«Духовная борьба — естественная часть жизни»

Духовная борьба - естественная часть жизни"На семейной конференции эксперт делится советами, как разрешить религиозные вопросы и сомнения.

Известный ученый в области взаимодействия духовности и психотерапии, выступая с докладом на тему духовной борьбы, рассказал о том, как оценить свои моменты сомнений и переживаний, чтобы помочь себе и другим людям, которые могут испытывать подобные трудности. Кеннет Паргамент, входящий в список 50 самых влиятельных психологов мира, стал первым основным докладчиком на открытии Адвентистской конференции по семейным исследованиям и практике 2023 года 20 июля.

Паргамент — почетный профессор психологии Государственного университета Боулинг-Грин и адъюнкт-профессор кафедры психиатрии и поведенческих наук Меннингера в Медицинском колледже Бэйлора.

«Духовная борьба — не редкость», — сказал Паргамент. Он ссылается на результаты исследований, в которых 70% людей признали, что хотя бы раз в жизни испытывали подобные трудности. «Духовная борьба затрагивает все конфессии и демографические группы. Но они не являются признаком слабости веры. Они являются естественной частью жизни».

Трехдневная онлайн-конференция проводится в партнерстве с Отделом семейного служения Генеральной конференции (GCFM), Отделом ученичества и образования в течение всей жизни Теологической семинарии адвентистов седьмого дня при Университете Эндрюса, Школой социальной работы и Институтом профилактики зависимостей при Университете Эндрюса. В этом году мероприятие было посвящено проблемам семьи и эмоционального здоровья под девизом «Hope, Heal, and Thrive!».

Директор GCFM Вилли Оливер приветствовал участников, отметив, что для участия в мероприятии зарегистрировалось более 2000 человек со всего мира. «Вот уже почти 50 лет эта конференция проводится непрерывно», — сказал он, пояснив, что она началась в 1975 году в кампусе Университета Эндрюса благодаря Джону и Милли Янгберг, профессорам религиозного образования того времени, которые были увлечены необходимостью создания здоровых семей в церкви. «С 2020 года, благодаря COVID, мы проводим виртуальные мероприятия, но в следующем году они снова будут проходить непосредственно в Университете Эндрюса», — объявил он.

По словам Оливера, в этом году целью мероприятия было «узнать, что мы можем сделать как семьи, чтобы обрести эмоциональное здоровье, и помочь семьям, с которыми мы работаем, обрести эмоциональное здоровье».

В записанном на диктофон приветственном послании президент ГК Тед Н. К. Вильсон высказался аналогичным образом.

«Семьи — это строительные блоки общества. Бог хочет, чтобы ваша семья была свидетельством для других, — сказал он. Заботясь о своей семье, человек будет „готов стать источником надежды и исцеления“, — сказал Вильсон.

О духовной борьбе

Тема духовной борьбы — переживания напряжения, напряженности и конфликта по поводу священных вопросов — очень сложна, признал Паргамент в начале своего выступления.

„Духовность — это огромный ресурс для многих людей“, — сказал он. „В трудные времена люди часто обращаются к своей вере за помощью в преодолении трудностей, и эта помощь может быть очень эффективной в их жизни“.

Подобное утверждение включает в себя существенную оговорку „но“, пояснил Паргамент. „Когда мы сталкиваемся с внутренними или внешними стрессовыми факторами, они потрясают нас до глубины души. Основа, на которой мы стоим, перестает быть надежной. И в такие моменты мы можем испытывать духовную борьбу“.

В этом смысле, — признал он, — религия имеет две стороны: Она может давать утешение, но может быть и источником конфликтов, борьбы и серьезных проблем».

Паргамент, который вместе с другими исследователями уже много лет изучает эту тему, назвал различные виды духовной борьбы, в том числе божественную борьбу (т.е. чувство гнева на Бога или ощущение, что Бог наказывает тебя), моральную борьбу (т.е. трудности в следовании моральным или духовным принципам) и борьбу за высший смысл (т.е. сомнение в том, что жизнь действительно имеет значение). Он также перечислил борьбу с сомнениями (т.е. чувство растерянности в отношении своих религиозных убеждений), межличностную религиозную борьбу (т.е. конфликты с другими людьми по религиозным вопросам) и борьбу с демоническим влиянием (т.е. чувство беспокойства, что повседневные события в жизни — дело рук дьявола или злых духов).

Серьезные последствия для здоровья

Паргамент пояснил, что клинические психологи обычно работают с людьми, столкнувшимися с травмами, несчастными случаями или болезнями. «Но мы часто не замечаем их духовных проблем», — сказал он, добавив: «Мы не сможем им помочь, если будем игнорировать духовное измерение их проблем».

Одной из причин этого, по словам Паргамента, является то, что духовные проблемы оказывают глубокое влияние на здоровье и самочувствие человека.

Исследования духовности и здоровья показывают, что духовная борьба связана со всеми формами психологических симптомов, включая тревогу, депрессию, компульсивное поведение и соматизацию, — поделился Паргамент.

«В историческом исследовании, посвященном духовности и здоровью, все виды религиозной борьбы были связаны с большей депрессией, большей тревожностью, меньшей удовлетворенностью жизнью и меньшим счастьем», — сообщил он. «В исследовании, проведенном среди ветеранов Ирака и Афганистана, духовная борьба оказалась единственным значимым предиктором суицидальности, т.е. вероятности будущих попыток самоубийства».

Может ли духовная борьба привести к росту?

На первый взгляд кажется, что духовная борьба может привести к росту, говорит Паргамент. «Мы думаем, что борьба — это путь к росту и преобразованию. Но так ли это?»

Он пояснил, что действительно духовная борьба «может привести к изменению жизненных приоритетов, открытию личной силы, нахождению нового жизненного пути или переживанию большего чувства близости с другими людьми и Богом». Что касается богоборчества, то, например, «честное выражение негативных чувств может усилить чувство близости с Богом или поставить под сомнение простые представления о Нем». Борьба с сомнениями, с другой стороны, может способствовать развитию критического мышления или прояснению того, во что мы действительно верим, а не в то, во что нам просто сказали верить«, — сказал он.

В то же время, признал Паргамент, эмпирические исследования не выявили устойчивой связи между духовной борьбой и ростом. «Не сентиментализируйте духовную борьбу!» — попросил он, добавив: «Боль не всегда заканчивается обретением; страдания не всегда закаляют характер».

Ключевой подход, по словам Паргамента, заключается в том, чтобы рассматривать духовную борьбу как развилку на пути к росту и/или упадку. В связи с этим он подчеркнул, что очень важно оценивать духовную борьбу.

Практические последствия

Паргамент призвал врачей-психотерапевтов и других специалистов изучать природу духовной борьбы у себя и своих клиентов путем оценки того, через что проходит человек. По его словам, с помощью ряда вопросов врачи могут помочь своим клиентам выразить свои переживания словами, что позволит лучше понять конкретную ситуацию человека.

Один из таких методов включает в себя прямой вопрос: «Затронули ли Ваши проблемы Вашу религиозную или духовную жизнь? Каким образом?»

Паргамент разработал ряд вопросов для практикующих специалистов, в том числе такие, как «Какие самые глубокие вопросы вызвала у вас ваша ситуация?» и «Как эта ситуация повлияла на вашу веру?».

«Главное — поощрять разговор о духовной борьбе — слушать, слушать, слушать, — говорит он. Также важно поощрять принятие, а не избегание, чтобы нормализовать духовную борьбу, — отметил он.

В то же время, подчеркнул Паргамент, важно способствовать достижению большей целостности, не застревая в борьбе, а стремясь к более глубокому смыслу и цели. К числу мероприятий, рекомендуемых людям, переживающим духовные трудности, относятся написание и распространение духовной автобиографии, рассказ о своих духовных трудностях и визуализация идеального старшего духовного «я».

«Помимо разговорной терапии, семьи и религиозные учреждения могут предвосхищать духовные трудности», — сказал Паргамент. «Родители не должны бояться обсуждать тему духовной борьбы за обеденным столом».

Маркос Паседжи, Adventist Review

По материалам Adventist Review

Exit mobile version