Экология, этика и экуменизм

Экология, этика и экуменизмВывод вести о здоровье на новый уровень

«Но когда эгоизм лишения жизни животных для удовлетворения извращенного аппетита был представлен мне католичкой, стоящей на коленях у моих ног, мне стало стыдно и обидно. Я увидела это в новом свете и сказала: я больше не буду покровительствовать мяснику; на моем столе не будет плоти трупов».

Когда Эллен Г. Уайт писала это из Австралии своим друзьям, докторам У. Х. и Гарриет Максон, 30 августа 1896 года, она, вероятно, не предполагала, что это письмо дойдет до широкой аудитории, которой это заявление сейчас настоятельно заслуживает. Мы можем не обращать внимания на викторианскую дикцию и слегка морализаторскую тенденцию, чтобы признать, что это послание звучит сегодня как удивительно своевременное обязательство.

Давайте теперь рассмотрим содержание обновленного обязательства Эллен Уайт. Оно просто таково: милосердие к не-человеческому творению Бога.

Начнем с источника, стоящего за новой решимостью, выраженной в письме. Эллен Уайт называет ее католичкой. Она легко могла бы опустить слово «католичка», но мы должны быть благодарны, что она этого не сделала. Это доказывает, что Эллен Уайт была человеком, который не боялся брать пример с других. Она признает, что женщина, стоящая на коленях у ее ног, исправляет ее до такой степени, что ей становится «стыдно и обидно», возможно, за то, что она живет в нарушение своего собственного идеала. Она заходит так далеко, что признается, что увидела эту тему «в новом свете». Как многие признают, «новый свет» — это фраза, имеющая глубокий резонанс среди адвентистов седьмого дня. Теперь, по крайней мере для Эллен Уайт, хорошо известный ей предмет предстает «в новом свете».

Нельзя упустить экуменическую связь в этой заметке. Человек из другой религиозной среды взял на себя обязательство в отношении неупотребления мяса, которое она трогательно и убедительно доносит до Эллен Уайт. В современном мире экуменические связи, касающиеся использования в пищу живых существ, не являющихся людьми, имеют огромное значение, и экуменический потенциал также неисчислим. И мы не должны медлить с объединением усилий с ними, даже если мы приходим к этому с другим идеологическим обоснованием.

Исследование причин

Давайте теперь рассмотрим содержание обновленного обязательства Эллен Уайт. Оно просто таково: милосердие к нечеловеческому творению Бога. Католичка, стоящая на коленях у ее ног, обеспокоена тем, что «животные лишаются жизни» по причинам, не имеющим ничего общего с необходимостью.

Если это была законная озабоченность двух женщин, ненадолго встретившихся на лагерном собрании в Австралии в 1896 году, одна из которых была католичкой, а другая — адвентисткой седьмого дня, то что мы можем сказать о жестокости человека по отношению к нечеловеческим существам сегодня? С тех пор потребление мяса выросло до ошеломляющего уровня: с 1909 года потребление мяса на душу населения в США увеличилось более чем в два раза.

С тех пор потребление мяса выросло до ошеломляющего уровня: с 1909 года потребление на душу населения в США увеличилось более чем в два раза.

Эта статистика не дает полной картины, если не учитывать огромный прирост населения. В развитых странах потребление мяса удвоилось с 1961 года и сейчас близко к тому же уровню, что и в США. Растущий средний класс в таких густонаселенных странах, как Китай, Индия и Бразилия, в настоящее время делает мясо основным продуктом питания в той же мере, что и западные потребители, а это означает, что количество животных, которых необходимо выращивать и убивать для этих целей, быстро становится неподдающимся исчислению. Эта тенденция является наиболее значительной движущей силой прогрессирующего процесса сокращения площади жизненно важных тропических лесов в Бразилии. На долю животноводства приходится около 25 процентов нынешних выбросов парниковых газов.

Призыв к милосердию

Возвращаясь к теме милосердия к не-человеческому творению, где милосердие в откормочных площадках, где 100 000 голов скота теснятся на очень ограниченном пространстве? Или на фабриках, где свиней держат в клетках настолько маленьких, что они даже не могут повернуться?

Мэтью Скалли говорит, что «фабричное животноводство — это не просто убийство: Это отрицание, полное отрицание животного как живого существа со своими потребностями и природой. Это не самое страшное зло, которое мы можем сделать, но это самое страшное зло, которое мы можем сделать по отношению к ним».

По словам Павла, Бог не отменил благословение, произнесенное на не человеческие существа при сотворении (Быт. 1:22).

Где же милосердие на скотобойнях, подобных фабрикам, где регулярно происходит невообразимая жестокость? Эту реальность остроумно описал Тимоти Пачират в своей книге, которая показывает, как общества находят способы ограничить жестокость, не теряя при этом самоуважения или самооценки как цивилизованных и гуманных.

Традиционное послание адвентистов седьмого дня о здоровье хорошо работает, подчеркивая преимущества безмясной диеты в отношении уровня холестерина, веса, риска сердечных заболеваний и даже рака. Это достойные причины, но есть также и этические, экологические и экотеологические причины, которые сейчас требуют, чтобы их услышали.

Бог милосердия

Мы видим теологические основы такого послания, когда читаем у Исаии: «И на всей горе Моей святой никого уже не разорят и не обидят, ибо познание Господа наполнит землю, как воды наполняют море» (Ис. 11:9 ИПБ).

И ту же ноту, только на более высоком уровне, мы слышим в послании Павла к Римлянам: «С нетерпением ждет всё творение, что в славе той явит Бог Своих сыновей. Ибо не по желанию своему творение суете покорилось, а по воле Того, Кто ей участь такую определил с уверенностью, что в конце всё живое Его творение избавлено будет от рабства у тленья и получит свободу великую, в которой пребудут все Божии дети. Знаем мы, что всё сотворенное Богом стенает и, словно при родах, мучается до сих пор» (Рим. 8:19-22).

По словам Павла, Бог не отменил благословения, произнесенного на нечеловеческие создания при сотворении (Быт. 1:22). Нечеловеческие существа могут рассчитывать на предоставленные им тогда права. Надежда на избавление распространяется и на них, а не только на людей.

Прошло более 100 лет с тех пор, как письмо Эллен Г. Уайт пересекло Тихий океан из Австралии в Соединенные Штаты по почте. Нам потребуется больше, чем скорость улитки, чтобы догнать ее причины отказа от убийства животных с целью употребления их в пищу; чтобы принять к сердцу этические, экологические и экотеологические причины, которые стали для нее домом; и чтобы милосердие к нечеловеческим существам ярче сияло в нашем послании о здоровье в двадцать первом веке.

Эта статья была впервые напечатана в номере журнала «Адвентистское обозрение» от 7 июля 2014 года (https://adventistreview.org/issue-archives/page-2014/page-9141519/141519-62/).

Сигве К. Тонстад, магистр философии, доктор философии, является доцентом кафедры религии и теологических исследований в Школе религии и доцентом Школы медицины в Университете Лома Линда. Он является автором книги «Утраченный смысл субботнего дня». Чтобы прочитать рецензию на эту книгу, перейдите по ссылке https://adventistreview.org/2010-1508/2010-1508-29/.

1 Эллен Г. Уайт, письмо 73, 1896 год.

2 Мэтью Скалли, Доминион: Власть человека, страдания животных и призыв к милосердию (Нью-Йорк: St. Martin’s Press, 2002), стр. 289.

3 Тимоти Пачират, Каждые двенадцать секунд: Industrialized Slaughter and the Politics of Sight (New Haven, Conn.: Yale University Press, 2011).

4 Все тексты Писания в этой статье взяты из Новой пересмотренной стандартной версии Библии, авторское право © 1989 Отдел христианского образования Национального совета церквей Христа в США. Используется с разрешения.

По материалам Adventist Review

Exit mobile version