Не только для физического здоровья
Это случилось вскоре после того, как я переехал в новый район. Один из членов моей церкви позвонил и попросил провести служение помазания. Клаус1 был активным членом церкви. Он был отцом двух дочерей-подростков и был болен. Его рак уже распространился на разные части тела, а кости были буквально испещрены дырами, что было видно на рентгеновских снимках и компьютерных томограммах. Врачи университетской больницы в соседнем городе назначили ему важное обследование, чтобы узнать, как прогрессирует рак, и определить дальнейшие действия. Его положение было серьезным. С медицинской точки зрения, не было никакой надежды на то, что он проживет еще долго. Клаус знал о серьезности его ситуации и хотел, чтобы за больных молились особым образом, как это описано в Иакова 5:13-16.
Опыт смирения
Я сообщил об этом пресвитеру церкви, и вместе со старшим дьяконом и несколькими посвященными членами нашей церкви мы отправились к Клаусу домой, чтобы совершить служение помазания. Это была скромная встреча. Ничего зрелищного. С искренней верой мы отдали жизнь Клауса в Божьи руки, доверяя, что Он знает его лучше всех, доверяя, что Он может исцелить, доверяя, что Клаус будет в безопасности с Богом независимо от результата. Когда через несколько дней Клаус прошел очередное обследование в больнице, оказалось, что рак исчез. Дыры в его костях исчезли. Он был исцелен. Медицинские работники государственной больницы, которые не были христианами, не могли поверить своим глазам. По их словам, это было не что иное, как чудо. Этот опыт научил меня тому, что Бог все еще жив, что чудеса случаются даже в наше время и что смиренный акт веры может дать Богу возможность совершить для нас удивительные вещи.
Теперь вернемся на пару лет назад. На этот раз у одной целеустремленной женщины в возрасте около 40 лет, матери трех мальчиков-подростков, диагностировали рак. Она также была очень активной в церкви и образцово доверяла Богу. Она тоже боролась с агрессивным раком, который угрожал ее жизни. Она была моей женой. В начале своей болезни она попросила провести служение помазания. Мы попросили пастора нашей церкви провести помазание, и вместе с пресвитерами церкви и несколькими верными друзьями мы собрались в нашей гостиной, чтобы помолиться и помазать ее. Наша вера была искренней. Ближе к концу ее испытания, когда, с человеческой точки зрения, ситуация уже не выглядела многообещающей, она попросила о втором помазании. И снова мы встретились с искренней верой. Это была трогательная встреча, на которой мы вновь посвятили ее жизнь Богу. Мы искренне молились. Мы полностью доверились Богу и знали, что Он может исцелять. Она вверила свою жизнь в Божьи руки. Мы знали, что Бог слышит наши молитвы; мы знали, что Он заботится и любит нас, и что она в безопасности в Его руках. Через несколько недель моя жена умерла!2
После служений помазания я видел, как люди чудесным образом исцелялись, и я видел, как люди с большой верой умирали. Служение помазания, очевидно, не является серебряной пулей, которая постоянно приносит физическое исцеление. Кажется, что мы часто смотрим на эту церемонию глазами церковной традиции. Таинство помазания больного человека является одним из семи святых таинств Римско-католической церкви, которые рассматриваются как мистические каналы божественной благодати, и обычно проводится как «последний обряд», когда смерть человека неизбежна. Поэтому в католической традиции помазание больного также называется «Чрезвычайным помазанием». Библейское повествование в Иакова 5:13-16, однако, представляет иную картину.
Назад к Библии
Иаков описывает помазание больных не только для смертельно больных. Греческое слово, которое используется в Иакова 5:13 для английского слова «страдание», — kakopathei. Оно описывает не только физическую болезнь, но также включает в себя переживание страданий или эмоциональной боли и используется для описания несчастий и терпеливого перенесения трудностей. В других отрывках Нового Завета те же или родственные слова описывают душевные и психологические страдания (2 Тим. 1:8; 2:3, 9; 4:5; Иак. 5:13). Это подтверждается в Иакова 5:14, где греческое слово «больной» — asthenei. Это широкое понятие, которое описывает болезнь, но также и слабость или нужду. В контексте этого отрывка Иаков упоминает Иова (стих 11) и Илию (стих 17). Иов был физически болен, а Илия впал в депрессию после могущественных действий Бога на горе Кармил. Молитва за больных предназначена для всех, кто страдает от болезней, кто слаб и нуждается.
Библия говорит нам, что молитва, возносимая с верой (стих 15), спасет больных. Греческое слово «спасти» используется не только для обозначения физического исцеления, но и является тем же словом, которое описывает наше спасение во Христе. Господь воскресит человека. Бог обещает пробудить и поднять нуждающегося человека и поставить его или ее в вертикальное положение. Это может включать в себя физическое исцеление, но также имеет и другие значения, как показывает ссылка на прощение грехов в этом стихе. Когда мы желаем исцеления от Бога, мы должны научиться понимать, что, хотя Бог искренне желает исцелить всех нас, мы также несем ответственность за то, чтобы жить в гармонии с принципами Божьего Слова. Мы также должны помнить, что в космическом конфликте между добром и злом есть нечто еще более важное для Бога, чем наше физическое здоровье и исцеление: это наше духовное здоровье и наша верность Ему. Мы не знаем, будут ли благословения, которых мы желаем, наилучшими для нас. Но Бог знает все, даже то, о чем мы, люди с нашим ограниченным кругозором, не имеем представления. Поэтому нам лучше не приказывать Богу поступать согласно нашему ограниченному видению, а доверять Ему и Его водительству.3 Бог знает, что лучше для нас, независимо от того, исцеляет ли Он нас физически или восстанавливает духовно и прощает наши грехи, чтобы мы имели внутренний мир с Ним.
Фрэнк М. Хазел — помощник директора Института библейских исследований при Генеральной конференции в Силвер-Спринг, штат Мэриленд, США.
1 Я изменил имя, чтобы защитить частную жизнь его семьи.
2 Краткую историю о моем опыте тяжелой утраты можно найти в статье Фрэнка М. Хазела «Dealing With Suffering and Loss», Ministry, December 2018, pp. 11, 12.
3 Глубокий и сбалансированный взгляд на молитву за больных можно найти в книге Ellen G. White, The Ministry of Healing (Mountain View, Calif.: Pacific Press Pub. Assn., 1905), pp. 225-233.
По материалам Adventist World