Понимание реальности травмы
Что такое травма? Почему о ней все говорят и почему она должна волновать христиан, в частности? Психологическая травма может происходить из разных источников, но в результате человек может чувствовать себя беспомощным, в опасности или неспособным справиться с последствиями тягостного и непреодолимого опыта, даже будучи верующим. Травма возникает, когда человек сталкивается с чем-то, что воспринимается как физическая или эмоциональная угроза. Такие переживания могут вызывать чувство сильного стресса, ужаса или беспомощности и оказывать длительное воздействие на психическое, физическое, эмоциональное и духовное здоровье человека. Такие травмы распространены во всем мире, независимо от социально-экономического статуса, расы, пола или религии.
Как травма влияет на нас
Слово «травма» происходит от греческого слова, означающего «рана» или «пронзить». Наряду с физической травмой, такой как перелом кости или рана на коже, которая заметно и надолго изменяет тело, психологическая травма может оставить неизгладимые следы, даже если она внутренне скрыта. Если не принять меры по устранению этих эмоциональных травм, то это может привести к серьёзным последствиям для мозга и здоровья всего организма, поскольку травма затрагивает центральную нервную систему.
Когда мы сталкиваемся с чем-то, что воспринимается как физическая или эмоциональная угроза, наш организм инстинктивно запускает реакцию стресса. Это означает, что наша исполнительная функция, которая позволяет нам принимать взвешенные решения, отключается в целях выживания. Гормоны стресса наводняют наш организм, активируя инстинкт самосохранения, что приводит к реакции бегства, борьбы, сопротивления или замирания: мы можем либо убежать от угрозы, либо столкнуться с ней лоб в лоб, либо замереть, чтобы пропустить ее, либо покориться происходящему. Эта подаренная Богом реакция на стресс спасает жизнь. Однако длительная активация и повышенная бдительность из-за хронического и повторяющегося сильного стресса, особенно без защитных и поддерживающих отношений, могут сильно истощить тело и мозг и превратиться в токсичный стресс.
Учёные обеспокоены тем, что длительное воздействие токсического стресса не только влияет на непосредственное психическое и физическое состояние человека, но и создаёт предпосылки для долгосрочных проблем со здоровьем, существенно влияя на общее качество и даже продолжительность жизни. Исследование Adverse Childhood Experiences показало, что негативные переживания в детстве приводят к повышению вероятности негативных последствий для поведения и здоровья, таких как диабет, болезни сердца и даже преждевременная смерть. Это эпохальное исследование стимулировало более глубокое и широкое изучение влияния травмы и даже изучение ее влияния на поколение. Токсичные уровни стресса воздействуют на префронтальную кору головного мозга, что может повлиять на способность к привязанности и способность управлять отношениями; может препятствовать регуляции; ограничивать причинно-следственное мышление и принятие решений. Это может привести к глубокой депрессии и тревоге.
Что христиане могут сделать с травмой?
Прежде чем человечество смогло выразить идею травмы, Бог уже предоставил средства для ее исцеления. Наш мозг — это действительно орган, поэтому фундаментальные принципы здоровья: питание, физические упражнения, солнечный свет (витамин D), вода и сон — жизненно важны для восстановления. Разумеется, в каждый момент нужно молиться, признавая нашу веру и зависимость от Бога в отношении себя и других. В наших усилиях по преодолению последствий травмы и ее далеко идущих последствий важно уделять первостепенное внимание обращению к специалистам в области психического здоровья при любой возможности.
Теория травмы утверждает, что многие поведенческие проявления, которые мы наблюдаем у себя или у других, являются прямым результатом преодоления неблагоприятных переживаний, которые произошли или происходят. Осознание травмы позволяет нам перейти от вопроса «Что не так с этим человеком?» к вопросу «Что с ним произошло?». Это не требует от нас исчерпывающих знаний обо всем прошлом человека или опыта в области психического здоровья. Как последователи Христа, мы приглашены сделать паузу в наших реакциях, поскольку мы не знаем истории других людей. Мы не знаем, как их нервная система может реагировать на потенциально токсичный уровень стресса в их жизни. По характеру Иисуса, наша идеальная реакция — это сострадание.
Когда израильтяне стояли перед пугающим Красным морем, охваченные отчаянием, страхом и паникой, как Бог успокоил их? «Господь будет сражаться за вас; вам нужно только быть спокойными» (Исх. 14:14, NIV). Вам нужно только быть спокойными. В неспокойные времена Бог призывает нас не бояться. Один из величайших даров, которыми мы обладаем, — это дыхание, которое Бог впервые подарил нам, когда создал Адама. Божественный дар, дарованный каждому из нас, является одним из самых мощных средств противостояния воздействию травмы. Когда человек чувствует, что его переполняют эмоции и начинает активизироваться реакция стресса из-за тяжёлого отпечатка травмы на теле, просто сделайте несколько медленных, глубоких вдохов — это поможет расслабить и разум, и тело. Дыхание — это жизнь, и оно помогает регулировать работу нашего организма, чтобы мы могли принимать решения. Для достижения наилучших результатов исследователи рекомендуют вдыхать через нос и выдыхать через рот, причём выдох должен быть длиннее вдоха. Намеренная неподвижность, к которой призывает нас Бог, — это то, что мы можем практиковать и чему легко научить наших близких. Это инструмент, доступный каждому, и наука доказывает его немедленную пользу, когда сильные эмоции возникают из-за нашей возбуждённой нервной системы.
По мере того как в мире растёт число проблем, связанных с психическим здоровьем, жизнестойкость становится предметом пристального внимания. На первый взгляд, жизнестойкость обычно определяется как способность быстро восстанавливаться после трудностей или способность эмоционально или физически справляться с кризисом или выходить из него, возвращаясь в предкризисное состояние. Устойчивость сравнивают с эластичностью и умением «отскакивать» после растяжения. Последние исследования указывают на то, что когда мы проходим через кризис, невозможно впоследствии вернуться в предкризисное состояние; вместо этого жизнестойкость следует определять как развитие новых способов преодоления или прохождения через жизнь. Разработанное определение описывает жизнестойкость как способность стать сильнее, мудрее и добиться глубокого личностного роста после испытаний и несчастий — другими словами, посттравматический рост.
Если бы вы попросили любого эксперта в области травм и психического здоровья одним словом описать, что является самым важным для посттравматического роста, он бы ответил: «Отношения». Хотя мы не достигаем совершенной Божьей любви, мы призваны любить с таким же постоянством. Для людей, особенно пострадавших от травмы, постоянные отношения играют важнейшую роль. Им нужна уверенность в безопасности и поддержка в отношениях. Это не означает потворство возможным неправильным решениям, но гарантирует, что любовь и забота о них выходят за рамки, предлагая место поддержки и понимания в наших семьях и церковной общине.
Бог прекрасно создал нас в отношениях и для отношений, и наука это подтверждает. Этот божественный план раскрывает нашу внутреннюю потребность в отношениях и чувстве принадлежности. Жизненно важно, чтобы мы создавали в наших церквях намеренные пространства, где могут формироваться и укрепляться глубокие безусловные отношения. Создание и развитие таких пространств не только улучшит благополучие отдельных людей, но и укрепит единство и силу наших церквей, чтобы нести исцеление Божьему народу.
На протяжении всего Писания мы встречаем людей, которые борются с травмами, полученными в результате греха и сокрушения этого мира, и каждый из них взаимодействует с Богом уникальным образом. Илия, оказавшись в изоляции и столкнувшись со страхом смерти, впал в депрессию и усомнился в Божьем предназначении для своей жизни (1 Царств 19:4). Иов же, сидя на куче пепла, покрытый язвами после огромных страданий и несчастий, остался верен своей вере и отказался проклинать Бога (Иов 2:10). Даже освобождённые израильтяне, ставшие свидетелями одного из величайших Божьих чудес, роптали и жаловались во время своего путешествия по пустыне (Исх. 15:23, 24; 16:2, 3). И все же во всех историях, для каждого человека и для человечества в каждом поколении один аспект остаётся неизменным — неизменная любовь и забота Бога о Своём народе (Евр. 13:8). Он успокаивает нас, провозглашая: «Я возлюбил вас любовью вечною; Я привлек вас добротою неизменною» (Иер. 31:3, NIV).
Как верующие, мы знаем, что в этом мире травмы будут расти с течением времени. Послание к Римлянам 15:13 напоминает нам, что у нас есть Бог надежды, Который может наполнить нас радостью и миром, когда мы уповаем на Него. Против испытаний, скорбей и травм давайте опираться на эту Божественную надежду, чтобы стать маяками света, идя к исцелению вместе с другими людьми, которые, возможно, борются со своими проблемами. Поступая так, мы подражаем преобразующей силе Божьей надежды, излучая ее наружу и затрагивая жизни тех, с кем мы сталкиваемся. Пусть мы ежедневно помним об этом обетовании, переполняясь вечной надеждой и беря друг друга за руки, чтобы никто не ходил по этой земле в одиночестве.
Лесли Родригес — клинический интерн в Международном центре травматологического образования и помощи при Университете Эндрюса. Ингрид Вайс Сликкерс — исполнительный директор Международного центра обучения и помощи при травмах и доцент кафедры социальной работы в Университете Эндрюса.
По материалам Adventist Review