У христиан есть повод для надежды, которая длится и после Рождества.
А вы звените?
Возможно, вы немного посмеетесь над тем, что я задаю этот странный вопрос, или сочтете его довольно странным или нелепым. И вы будете правы — это очень глупый вопрос.
Тем не менее… когда наступает рождественский сезон, вы звенели, как рождественские колокольчики?
Одна из самых известных и неизбежных рождественских песен, которую играют повсюду, куда бы вы ни пошли в рождественское время, — это «Jingle Bells». Когда я работал в розничной торговле, эта песня играла через акустическую систему… Каждый. Целый. День! Меня это не слишком беспокоило, но мои коллеги сходили с ума, вынужденные слушать эту песню день за днем, неделю за неделей и месяц за месяцем. Эта песня, как никакая другая рождественская песня, застревала в голове и продолжала звучать в голове даже после того, как вы покидали магазин.
Но откуда взялась эта идея «Jingle Bells»?
История колоколов, ассоциирующихся с Рождеством, берет свое начало в Средневековье, когда самым большим зданием в любом городе или поселке традиционно была церковь — величественное сооружение, тщательно спроектированное и построенное, чтобы возвышаться над окружающим ландшафтом с величием и властью. А на возвышающемся шпиле каждой церкви висел колокол или несколько колоколов, которые громко и слаженно звонили по всей земле. Использование колоколов на церковных шпилях впервые появилось около 400 года нашей эры, а в шестом веке они стали массово использоваться в церквях по всей Европе. Церковные колокола были настолько почитаемы, что было создано множество книг и правил, регулирующих, когда и как можно звонить в колокола. Это даже стало профессиональной деятельностью!
Но эти церковные колокола не были декоративными или несерьезными по своему назначению. Церковный колокол служил системой оповещения для всей общины, сообщая людям о важных событиях, таких как рождение, смерть и свадьба, а также предупреждая об опасности, например о буре или захватчиках. В первую очередь звонили в церковные колокола, чтобы объявить о религиозных праздниках, таких как Пасха и Рождество. В канун Рождества колокола звонили в полночь, возвещая о начале святого дня — Рождества. Из этой традиции звонить в колокола в полночь возникла идея джингл белс и превратилась в хорошо известную рождественскую эмблему. К сожалению, за десятилетия и столетия рождественская эмблема претерпела изменения и стала больше ассоциироваться с санями Санта-Клауса, а не с церковью.
В те времена, когда церковь была центром общества, очень мало церквей было без колоколов. Это было связано с тем, что без колокола церковь не могла выполнять свои функции в обществе. Она не могла предупредить об опасности, объявить о празднике, собрать людей на богослужение или возвестить о наступлении Рождества. Церковь без колокола была, по сути, бесполезна.
То же самое происходит и сегодня. Церковь, которая не звонит и не возвещает своей общине о важных духовных событиях, предупреждениях и поводах для празднования, по сути, бесполезна.
Я очень люблю Рождество. Я одна из тех рождественских фанатиков, которые слушают рождественскую музыку слишком рано (в этом году это был май!) и развешивают рождественские украшения как можно скорее. Сейчас, сидя за рабочим столом, я вижу две рождественские елки (которые я установила), сказочные огоньки, мишуру, конфеты и миниатюрных утят в рождественских шапочках. Я люблю бродить по торговым центрам, лакомиться праздничными угощениями, удивляться волшебству, которое привносят в свои магазины продавцы, и искать на улицах рождественские огни. Думаю, можно с уверенностью сказать, что я рождественский наркоман.
Но я люблю не только Рождество. У меня, как и у многих, была своя доля рождественских дней, которые я предпочла бы забыть. Нет, это не обязательно день, который я с нетерпением жду. Напротив, именно сезон, предшествующий Рождеству, я не могу налюбоваться им. В рождественском сезоне есть что-то особенное, чего нельзя передать в другое время года: какое-то бурлящее волнение, чувство неугасающего оптимизма и настойчивое покалывание радости.
Сердца людей становятся светлее, потому что им есть чего ждать. Их окружают близкие люди, которые больше улыбаются, смеются и удивляются окружающему миру. Люди становятся более благодарными и признательными в Рождество, когда обмениваются подарками. Они становятся добрее и щедрее, поскольку в это время года делают пожертвования на достойные цели. Хотя это может быть не так для всех, можно с уверенностью сказать, что рождественский сезон все же воплощает в себе такие понятия, как любовь, радость, мир, терпение, доброта, благость, верность, мягкость и самоконтроль. Ладно… может быть, не последнее (особенно когда речь идет о рождественских блюдах!). Но все остальные плоды Духа поднимаются и сияют в сердцах людей в декабре.
Почему эти качества проявляются именно в это время года? Мы живем во все более светском мире, где Рождество чаще ассоциируется с Сантой, подарками, семьей, едой и пошлыми фильмами, чем с рождением Иисуса Христа. И все же плоды Духа неизменно присутствуют в рождественском сезоне. Почему? Я считаю, что это связано с надеждой. Во всех этих эмблемах Рождества — семье, еде, огнях, подарках, сказках, историях и рождественских песнях — присутствует неудержимый поток надежды. Все эти рождественские праздники напоминают нам о том, что можно пережить лучшее существование, наполненное добрыми вестями и весельем, и наши сердца вновь наполняются надеждой на то, что, возможно, грядущий год останется таким же радостным, как Рождество.
Как я уже говорила, я немного зависима от Рождества. И, как и в большинстве других зависимостей, когда «кайф» заканчивается — когда наконец наступает Boxing Day (день после Рождества) [26 декабря] и елка убирается, — остается чувство разочарования, растерянности и уныния. На меня наваливается настоящий синий фанк, и я становлюсь ворчливой и раздраженной тем, что Рождество закончилось. На самом деле, согласно исследованию 2015 года, около 64 процентов людей испытывают построждественский синдром! Люди испытывают тревогу, депрессию и разочарование, когда рождественский вихрь заканчивается1.
Чувства надежды и радости, которые мы испытываем во время рождественского сезона, недолговечны. Мы выходим из эйфорического состояния блаженства и тяжело падаем в реальность, где есть давление, требования и проза жизни. Больше нет ни блестящих рождественских огней, ни безделушек, ни праздничных песен, ни подарков, которые могли бы заглушить шум жизненных испытаний. Причина для надежды исчезла, и на смену ей пришло чувство разочарования и отчаяния.
Интересно, что у христиан построждественский блюз проявляется в меньшей степени, чем у нехристиан. Исследования показали, что христианская религиозная принадлежность является защитным фактором от общего снижения субъективного благополучия в рождественский и построждественский периоды.2 Другими словами, счастье тех, кто верит в Иисуса, не уменьшается после Рождества.
Причина? У христиан есть повод для надежды, которая длится и после Рождества. Хотя Иисус и является «причиной сезона», Он также является и причиной всего остального. Он — причина нашей надежды, нашей радости и нашего восторга. Ведь без Него у нас не было бы Рождества! У нас не было бы пряничных домиков, подарков, рождественских гимнов и того огромного источника надежды и радости, который приносит Рождество, — без Иисуса у нас не было бы ничего.
А теперь я возвращаюсь к вопросу: «А вы звенели?
Как христианам, нам дан славный дар бесконечной надежды, которую мы должны возвещать нашим общинам и тем, с кем мы живем. У нас есть чудесная надежда, которая длится и после Рождества, потому что у нас есть Спаситель! Мы не понаслышке знаем, что жизнь не обязательно должна быть наполнена разочарованием, унынием и безысходностью, как это бывает после окончания рождественской эйфории. Напротив, жизнь может быть наполнена радостью, надеждой и миром «Рождества» в течение всего года.
Мы — колокола в наших общинах, и у нас есть судьбоносное возвещение, которым мы должны поделиться. Так что, звоним ли мы до конца?
Оригинальная версия этого комментария была опубликована изданием Adventist Record. Оливия Фэйрфакс — помощник редактора в Adventist Record.
________________________________
- Луна Гринштейн, «Советы, как справиться с праздничным блюзом», блог Национального альянса по борьбе с психическими заболеваниями, 19 ноября 2015 г., www.nami.org/blogs/nami-blog/november-2015/tips-for-managing-the-holiday-blues.
- Майкл Мутц, «Рождество и субъективное благополучие: A Research Note,» Applied Research in Quality of Life 11 (2015), 1341-1356.
По материалам Adventist World