Иногда Бог кажется далеким, если не совсем отсутствующим.
Иногда тишина кажется единственным, что мы слышим, когда жаждем слова от Господа.
Израиль, должно быть, чувствовал себя так, когда Моисей не возвращался с горы Синай больше месяца. Где был их лидер? Вернется ли он когда-нибудь? Погиб ли он на горе? Может быть, Бог даже уничтожил его, потому что приближение к божественному может быть опасным? Будет ли Бог снова говорить с ними, и смогут ли они услышать Его?
Легко читать повествование о золотом тельце в Исход 32, описывающее явное идолопоклонство Израиля, отвернувшегося от Бога, и забыть, что иногда Бог кажется и нам далеким, сокрытым или даже отсутствующим.
Мы удивляемся
Возможно, вы задумывались об отсутствии Бога в вашей жизни. Я тоже. Вот некоторые из этих моментов, как я помню их в своей жизни.
Я задавался вопросом, где Бог, когда мои родители сказали мне, 17-летнему подростку, что они хотят жить отдельно и, в конечном итоге, должны развестись.
Я задавался вопросом о кажущемся молчании Бога в ответ на наши с женой страстные молитвы, когда нам пришлось ждать, казалось, целую вечность, чтобы получить приглашение на миссионерское служение, которое в итоге привело нас в Перу. Может быть, прошло всего восемь месяцев, но казалось, что прошло гораздо больше времени.
Я задумался о Божьей скрытности, когда однажды рано утром во время служения в Аргентине зазвонил телефон, и мы услышали новость о том, что мой отец неожиданно умер — в одиночестве и за две недели до телефонного звонка.
Я задавался вопросом, почему Бог не услышал наши молитвы, когда у моей жены случился выкидыш в Перу, и не стало легче, когда через два года у нас случился второй выкидыш.
Мы гадаем и ждем лучших ответов, более ясной картины, безопасного места.
Как насчет людей, живущих в Украине после российского вторжения 24 февраля 2022 года, которые задаются вопросом о сокрытом Боге, когда ракеты и минометы поражают их дома, поезда, линии электропередач, а также разрушают их мечты? А как насчет людей, живущих в Эфиопии или Тигрее, которые столкнулись с, казалось бы, бесконечной гражданской войной, масштабными разрушениями и голодом? Мы могли бы пополнять этот список еще долго.
Мы часто задаемся вопросом о сокрытости Бога, рассматривая мир, который, кажется, каждую неделю становится все ближе к тому, чтобы выйти из-под контроля.
Восстание и отдаление
Ответ Израиля на ожидание и недоумение не привел к реальным ответам. Они променяли молчащего (или скрытого) Бога на немого тельца из золота. Их бунт привел к наказанию (см. Исх. 32:28) и еще большему молчанию. На самом деле, ответ Бога на неверность Израиля часто был отмечен отдалением и божественной печалью, что также отмечалось позже израильскими пророками (Ис. 8:17; 54:8; Иер. 33:5; Иез. 39:23, 24; Мих. 3:4). Послушайте Второзаконие 32:20, часть Песни Моисея, в которой рассматривается история Израиля с Богом: «Он [Бог] сказал: Я сокрою лице Мое от них [Израиля], Я увижу, каков будет конец их; ибо они — род неверный, дети, в которых нет верности» (NRSV).
Это сильное и громкое заявление Бога, Который снова и снова предлагает благодать и Который показал нам Свою любовь и сострадание, придя в этот наполненный грехом мир и понеся нашу вину и наши грехи на грубом деревянном кресте.
Поиск скрытого Бога
Еврейский философ Мартин Бубер, наиболее известный своей экзистенциальной философией встречи или диалога Я-Ты, считает, что мы можем по-настоящему существовать только тогда, когда встречаемся и взаимодействуем с окружающим нас миром. Наше опасное существование требует от нас поиска иногда молчаливого или скрытого Бога, который жаждет быть по-настоящему найденным. Кто из нас знает, переживем ли мы завтрашний поход в супермаркет? Можем ли мы гарантировать безопасное возвращение наших детей в школу? Уверены ли мы, что сможем насладиться долгожданным отпуском мечты в другой части света?
В 1952 году Бубер написал книгу под названием «Затмение Бога», где он уподобляет временное сокрытие Бога затмению солнца.1 При солнечном затмении луна проходит между землей и солнцем, и мир на время погружается во тьму. Во время затмения Бога, как, например, во время Холокоста, люди ведут себя так, что Бога трудно, если не невозможно, увидеть. Но Бог присутствует. Бог не мертв, но затмен — жив, но невидим для человеческих глаз.2
Но действительно ли Бог отсутствует, невидим и не может быть познан? Если мы переместимся на две главы вперед от эпизода с золотым тельцом в Исходе 32, мы столкнемся с одним из самых могущественных самораскрытий Бога, которые только можно найти в Писании, но оно будет превзойдено воплощением живого Слова более чем тысячелетие спустя. Это божественное самораскрытие вновь и вновь упоминается последующими авторами Ветхого Завета и предлагает нам взглянуть на характер Бога через увеличительное стекло.
Бог поручает Моисею вырезать две новые каменные скрижали, на которых Он напишет десять заповедей Своей рукой, взамен тех, которые были разбиты Моисеем во время совершения ритуала нарушения завета, когда он спускался с горы (Исх. 34:1). Завет, поставленный под угрозу действиями Израиля, все еще действителен, и Бог хочет и может предложить путь вперед. Но все начинается с напоминания Моисею и Израилю о характере Законодателя и Создателя завета. Бог встречает Моисея, проходя перед ним. Послушайте, что услышал Моисей в этот момент, ведь он не мог прямо смотреть на Божью благость и жить: Проходя перед Моисеем, Он сказал: «Господь, Господь, Бог, сочувствия полный, Бог милосердный, долготерпеливый, в любви неизменный и верный, Который и в тысячах поколений являет любовь Свою неизменную и прощает беззаконие, преступление и грех, не поступаясь, однако, справедливым наказанием виновных, Он и с детей, и с внуков взыскивает за грехи, что родители им передают до третьего и даже четвертого поколения, продолжающих отвергать Его» (стихи 6, 7, ИПБ).
Милосердие, сострадание, благость, непоколебимая любовь, изобилие и верность — ключевые составляющие Божьего характера. Его прощение простирается на тысячу поколений в будущее, в то время как Его правосудие ограничивается третьим и четвертым поколением, непосредственно пострадавшим от проступков и грехов тех, кто решил перестать искать скрытого и, порой, затмевающего Бога, и не доверять Божьим мотивам и Его действиям.3
Чудо Божьей любви
В отчете Pew Research за 2019 год «10 фактов об атеистах» меня особенно поразил один вывод — остальные девять были вполне ожидаемы, включая тот факт, что атеизм значительно растет в США, что типичный атеист — мужчина, идентифицирует себя как политически либеральный демократ и в поисках жизненных ориентиров обращается к науке.4 Но был один факт, который удивил меня и который может быть полезен, когда мы думаем о временами затмевающемся Боге Писания, чья скрытость также влияет на нашу жизнь: Атеисты чаще, чем американские христиане, говорили, что испытывают «глубокое чувство удивления перед Вселенной», по крайней мере, раз в неделю.
Готовы ли мы искать чудо Божьего присутствия и почерка, ощутимого во вселенной — или в жизни окружающих нас людей? Можем ли мы сегодня снова остановиться на мгновение и, признавая, что Бог временами скрыт или даже затмевается, увидеть, что Он никогда не отсутствует и всегда движется, чтобы благословить Свое творение, потому что Он милостив, сострадателен, соболезнует, великодушен, непоколебим, верен и преисполнен благости? Возможно, в молчании Бога есть какая-то цель. Возможно, моменты, когда Он кажется скрытым, могут привлечь нас, побудить нас подойти ближе, посмотреть внимательнее и глубже вступить в контакт с невидимым Богом, который жаждет привлечь нас к Себе.
1 Мартин Бубер, «Затмение Бога» (Нью-Йорк: «Харпер и братья», 1952).
2 Впервые я познакомился с размышлениями Бубера по этому поводу в книге раввина Денниса С. Росса «Год с Мартином Бубером: мудрость о еженедельной порции Торы» (Филадельфия: Jewish Publication Society, 2021), стр. 89-92.
3 Я уже утверждал в другом месте, что упоминание о третьем и четвертом поколении на самом деле является кодовым языком для обозначения домохозяйства, поскольку домохозяйства и кланы в Израиле состояли из нескольких поколений. Поскольку люди, живущие вместе под одной крышей, непосредственно влияют друг на друга, стратегия божественного наказания становится более понятной. См. Джеральд А. Клингбейл, «Между „я“ и „мы“: Антропология еврейской Библии и ее значение для экклезиологии двадцать первого века», Бюллетень библейских исследований 19, не. 3 (2009): 319-339.
4 Майкл Липка, «10 фактов об атеистах», Pew Research Center, 6 декабря 2019 года, https://www.pewresearch.org/fact-tank/2019/12/06/10-facts-about-atheists/.
Джеральд А. Клингбейл служит помощником редактора журнала Adventist Review Ministries.
По материалам Adventist Review