С 1863 года адвентисты седьмого дня постепенно стали известны своей пропагандой здорового образа жизни. Несколько недавних исследований показали, что адвентисты значительно здоровее и живут в среднем на семь-десять лет дольше, чем население в целом.1 Эллен Г. Уайт, соучредительница адвентистской деноминации, сыграла решающую роль в формировании отличительной адвентистской практики образа жизни, которая лежит в основе многих из этих современных выводов.
Она получила два главных видения о здоровье в 1863 и 1865 годах. В некотором смысле эти два видения стали поворотным пунктом для новой деноминации адвентистов седьмого дня. Адвентисты не только стали реформаторами здоровья, но и включили его в свою общую миссию по отношению к миру. Весть о здоровье стала частью их отличительной идентичности.
Концепция здоровья 1863 года
Адвентисты, соблюдающие субботу, официально организовались в деноминацию адвентистов седьмого дня 21 мая 1863 года в Батл-Крике, штат Мичиган. Примерно две недели спустя, 6 июня, Эллен Уайт получила свое первое большое видение о здоровье. В послании содержались общие «основные» принципы, связанные с важностью здорового образа жизни, а также некоторые конкретные инструкции для Джеймса и Эллен Уайт.
Главная идея этого первого видения была довольно проста: Адвентисты седьмого дня, включая Джеймса и Эллен Уайт, должны были уделять больше внимания своему здоровью. Здоровье было важно. Более того, в видении о здоровье говорилось всесторонне. Хорошее здоровье должно было быть целостным ощущением. Оно зависело от всего образа жизни человека. Это положило начало тому, что Эллен Уайт стала уделять особое внимание здоровью как в своих мыслях, так и в письменных работах.
Через год она записала и развила то, что ей было показано. В своем пространном изложении, опубликованном под названием «Здоровье» в «Духовных дарах», том 4, она писала о диете и опасностях невоздержанности, о важности контроля над аппетитом, о запрете есть свиную плоть, о пользе вегетарианской диеты, о пагубном влиянии табака и других стимуляторов, о важности гигиены и свежего воздуха, о равновесии в работе и отдыхе, о пользе воды, об использовании природных средств для исцеления вместо обычного приема лекарств, о важности веры в Бога и некоторых других практических вопросах здоровья. 2 Она начала описывать здоровье в целостных терминах — связанное с физическими, эмоциональными и духовными составляющими жизни.3
Концепция здоровья 1865 года
Любопытно (а может, и не очень), что немногие адвентисты откликнулись на послание Эллен Уайт (или, скорее, Бога) сделать здоровье своим приоритетом. В конце концов, Иисус скоро придет, а здоровье, по их мнению, не является частью миссии адвентистов седьмого дня. 25 декабря 1865 года Эллен Уайт получила второе важное видение о здоровье в Рочестере, штат Нью-Йорк. «Мне было показано, что наши люди, соблюдающие субботу, небрежно действовали в свете, который Бог дал в отношении реформы здравоохранения, — писала она, — и что как народ мы были слишком отсталыми, чтобы следовать в открывающемся Божьем провидении, как Он решил вести нас. Мне было показано, что работа по реформе здравоохранения еще почти не начата». Затем она отметила, что многие верующие либо равнодушны, либо не верят в важность здоровья, либо просто сделали своим богом «вкус» и «аппетит «4.
Однако видение о здоровье в 1865 году было не только предостережением от небрежности. Эллен Уайт было показано, что здоровье должно стать важнейшей частью общей миссии адвентистов седьмого дня. «Мне было показано, что реформа здоровья является частью вести третьего ангела и так же тесно связана с ней, как рука и кисть с человеческим телом. Я увидела, что мы как народ должны сделать шаг вперед в этой великой работе», — объяснила Эллен Уайт.5 Не только верующие адвентисты седьмого дня должны были практиковать реформу здоровья, но и церковь имела духовное обязательство учить других людей о ее значении и пользе.
Это второе видение призывало адвентистов седьмого дня создавать свои собственные медицинские учреждения, которые поддерживали бы миссионерские медицинские начинания деноминации. Эллен Уайт отметила, что медицинский евангелизм способен достичь людей, которых не могут достичь другие виды евангелизма.
«Наш народ должен иметь собственное учреждение, под своим контролем, на благо больных и страдающих среди нас», — писала она. «Такое учреждение, правильно организованное, станет средством донесения наших взглядов до многих, до кого мы не смогли бы добраться обычным путем, отстаивая истину. Если неверующие будут обращаться в учреждение, посвященное успешному лечению болезней и управляемое врачами, соблюдающими субботу, то они попадут под непосредственное влияние истины… Попав под влияние истины, некоторые из них не только получат облегчение от телесных недугов, но и их больные грехом души обретут целительный бальзам»6.
В каком-то смысле Эллен Уайт подчеркивала взаимосвязь, которая должна была существовать между служением Евангелия и служением здоровья. В конце концов, Иисус делал и то, и другое — учил и исцелял, но посвящал «больше времени исцелению», чем проповеди.7 Более того, Его практика исцеления выходила за рамки только физических недугов. Он делал «каждую работу по исцелению поводом для внедрения Божественных принципов в разум и душу». В этом заключалась цель Его работы».8 Служение Иисуса включало в себя исцеление всего человека, и адвентисты седьмого дня должны были следовать Его примеру. Со временем адвентисты седьмого дня откликнулись на видения и призывы Эллен Уайт, и в итоге деноминация стала ведущей организацией, пропагандирующей целостное здоровье и здоровый образ жизни по всему миру. Сегодня Церковь адвентистов седьмого дня — это крупнейшая в мире протестантская система здравоохранения, включающая сотни больниц, клиник, домов престарелых и инвалидов по всему миру. Но все началось с простого послания 160 лет назад о том, что здоровье должно стать частью идентичности и миссии адвентистов седьмого дня в мире.
1 См. например, Gary E. Frasier, Diet, Life Expectancy, and Chronic Disease: Studies of Seventh-day Adventists and Other Vegetarians (New York: Oxford University Press, 2003); Dan Buettner, «The Blue Zones: Уроки долголетия от людей, которые живут дольше всех» (Вашингтон, округ Колумбия: National Geographic, 2008), стр. 123-165.
2 Эллен Г. Уайт, Духовные дары (Battle Creek, Mich.: Seventh-day Adventist Pub. Assn., 1864), т. 4, с. 120-151.
3 Герберт Дуглас составил довольно полный список принципов, содержащихся в первом видении Эллен Уайт, в своей книге «Вестница Господа». См. Herbert E. Douglass, Messenger of the Lord: The Prophetic Ministry of Ellen G. White (Nampa, Idaho: Pacific Press Pub. Assn., 1998), pp. 283, 284.
4 Эллен Г. Уайт, Свидетельства для Церкви (Маунтин-Вью, Калифорния: Pacific Press Pub. Assn., 1948), т. 1, с. 485, 486.
5 Там же, с. 486.
6 Там же, с. 492, 493.
7 Эллен Г. Уайт, Служение исцеления (Mountain View, Calif.: Pacific Press Pub. Assn., 1905), с. 19.
8 Там же, стр. 20.
Федор Левтеров — помощник руководителя отдела наследия трудов Эллен Г. Уайт в Силвер-Спринг, штат Мэриленд.
По материалам Adventist World