Удивительно (страшно, на самом деле), как протестанты-католики-ортодоксы (и все, что между ними) остаются такими страстными приверженцами воскресенья, даже если подавляющее большинство его не соблюдает. Если не считать посещение церкви на несколько часов, а затем шоппинг, футбольный матч и ужин. (Надо отдать должное парню из Chick-fil-A; он вкладывает деньги в свою веру, закрывая свою сеть каждое воскресенье). И все-таки, как бы неубедительно, если они вообще соблюдают воскресенье, они не смогут легко уступить его библейскому субботнему дню.
Хотя подробностей о том, как языческий день солнца узурпировал седьмой день субботу, покрылись плесенью и загноились под вековыми традициями и историей, для тех, кто хочет узнать правду, достаточно. По мере того, как все больше и больше язычников присоединялось к тому, что поначалу было преимущественно еврейским движением, а евреи тем временем становились все более ненавистными для римлян (восстания и т.д.), церковь в первые несколько веков — иногда ошибочно принимаемая за еврейскую (христиане поклонялись еврейскому Мессии, читали Писания, написанные в основном евреями, и соблюдали «еврейскую» субботу) — начала отдаляться от евреев. И почти ни одна практика не выделяла евреев больше, чем соблюдение ими седьмого дня субботы. В то же время, стремясь больше походить на окружающую культуру (вся проблема древнего Израиля), церковь начала адаптировать языческие обряды и ритуалы, включая воскресенье, день солнца, который со временем удобно заменил собой седьмой день субботу, долгое время ассоциировавшийся с ненавистными евреями.
Воскресенье настолько прочно вошло в сознание христиан, что около 1000 года нашей эры, когда православные отделились от Рима, и примерно 500 лет спустя, когда это сделали реформаторы, воскресенье шло вместе с ними. Даже более поздние группы, такие как Церковь Иисуса Христа Святых последних дней (мормоны) и Свидетели Иеговы, которые гордятся своей независимостью от Рима, тем не менее, остаются привязанными к римскому воскресенью.
Вскоре после первого пришествия Иисуса сатана постепенно пытался отвратить церковь от самого главного символа Библии — шестидневной истории творения (см. Быт. 2:1-3: Исх. 20:8-11); сегодня, незадолго до второго пришествия Христа, сатана практически отвратил церковь от самого понятия о шестидневном сотворении мира (см. Быт. 1-2), заменив его эволюцией, настолько противоположной библейскому рассказу о творении, насколько это возможно. И он использует, по сути, тот же процесс, который он так успешно использовал с ранней церковью (и с древним Израилем): внедряя ошибки из культуры в веру.
Однако одно большое различие заключается в том, что если раннему христианству — даже с дополнительным стимулом антииудаизма — потребовались столетия, чтобы отвергнуть библейский памятник о творении, то современному христианству почти не понадобилось времени, чтобы отвергнуть само библейское творение. Именно христианские священнослужители, а не ученые, сразу же набросились на теорию Дарвина. Сегодня слишком многие христиане поддались модели творения, которая предполагает миллиарды лет насилия, страданий и смерти в качестве метода нашего любящего Бога для создания существ, которых Он, умирая на кресте, стремился спасти от насилия, страданий и смерти. (В этом есть смысл?) Эта иррациональность, наряду с неудобной истиной о том, что Библия, официальный отчет Бога о творении, ничего не говорит о страданиях, насилии и смерти как части процесса творения (она учит обратному), все же не была достаточной, чтобы остановить стремительную атаку культуры.
Полностью уничтожив сначала библейский символ шестидневного творения, а затем и само шестидневное творение, сатана подготавливает мир к последнему обману. Только глупец может столкнуться с экономическими трудностями (Откровение 13:17) или даже со смертью (Откровение 13:15) из-за дня — который уже «заменен» воскресеньем — в память о шестидневном творении, которое, как нас уверяют, в действительности заняло миллиарды лет.
Насколько же более актуальными могут быть послания трех ангелов? Мы призваны «поклоняться Сотворившему небо и землю, море и источники вод» (Откр. 14:7) и проявлять это поклонение, соблюдая «заповеди Божии и веру Иисуса» (Откр. 14:12, KJV). И, согласно Библии, Он сотворил землю, море, источники, все за шесть дней — действие, вспоминаемое каждую неделю в четвертой заповеди, которая была погребена под 1500-летней традицией, от которой христианство до сих пор не избавилось и, как это ни трагично, в большинстве своем не избавится.
Как важно, чтобы мы держались за шестидневное сотворение мира и за седьмой день субботу, библейский символ этого сотворения, особенно перед миром, включая христианский, который в основном отказался от того и другого.
Клиффорд Гольдштейн — редактор «Руководства по изучению Библии для взрослых».
По материалам Adventist Review