Взгляд на книжные полки Эллен Уайт

Взгляд на книжные полки Эллен УайтЭтот взгляд на библиотеки Эллен Уайт показывает, как она ценила хорошую литературу.

В начале ноября 1871 года Эллен Уайт остановила написание письма, которое она писала своему сыну-подростку Вилли, чтобы успеть на встречу в Бостоне, штат Массачусетс, с известным реформатором здоровья Диоклетианом Льюисом. Несколькими неделями ранее она и Джеймс покинули свой дом в Батл-Крике, штат Мичиган, и отправились в двухмесячное путешествие по северо-востоку США. Теперь они остановились в доме Страттонов, недалеко от резиденции доктора.

Продолжая письмо Вилли после визита, Эллен Уайт рассказала, как они сначала сидели на диване, а затем «поднялись при помощи паровой машины на четыре этажа вверх. Поднявшись на такое расстояние, — продолжала она, — мы оказались в гостиной доктора… . . Мы нашли очень приветливого, общительного, с открытым сердцем человека».

Учитывая их общий интерес к пользе физических упражнений и использованию природных средств, Эллен Уайт сообщила, что их «беседа была самой приятной. Мы болтали так дружески, как будто встретились с давно знакомыми друзьями». Во время беседы доктор Льюис пригласил Уайтов посетить знаменитую бостонскую библиотеку «Атенеум», одну из самых известных полуприватных библиотек в мире.

Эллен Уайт была очарована окружающей обстановкой. «Зрелище просто потрясающее, — писала она, — диковинки в виде книг почти всех эпох. Некоторым сотни лет. Стиль шрифта, поля книг, расположение материала, были литературной диковинкой. Книги, книги, книги на каждой полке, от истории к истории, любого содержания, любого вида и порядка»1.

Ее увлечение разнообразием литературных произведений подтверждает то, о чем свидетельствуют другие записи: Эллен Уайт была большой любительницей книг, которая наслаждалась видами и запахами старых книжных магазинов и удовлетворением от поиска нужного тома для пополнения растущей библиотеки.

Эллен Уайт также поощряла других приобретать качественные издания для чтения, рекомендуя, например, «Жизнь святого Павла» Конибира и Хаусона как «книгу высокого уровня и редкой полезности для серьезного изучающего историю Нового Завета»2.

Личные и служебные библиотеки

Эллен Уайт владела двумя библиотеками — личной и для сотрудников своего офиса. Инвентаризация обеих коллекций, проведенная вскоре после ее смерти, показывает, что она приобрела около 1400 наименований книг. Однако, поскольку почти 600 из них были приобретены в 1913 году у ее секретаря, Кларенса К. Крислера, вполне вероятно, что большинство из них она никогда не использовала. Реальное число томов, накопленных ею за всю жизнь, составляет около 800. Сегодня в поместье Эллен Г. Уайт хранится около 500 ее оригинальных библиотечных книг, самая старая из которых была напечатана в 1600 году.3 Сорок из них содержат ее собственноручную подпись на обложке и отдельные пометки в тексте.

Откуда мы знаем, что именно Эллен Уайт делала пометки, ведь некоторые из них она приобрела в букинистических магазинах? У Эллен Уайт был свой характерный стиль в обращении с книгами, точно так же, как некоторые из нас выделяют и подчеркивают отрывки, а другим и в голову не придет писать на странице.

В отличие от Дж. Н. Эндрюса, который исправлял опечатки и добавлял дополнительные ссылки по ходу чтения книги, стиль Эллен Уайт был гораздо «мягче». На краях страниц иногда встречаются чернильные отпечатки пальцев, но печатный текст лишен каких-либо навязчивых пометок. Подчеркивание не входило в ее практику. Скорее, она делала простые вертикальные штрихи ручкой на полях, едва ли более ¼ дюйма в длину, рядом со строками, которые вызывали ее особый интерес. Иногда она ставила маленький «х» рядом с абзацем или просто отгибала уголок страницы.

Взгляд на ее коллекцию

Какие книги были в библиотеке Эллен Уайт?4 Неудивительно, что она собирала книги на темы, которые представляли для нее наибольший интерес — история и комментарии к Библии, жизнь и учение Христа, здоровье, образование, история и биографии церквей и практическая христианская жизнь. Многие из них она использовала в своих произведениях.

Хотя среди названий, конечно, есть авторы-адвентисты седьмого дня, подавляющее большинство — неадвентистские авторы. Отчасти это объясняется тем, что при жизни Эллен Уайт было издано ограниченное количество книг, написанных адвентистами.5 Эллен Уайт не считала, что какой-то один человек или группа обладают монополией на истину. Отвечая на вопрос о читательских привычках своей матери, У. К. Уайт написал:

«Я присутствовал при том, как добросовестные души цитировали то, что она [Эллен Уайт] написала, как основание для отказа от чтения любых книг, кроме Библии; и мне было очень интересно услышать ее заявление, когда ее внимание было обращено на это. Она заняла такую позицию, что эти произведения, написанные благочестивыми людьми, содержащие толкование Писания и излагающие истины Писания, также должны быть включены в наше чтение»6.

Хотя мы должны просеивать то, что читаем, «евангельским ситом»7 , не принимая ошибку за истину, Эллен Уайт признавала, что Святой Дух впечатляет многие и разные умы жемчужинами истины при изучении Слова Божьего.

Этот взгляд на библиотеку Эллен Уайт показывает, что она очень высоко ценила хорошую литературу, но она прекрасно понимала недостатки чисто человеческих произведений.

«Из всех книг, наводнивших мир, какими бы ценными они ни были, Библия — это Книга книг, и она больше всего заслуживает самого пристального изучения и внимания. В ней содержится не только история сотворения этого мира, но и описание мира грядущего. Она содержит наставления о чудесах вселенной и открывает нашему пониманию Автора неба и земли».8 Этот Автор все еще жив, и именно с ним мы скоро встретимся.

Тим Пуарье

1 Эллен Г. Уайт — У. К. Уайту, 10 ноября 1871 г. (письмо 17, 1871 г.).

2 В «Знамениях времени», 22 февраля 1883 г., с. 96. Она также предложила «Историю Реформации» Ж. Х. Мерля Д’Обинье в качестве «интересной и полезной» подарочной книги к празднику. См. «Ревью энд Геральд», 26 декабря 1882 г., с. 789.

3 После смерти Эллен Уайт многие из ее книг были переданы адвентистским учебным заведениям или проданы.

4 С полным перечнем можно ознакомиться на сайте https://library.llu.edu/heritage-research-center/egw-estate-branch-office/egw-private-and-office-libraries.

5 В каталоге публикаций Международного трактатного общества церкви за 1911 год перечислено менее 30 английских книг, не принадлежащих перу Эллен Уайт.

6 У. К. Уайт — Л. Е. Фруму, 14 февраля 1926 года.

7 Говоря о членах церкви, за которыми ухаживают в популярных медицинских учреждениях, Эллен Уайт писала, что «они должны постоянно носить с собой евангельское сито и просеивать все, что слышат, чтобы выбрать хорошее и отвергнуть плохое» (Свидетельства для Церкви [Маунтин-Вью, Калифорния: Pacific Press Pub.Assn., 1948], т. 1, с. 490).

8 Эллен Г. Уайт, в «Ревью энд Геральд», 21 августа 1888 года.

По материалам Adventist World

Exit mobile version