Долли, дочь пастора и жена пастора, каждое утро добросовестно проводила часы за чтением Библии, а каждый вечер за чтением «Адвентистского дома». Тем не менее она боролась с тяжелой, непрекращающейся депрессией. Она воспринимала комплименты в еженедельных письмах матери как завуалированную критику, и ее страдания, несмотря на ее верность, едва не разрушили ее брак и семейную жизнь.
Духовные гиганты сталкивались с невзгодами
В Послании к Евреям 11 перечислены библейские герои, которых отметил Бог — люди веры. Список, достойный нашего размышления. Что значит быть человеком веры? Были ли они безупречны? сосредоточены? бесстрашны? «По вере» ли они избегали всех физических невзгод, эмоциональных потрясений и когнитивных расстройств?
Давайте быстро посмотрим на физические страдания.1 Избежал ли Авель, открывающий список в главе о вере, всех физических страданий? Нет, он был убит — событие, крайне неблагоприятное с физической точки зрения. Избежал ли Авраам всех физических невзгод? Нет, он отправился в Египет, когда его семья голодала (Быт. 12:10).
А как насчет Исаака? Нет, у него ослабли глаза, и он не мог зрительно различать своих сыновей. Моисей? Нет, он не мог держать руки, но доверенные помощники поддерживали его. В Евреям 11:35-38 ясно сказано, что по эту сторону небес нет обетования, что физические невзгоды обойдут верных стороной.
За сотни поколений, прошедших с тех пор, как люди впустили грех в мир, общая тяжесть греха, обрушившаяся на эдемское человеческое тело, привела к ухудшению физического функционирования, причем во многих случаях без непосредственного участия страдающих — Авель умер от чужой руки, Авраам не создавал голод, а Исаак не ослепил себя.
Эмоциональное потрясение, когнитивный дистресс
Но как насчет эмоциональных потрясений2 и когнитивных расстройств?3 Избежал ли Ной всех эмоциональных потрясений или когнитивных расстройств? Нет, он проповедовал 120 лет, и его мучили только насмешки.4 А как насчет Иакова? Нет, на протяжении десятилетий потеря Иосифа вызывала у него душевную скорбь.5 Избежал ли Иосиф эмоционального потрясения, когда его предали братья, или когнитивного расстройства, когда его ложно посадили в тюрьму, а затем забыл о нем виночерпий, которого он поощрял? Нет, он эмоционально умолял своих братьев, плакал, когда его отдали работорговцам, и чувствовал себя обманутым виночерпием.
Избегал ли Моисей стрессов? Нет, Иофор видел, как Моисей был перегружен, решая все проблемы израильтян, пока Иофор не помог ему найти поддержку. Был ли Иеффай эмоционально невозмутим? Нет, он был религиозно импульсивным; он сильно плакал, мучимый сожалением (Судьи 11:35).
Избежал ли Давид, человек по сердцу Божьему, проблем с психическим здоровьем? Нет, многочисленные псалмы свидетельствуют о его борьбе с тревогой и депрессией. «Освободи меня от тревог, сжимающих сердце мое», — сетовал он. «избавь меня от скорби моей!» (Пс. 24:17 ИПБ). «Враг преследует, готов он в землю втоптать меня и, как давно умерших, ввергает меня во тьму. Ослабел во мне дух мой, и сердце мое в смятении» (Пс. 142:3, 4 ИПБ). Как и в случае с физическими испытаниями, Евреям 11:35-38 не обещает, что верующих минуют эмоциональные потрясения и когнитивные расстройства.
И вот Илия. Он только что продемонстрировал Божье господство над Ахавом, одним из худших царей в истории Израиля, в паре с, возможно, худшей царицей в истории Израиля. После того как Илия с верой обратился к Яхве с просьбой послать огонь, чтобы он поглотил залитую водой жертву, Бог послал огонь, который испарил жертву, воду, грязь и камень! Поговорим о силе! Это было настолько мощно, что Илия бежал быстрее, чем колесница Ахава, запряженная лошадьми, на протяжении, наверное, 15 миль! Однако в следующей сцене Илия предстает перед нами встревоженным, страдающим, глубоко подавленным и чувствующим себя одиноким. Будучи человеком веры, пророк Господа вряд ли был свободен от забот.
Говоря современным языком, помимо веры, библейские верующие имели проблемы с соперничеством братьев и сестер (Иосиф), социальное беспокойство и проблемы с речью (Моисей), расстройства настроения (Илия), управление гневом и импульсивность (Петр, Иаков, Иоанн), проблемы с воспитанием детей (Илий), суицидальные мысли (Иов, Илия, Иона), и список можно продолжать.
И все же Бог восхваляет их в главе о вере; описывает их как имеющих сердце, подобное Его; сотрудничает с ними в праздновании их верности, в то время как они одновременно сталкиваются с ежедневными неослабевающими эмоциональными потрясениями и когнитивными расстройствами. Подобным образом Иисус указывает, что те, кто погибает в результате трагических несчастных случаев, не более грешны, чем все остальные (Лк. 13:4), а дождь (как физический, так и метафорический) падает на праведных и неправедных. В мире, охваченном движением великой борьбы к хаосу, время и случайности приносят беды всем (Еккл. 9:11). Могут ли верующие испытывать проблемы с психическим здоровьем? Похоже, библейский ответ однозначен: «Да».
Способствующие факторы
Каковы же причины расстройства психического здоровья? Жизнь в мире, на сотни поколений оторванном от идеально упорядоченного Божьего творения, ставит всех нас на поле боя, где за расстройствами психического здоровья стоят три основных фактора: давно существующие факторы, «спусковые факторы» и поддерживающие факторы.
Давние факторы могут быть генетическими, врожденными или возникнуть в раннем возрасте. Хотя они могут непосредственно вызывать дистресс, чаще всего они просто подвергают человека риску развития дистресса. Примером физического давнего фактора может служить рост в семь футов — врожденный фактор, который не вызывает сотрясений мозга, но подвергает человека риску сотрясений мозга в обществе, где высота дверей обычно составляет шесть футов восемь дюймов. Аналогичным образом психологическим фактором является реактивный темперамент — например, у младенцев, которые легко просыпаются ночью, нервная система сильно реагирует на относительно небольшие колебания в окружающей среде.
Триггеры (спусковые факторы) — это события, происходящие непосредственно перед началом дистресса. Если человек ростом в семь футов бежит, спасаясь из горящего здания, он, скорее всего, забудет пригнуться у дверей и в итоге получит сотрясение мозга. Триггерами для получения сотрясения мозга являются пожар, испуганный бег и забывание пригнуться. Психологическим триггером для человека с реактивным темпераментом может стать неожиданная смерть близкого друга, которая может вызвать сильный эмоциональный стресс (реактивная нервная система), приводящий к беспокойству о возможной смерти других близких, возможных болезнях, потенциальных финансовых кризисах или других «а вдруг».
Поддерживающие факторы — это события, которые поддерживают дистресс. Например, рост в семь футов и регулярные игры в догонялки в доме с детьми — это социальный поддерживающий фактор, который повышает вероятность удариться головой о дверные косяки и получить сотрясение мозга. Психологическим поддерживающим фактором для человека с реактивным темпераментом может быть пропуск работы, когда он беспокоится о том, что его могут осудить, что он не впишется в коллектив или совершит социальные промахи на работе. Когда человек пропускает работу, уменьшение непосредственного дистресса объясняется тем, что он избегает работы; таким образом, он избегает работы все больше и больше, когда испытывает дистресс, что поддерживает тревогу.
Давние факторы, триггеры и поддерживающие факторы вызывают когнитивные расстройства и эмоциональные потрясения. Бог создал эмоции для того, чтобы они предупреждали нас о неудовлетворенных потребностях. При правильном использовании энергия эмоций подпитывает ресурсы решения проблем для удовлетворения этих потребностей. Эмоции не говорят нам, как решить проблему, но они сигнализируют о ней и дают энергию. Пренебрежение этим сигналом усугубляет дистресс.
Когда верующий человек испытывает когнитивный дистресс и эмоциональное потрясение, Бог иногда чудесным образом разрешает этот дистресс. Однако Бог не обещает верующим такого разрешения. Напротив, Он призвал людей управлять творением (Быт 1:26, 28) — как существа, созданные по Его образу и подобию, мы, подобно Ему, должны создавать порядок из хаоса, чтобы разрешать проблемы и уменьшать страдания. Бог провозгласил, что одиночество — это нехорошо, и предусмотрел поддерживающее сообщество людей, которые заботятся о других, проявляя мудрость, знание и проницательность для исцеления тех, кто страдает (Еф. 4:11, 12; 1 Кор. 12:7-11).
Практические решения
Помогающие обычно используют четыре способа решения проблем:
Научиться чему-то новому: это внутреннее изменение. Если человек не обладает необходимыми знаниями, если ему не хватает какого-то навыка или если навык не был достаточно отработан, то обучение — это первая мера, которую следует предпринять. Оно предполагает освоение недостающих знаний или навыков. Если знания есть, но навык не выполняется хорошо, то практика с поддержкой может улучшить работу и уменьшить дистресс.
Переход к другому навыку: Это тоже внутреннее изменение. Если знания и навыки имеются в максимально возможной степени, но производительность все равно отстает, используйте другие сильные стороны для компенсации — если трудно использовать самовнушение, чтобы успокоить тревогу, переключитесь на музыку.
«Отрегулируйте» окружающую среду: Если внутренние изменения невозможны, внесите внешние изменения, чтобы обеспечить функционирование в измененной среде. Измените обстановку или требования к задаче, или предоставьте инструменты, чтобы можно было удовлетворить потребность. Лекарства, физические упражнения и диета помогают организму и химическим веществам вернуться к идеальному функционированию и являются примерами внешних средств.
Управление: Если ни внутренние, ни внешние изменения невозможны, вмешательство заключается в развитии умственных и эмоциональных навыков управления хроническим дистрессом. Это может включать в себя развитие юмора, связанного с проблемой, корректировку ожиданий или использование социальной поддержки, например, регулярные разговоры с людьми, поддерживающими вас, о трудностях или встречи с людьми, разделяющими схожие трудности, чтобы дать возможность выразить эмоции и найти способы творчески двигаться вперед.
Земля — это поле великой борьбы. Даже если мы, люди веры, находимся на стороне победителей, мы будем испытывать страдания до тех пор, пока Бог не доведет битву до окончательного конца. До тех пор будьте надежной опорой для себя и тех, кто находится в осаде эмоциональных потрясений и когнитивных расстройств.6
У них нет недостатка в вере; пусть им не хватает вашего сострадания по примеру Христа. Для верной, но страдающей Долли сострадание, которое она получила благодаря профессиональному психологическому консультированию, прописанным лекарствам, правильному питанию, физическим упражнениям и молитве, привело к десятилетиям радостных отношений с мужем, детьми и внуками.
1 Для этой статьи я использую рабочее определение физических невзгод — это состояние организма, препятствующее оптимальному функционированию. Это рабочее определение описывает противоположный конец континуума физического элемента определения здоровья, данного Всемирной организацией здравоохранения: «состояние полного физического … благополучия, а не просто отсутствие болезни или немощи» (https://www.who.int/about/governance/constitution).
2 В данной статье я использую рабочее определение эмоционального потрясения как психологически обусловленного физиологического состояния, вызывающего поведенческие позывы и препятствующего оптимальному функционированию. Это рабочее определение основывается на определении эмоций, данном Американской психологической ассоциацией: «сознательные психические реакции. . субъективно переживаемые как сильные чувства… обычно сопровождающиеся физиологическими и поведенческими изменениями в организме» (https://www.apa.org/topics/emotions).
3 Для данной статьи я использую рабочее определение когнитивного дистресса — это психическое состояние, препятствующее оптимальному функционированию, при котором мысли человека заставляют его предвидеть нежелательные результаты. Это рабочее определение основывается на определении дистресса, данном Американской психологической ассоциацией: «…стресс, возникающий в результате подавленности требованиями, потерями или воспринимаемыми угрозами. Он оказывает пагубное воздействие, вызывая физическую и психологическую дезадаптацию» (https://dictionary.apa.org/distress и ср. https://dictionary.apa.org/stress).
4 Эллен Г. Уайт, Патриархи и пророки (Вашингтон, округ Колумбия: Review and Herald Pub. Assn., 1890, 1908), с. 96, 97.
5 Там же, с. 212.
6 Там же, стр. 218.
Рон Коффен — лицензированный психолог, профессор Университета Эндрюса и директор Общественного консультационного центра, предоставляющего услуги с состраданием и заботой Христа.
По материалам Adventist Review