Светский/постхристианский вызов для миссии

Светский/постхристианский вызов для миссии Существуют ли еще возможности?

Миссия остается неизменной, но люди, с которыми мы должны делиться благой вестью о «вечном Евангелии» (Откр. 14:6, NIV), не такие. Социокультурные сдвиги последних нескольких десятилетий оказали глубокое влияние на то, как люди относятся к религии и исповедуют ее во всем мире. Например, Божья миссия серьезно пострадала из-за постоянного роста секуляризма, который подразумевает устранение всего, что связано с религией или духовностью. В то же время у многих сформировалось отношение неприятия христианства и церкви в целом, особенно институционализированной религии.

Светская/постхристианская реальность во всем мире

Некоторые из этих сдвигов более значительны, чем то, что мы можем видеть. Давайте рассмотрим огромное количество людей, составляющих эту группу: около 1,1 миллиарда человек во всем мире. Другими словами, каждый седьмой житель планеты называет себя «религиозно неаффилированным». Это очень разнообразная и сложная группа, состоящая из атеистов, агностиков, нерелигиозных людей (т.е. «не»), или тех, кто не придерживается какой-либо конкретной религиозной традиции или веры.

Когда мы рассматриваем проблему секулярности/постхристианства, мы обычно имеем в виду западный мир. Этому есть много причин, в том числе целенаправленные усилия по устранению религии из общественной и социальной жизни. Например, согласно исследованиям, проведенным Pew Research Center, примерно 3 из 10 взрослых жителей США считают себя нерелигиозными, а светское/нерелигиозное мировоззрение сегодня исповедует примерно четверть населения. За последние 15 лет число тех, кто причисляет себя к христианству, сократилось на 15 процентов. Число тех, кто не заявляет о своей религиозной принадлежности, увеличилось на 13 процентов. Эти цифры еще больше увеличиваются, когда в их число включаются представители более молодых поколений, таких как миллениалы и поколение Z.

В некоторых отношениях проблемы, связанные с безрелигиозностью в Западной Европе, гораздо сложнее. Очень мало людей регулярно посещают церковь в странах, которые когда-то были христианским континентом. Число европейцев, равнодушных к христианству и считающих религию неважной, постоянно растет. Похожая картина наблюдается и в Австралии, где растет отказ от религиозной веры. Почти 10 миллионов австралийцев, то есть около 38 процентов населения, утверждают, что не исповедуют никакой религии.

С развитием глобализации и новых коммуникационных технологий волны безрелигиозности омывают не только западные берега. В евроазиатских регионах это постоянно растущая тенденция. Например, рост секуляризма как социального и политического порядка совпал с возрождением религии в постсоветских регионах. В России 28 процентов граждан не придерживаются никаких религиозных традиций, а 13 процентов не верят в Бога. Более того, Азия стала домом для пяти из 10 наименее религиозных стран мира: Китай, Япония, Южная Корея, Северная Корея и Гонконг. Простой пример: из-за нехватки прихожан и священников каждый третий буддийский храм в Японии, скорее всего, закроется в течение следующих 25 лет.

Подобные настроения также наблюдаются среди «культурных мусульман» — особенно среди молодежи, — которые идентифицируют себя с исламом в культурных и социальных связях, но стремятся отделиться от веры своих родителей. Евреи переживают тот же феномен. Среди тех, кто живет в Израиле, в возрасте 20 лет и старше, 44 процента говорят, что они светские. А в Соединенных Штатах, когда их просят объяснить свои взгляды на отношения, 25 процентов называют себя агностиками, атеистами или верующими «ни во что конкретное».

Волны атеизма, агностицизма и секуляризма проявляются и на африканском континенте. Более 15 процентов жителей Южной Африки считают себя атеистами. В Мозамбике 14 процентов объявляют себя нерелигиозными, в то время как в Ботсване этот показатель составляет 20 процентов. Не менее 30 миллионов человек в странах Африки к югу от Сахары относят себя к «нерелигиозным», утверждая, что они не придерживаются никакого вероисповедания.

Неудивительно обнаружить аналогичные параллели в Латинской Америке. После падения авторитета католической церкви во многих странах Центральной и Южной Америки секуляризм преобладает в различных формах. В Уругвае, наименее религиозной стране Южной Америки, около 47 процентов населения не верят в существование Бога. Кроме того, около 10 процентов жителей Мексики сегодня нерелигиозны, что делает эту страну самой быстрорастущей светской группой в Центральной Америке.

Это лишь несколько примеров мировой реальности, вызванной секулярным/постхристианским отношением. Что будет дальше? С развитием релятивистского взгляда на религию многие пытаются создать свою собственную «духовность» исключительно на основе личного выбора, что приводит к постепенному развитию религиозного плюрализма, в котором, в конечном счете, любая религия — или безрелигиозное отношение — является уместной и приемлемой. В то же время растет подозрительность к институциональному авторитету, что приводит к неприятию и отчуждению любой формы институционализированной религии.

Но один вопрос остается открытым: Существуют ли еще возможности для миссии в светских/постхристианских контекстах? Все зависит от того, как мы их увидим и воспользуемся ими.

Возможности для миссии в светских/постхристианских контекстах

Как адвентисты седьмого дня, следуя совету Павла «максимально использовать любую возможность» (Еф. 5:16, NIV), мы можем развивать специальные «точки соприкосновения», чтобы делиться Божьей любовью с нерелигиозным миром, в основном через наш образ жизни.

Заботы о здоровье и уход за ним, ориентация на семью и общину, а также субботняя весть об отдыхе — вот некоторые из этих «точек соприкосновения», которые мы можем использовать, чтобы установить связь и поделиться вечным Евангелием с нерелигиозными людьми.

Реализация концепции «третьего места» — создание возможности выбора между первым (дома) и вторым (на работе) местами — представляет собой еще одну огромную возможность для значимого общения со светскими и постхристианскими умонастроениями, в которых традиционные подходы к миссии не столь успешны.

Эти и другие подходы были реализованы и опробованы в пилотных проектах, поддержанных Центром светской и постхристианской миссии (CSPM) при Офисе адвентистской миссии.1 CSPM служит адвентистской церкви по всему миру, чтобы делать учеников в светских и постхристианских обществах в подготовке ко второму пришествию Иисуса Христа. Однако мы не должны упускать из виду тот факт, что наша весть надежды должна быть сосредоточена на грядущей реальности Божьего Царства и надежде, в которой наши светские и постхристианские друзья остро нуждаются сегодня — часто не осознавая этого.

Люди меняются, но миссия остается прежней: «Миссия Церкви Христовой — спасать погибающих грешников. Она заключается в том, чтобы возвещать людям Божью любовь и привлекать их ко Христу посредством действенности этой любви».2 Может ли Бог рассчитывать на нас в исполнении Своей миссии?

1 Более подробную информацию о CSPM можно найти на сайте: https://cspm.globalmissioncenters.org/.

2 Эллен Г. Уайт, Свидетельства для Церкви (Mountain View, Calif.: Pacific Press Pub. Assn., 1948), т. 3, с. 381.

Клебер Д. Гонсалвес

По материалам Adventist World

Exit mobile version