Божье дыхание меняет все на свете.
Когда Иезекииль шагнул, раздался хруст. Он посмотрел под ноги и увидел торчащие белые фигуры: бедренную кость, челюстную кость, череп. Его лицо исказилось от ужаса, когда он остановился на дне долины, заполненной костями. Он находился в месте смерти.
Для Иезекииля, священника и пророка, оказаться среди костей было не самым лучшим местом. В книге Левит 21 четко сказано, что только при определенных условиях священнику разрешается соприкасаться с мертвым телом, да и то понеся на себе последствия нечистоты на некоторое время (Числ. 19). Кроме того, в долине было нечто странное, от чего любому человеку стало бы не по себе: долина была заполнена костями, которые лежали на поверхности. Это не было подходящим местом для захоронения. Кем бы ни были эти люди, они были обесчещены тем, что их не похоронили должным образом. Они были забыты без надежды на то, что о них вспомнят. Именно сюда Бог привел Иезекииля в видении.
Это видение записано в книге Иезекииля 37. Бог задает вопрос в стихе 3: «Могут ли кости эти ожить? «* Иезекииль отвечает: «Господи Боже, Ты знаешь». Бог говорит ему: «Пророчествуй над костями сими и скажи им: кости сухие, слушайте слово Господне. Так говорит Господь Бог костям этим: Вот, Я введу в вас дыхание, и вы будете жить. И наложу на вас сухожилия, и облеку вас плотью, и покрою вас кожею, и вложу в вас дыхание, и вы будете жить, и узнаете, что Я Господь» (Иез. 37:4-6).
Иезекииль пророчествовал. Раздался сильный грохот, гром, стук костей о кости: кость стопы соединилась с костью ноги, кость ноги соединилась с костью колена, кость колена соединилась с костью бедра, кость бедра соединилась с костью бедра, которая соединилась с позвоночником. Костный мозг проникал сквозь кости; мышцы вырастали; сухожилия и связки устремлялись вверх по костям, скрепляя их; кожа наползала с пальцев ног на голову, покрывая восстановленные тела тысяч мертвецов.
Дыхание жизни
Однако Иезекииль 37:8 указывает на проблему: «Не было в них дыхания». И снова Бог повелевает Иезекиилю пророчествовать: «Пророчествуй дыханию; пророчествуй, сын человеческий, и скажи дыханию: так говорит Господь Бог: приди от четырех ветров, дыхание, и дыхни на этих убитых, чтобы они ожили» (стих 9). Иезекииль послушался. Дыхание вошло в тела, и армия убитых воинов, бывших когда-то скелетами, встала во весь рост Иезекииля. Это были новые люди.
Несколько летних лет в колледже я работал спасателем и был сертифицирован по оказанию первой помощи и сердечно-легочной реанимации. На тренингах нас учили, что в тот момент, когда дыхание становится неровным или отсутствует, необходимо проводить реанимационные мероприятия — человеческое тело не может функционировать без воздуха. Когда Бог создал людей, Он «образовал человека из праха земного и вдунул в ноздри его дыхание жизни, и стал человек существом живым» (Быт. 2:7). Адам не стал живым существом, пока не обрел дыхание, так же как и армия не встала на ноги, пока не обрела дыхание.
Бог не сразу воскресил армию. Откладывая полное воскресение, Он подчеркнул важность дыхания. Без Его дыхания даже совершенно новое тело бесполезно. Без Его Духа мертвые не могут жить. Бог хотел, чтобы Иезекииль и остальные израильтяне поняли, насколько важен Его Дух.
Чувствовали ли вы когда-нибудь, что ваша община, ваша работа, ваша жизнь, ваши отношения развалились на части и представляют собой сухие кости в забытой долине? И если, чудо из чудес, кусочки вашей жизни собрались вместе, как те древние кости, чувствовали ли вы, что в ней все еще нет Духа? Божье дыхание меняет все на свете. Дух и жизнь Божья отличают армию скелетов от живого, дышащего движения настоящего.
Отчаяние и разделение
Во время видения Иезекииля израильтяне были обескуражены. Их народ был разделен гражданской войной, и теперь они находились в изгнании в разных местах Вавилонской империи. Сам Иезекииль находился на двенадцатом году изгнания в небольшой еврейской колонии на реке Ховар. Священник по профессии, Иезекииль был призван пророчествовать оставшемуся в Иерусалиме народу, своим товарищам по изгнанию на территории, которая когда-то была Израилем. Последняя часть книги Иезекииля посвящена восстановлению Израиля как нации. В этом разделе книги мы находим главу 37.
В своем обращении к израильтянам Бог указывает на две болезни, которые ослабляли израильтян: (1) их отчаяние в плену и (2) их национальное разделение. Сначала Бог обращается к их отчаянию. Бог объясняет Иезекиилю видение: «Сын человеческий, кости эти — весь дом Израилев; вот, они говорят: «Кости наши иссохли, и надежда наша погибла; мы отсечены»» (Иез. 37:11). Бог определил Свой народ как слабый и жалкий, сухой, как кости. Но Он не оставил их в таком состоянии. Пообещав открыть их могилы и воскресить их мертвых, Он продолжает в стихе 14: «И вложу в вас Дух Мой, и вы будете жить, и поселю вас в земле вашей. Тогда узнаете, что Я — Господь; Я сказал, и Я сделаю». Он снова подчеркивает важнейшее качество дыхания Божьего.
Во-вторых, Бог обращается к их разделению. В Иезекииля 37:16-19 Бог повелевает Иезекиилю создать наглядное пособие, которое поможет Ему проиллюстрировать исполнение Его обещания: две палки, связанные вместе, представляли колено Иуды, а остальные — дом Израиля. Таким образом Бог объявил через Иезекииля, что израильский народ будет объединен одной целью, под властью одного царя, в одном царстве. Они будут поклоняться одному Богу и следовать одному закону. Здесь Бог нарисовал картину Иерусалима после пришествия, где весь Божий народ будет собран вместе под властью одного вечного Царя и потомка Давида.
Жизнь и единство
Бог дает два решения для двух болезней. Решение первой, отчаяния, — это дыхание или Дух Божий, дающий жизнь. Решение второго, разделения, — единство под единым Богом. Когда Бог давал израильтянам это последнее решение, Он имел в виду будущее. Из Его пророчества об объединении Израиля мы знаем, что применение Его обетования простирается от времен Иезекииля до наших дней и далее в будущее, пока мы не объединимся, как обещано.
Без сомнения, сам Иезекииль часто отчаивался по поводу состояния Израиля. Несомненно, разделение народа разрывало его сердце. Видение Иезекииля должно было утешить и его, напомнить ему, что Бог контролирует ситуацию, и истинный народ Божий однажды воссоединится под властью Мессии.
Может ли видение Иезекииля иметь отношение к нашей современной церковной общине? Возможно ли, что мы не исполняем желание Христа из Иоанна 17:21, 22 о том, чтобы верующие «были едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас, дабы мир уверовал, что Ты послал Меня»? Возможно ли, что некоторые из нас не просто не холодны не горячи, а духовно сухи? Может быть, наше внимание к номинальному христианству и доктринальным различиям оставляет нас хрупкими и пыльными на дне забытой долины?
Чтобы создать церковь, нужны отдельные люди. Вместе с миллионами других людей мы составляем Адвентистскую церковь и поэтому несем ответственность за духовный рост и формирование нашей церкви, как на местном, так и на глобальном уровне. Если мы сухи, то и церковь наша суха. Если мы разделены, наша церковь разделена. Но если мы горим, то наша церковь горит. И если мы едины, то наша церковь едина. Проверьте себя. Не засохли ли вы? Похожи ли вы на израильтян? Если да, то не теряйте надежды.
Последнее чудо Бога в долине сухих костей заключалось в том, что Он восстановил тела людей Своим дыханием. С Его Духом в них они стояли, как армия, готовая к битве. Наша церковь может быть сухой. Наша церковь может быть разделена. Но если мы попросим, чтобы Его Дух наполнил нас лично и нашу церковь в целом, Бог не оставит нас в запустении. Бог поднимет нас как армию, готовую встретить любые трудности, которые встанут на нашем пути, потому что в нас есть Дух живого суверенного Господа.
* Библейские цитаты в этой статье взяты из Английской стандартной версии.
Сара Гейн Бертон — писатель-фрилансер и копирайтер из Берриен-Спрингс, штат Мичиган, где она живет с мужем и двумя детьми.
По материалам Adventist Review