды и заставлять поверить в свою правоту (4 Цар. 19:10; Ис. 37:10; Иер. 49:16).).
Адам и Ева пытались обвинить кого-то другого в том, что сделали. Почему мы так легко попадаем в ту же ловушку?
Среда – Участь змея
Какой приговор Бог объявил змею? (Быт. 3:15)
- Бог начинает Свой суд со змея, потому что он был зачинщиком всей этой драмы. В этом повествовании змей также является единственным существом, которое было проклято.
Какая надежда содержится в этих же словах Господа (Быт. 3:15)?
- На мрачной картине поверженного змея, поедающего прах (Быт. 3:14), сияет надежда на спасение человечества, которая появляется в форме пророчества. Еще до того, как Адам и Ева будут осуждены, Господь дает им надежду на искупление (Быт. 3:15).
Как в этих текстах раскрываются план спасения, а также итог великой борьбы? (Быт. 3:15 с Рим. 16:20; Евр. 2:14 и Откр. 12:17.)
- Обратите внимание на параллели между Быт. 3:15 и Откр. 12:17:
- змей (дракон), вражда (рассвирепел)
- семя (прочие от семени)
- жена в Едеме (жена в Откровении)
- брань (великая борьба)
- После грехопадения на небе (ВБ), переместившаяся в Едем, будет продолжаться до конца времен. Однако обетование о поражении сатаны было дано уже в Едеме: его голова будет сокрушена.
(Прим. О плане спасения человеку впервые было сообщено в приговоре, произнесенном сатане в саду (Быт. 3:15). Этот приговор стал обетованием для наших прародителей. Говоря о неизбежности борьбы между человеком и сатаной, он в то же время предрекал, что в конце концов великий обманщик будет побежден. Как преступники Адам и Ева стояли перед праведным Судьей, ожидая заслуженного наказания, но прежде чем они услышали о своей горькой участи, полной скорбей и трудов, о неизбежности смерти, прозвучали слова надежды. Хотя могущественный враг и будет причинять им страдания, но теперь они могли уповать на грядущую победу. (ПП4:11))
Почему так утешительно знать, что в самом Едеме, где зародились грех и зло на Земле, Господь начал открывать план спасения?
Четверг – Судьба человека
Перечислите последствия грехопадения для людей (Адами и Евы) и для земли. (Быт. 3:15–24).
- В то время как Божий суд над змеем однозначно определяется как проклятие (Быт. 3:14), Божий суд над женщиной и мужчиной — нет.
- Слово «проклятие» используется еще один раз снова в отношении земли (Быт. 3:17). То есть у Бога были другие планы для мужчины и женщины, в отличие от змея. Им была дана надежда, а ему — нет.
- Текст, содержащий Божий приговор женщине, был связан с приговором змею, поскольку Ева согрешила в результате общения со змеем, текст (Быт. 3:15, 16).
- Божий приговор, вынесенный женщине, включая деторождение, следует понимать в связи с пророчеством о Спасителе (семени) в Быт 3:15, что подтверждается и другими библейскими авторами (1 Тим. 2:14, 15).
- Поскольку грех мужчины вызван тем, что он послушался жены вместо того, чтобы послушаться Бога, земля, из которой был взят мужчина, проклята (Быт. 3:17).
- Мужчине придется тяжело работать (ст. 17–19), а потом он «возвратится» в землю, из которой произошел (ст. 19).
Как вы считаете, какую пользу могли извлечь для себя люди из Божьего наказания за грехопадение?
- Примечательно, что от безнадежного ожидания смерти Адам затем обращается к жене, где видит надежду на жизнь через рождение ею детей (ст. 20). То есть даже в смертном приговоре он видит надежду на жизнь.
- Как и любой любящий родитель, Бог желал людям только добра, а не зла. Но теперь, когда они познали зло, Он собирался сделать все возможное, чтобы спасти их от него.
Хотя мы склонны думать о «знании» как о чем-то хорошем, почему это не всегда так? Чего нам лучше никогда не знать?
Итоги:
История «грехопадения» полна поучений и символов. В ней содержаться ответы, на фундаментальные вопросы человеческого бытия, без которых было бы невозможно сформировать здравое суждение.
«Когда Бог сотворил Еву, то определил, что она, с одной стороны, не должна ничем уступать мужчине, а с другой — не должна ни в чем превосходить его, но во всем оставаться равной ему. У святой четы не должно было быть независимых друг от друга интересов, хотя они не теряли своей индивидуальности в мышлении и деятельности. Однако после того, как Ева согрешила, поскольку она все-таки первой нарушила Божью волю, Господь сказал ей, что отныне Адам будет господствовать над ней. Она должна была подчиниться своему мужу, и это стало частью проклятия. Во многих случаях данное проклятие сделало женскую долю весьма тяжкой, и жизнь женщины стала обременительной. Мужчины, действуя по своему произволу, часто злоупотребляли превосходством, которое дал им Господь. Бог, в Своей безграничной мудрости, предложил план спасения, дающий роду человеческому еще один испытательный срок, еще один шанс» (Э. Уайт. Свидетельства для Церкви, т. 3, с. 484).
Валентин Сухин