Не секрет, что музыка — особенно религиозная — является одной из самых обсуждаемых тем в христианстве. Всякий раз, когда мы сталкиваемся с таким сложным и трудноразрешимым вопросом, необходимо изучить Писание и труды Эллен Г. Уайт, чтобы найти руководящие принципы того, какой должна быть наша музыка поклонения1.
Эта тема становится все более актуальной по мере того, как мы приближаемся к последнему кризису в истории этого мира. Согласно Откровению 13 и 14, поклонение станет центром, который определит судьбу каждого человека. Нам придется выбирать между поклонением зверю (и его образу) и поклонением Богу. Поклонение истинному Богу настолько же важно, насколько важно поклоняться Ему правильным образом. Может ли быть так, что даже с самыми лучшими намерениями, используя неподходящую музыку, многие христиане поклоняются неправильно?
Библия приводит множество примеров людей, которые поклонялись Богу, и рассказывает о причинах, по которым они это делали. Основываясь на этой информации, мы можем определить поклонение как «отношение смирения, благоговения, почтения, преданности и обожания»2 сотворенных существ к своему Творцу в знак признания Его качеств (Пс. 99:9; Откр. 15:4) и Его дел творения (Откр. 4:10; 14:7), искупления (2 Цар. 17:36; Откр. 5:9) и предвидения (Пс. 59:16; 118:21).
Поклонение — это личный опыт, но это также семейная и общественная деятельность. Наше понимание Бога определяет, как мы обращаемся к Нему и поклоняемся Ему.3 Поэтому очень важно знать, кем является Бог согласно Библии. Божественный характер святости является неотъемлемым атрибутом Божьей природы.
Святость Бога и Его народ
После грехопадения Адама и Евы поклонение людей было испорчено, потому что грех затронул всех нас. Но не таковы Божьи ангелы, которые не впали в грех.
Одним из самых поучительных отрывков о небесном поклонении является Исаия 6, «библейский ключевой текст о поклонении».4 Исаия увидел Господа, сидящего на Своем престоле, окруженного серафимами, которые скандировали: «Свят, свят, свят Господь Саваоф; вся земля полна славы Его!» (Ис. 6:3). (Ис. 6:3). То же самое повторяется в книге Откровение, где Иоанн видит четыре живых существа вокруг престола Божьего, «говорящих: «Свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет! » (Откр. 4:8).
Тот факт, что Бог свят, требует, чтобы и Его дети были святы. Проблема в том, что мы грешны по своей природе. Однако когда мы каемся в своих грехах и исповедуем их Богу, Он принимает нас как Своих детей, прощает наши грехи и объявляет нас святыми, выделяя нас для Себя. Этот новый статус позволяет нам, через веру в Него и по Его благодати, возрастать в процессе освящения, которое является делом «всей жизни»5 (Рим. 6:19, 22; 1 Фес. 4:3).
Святой Бог, милостиво дарующий Своим детям святость и повелевающий им всю жизнь возрастать в нравственной святости, также требует, чтобы все, связанное с поклонением, было святым, будь то в личной жизни, дома или в церкви.
Песня, исполняемая хором серафимов (Ис. 6:3; Откр. 4:8), — это образец, которому мы должны следовать, исполняя музыку в присутствии Господа. «Музыка составляет часть поклонения Богу в вышних дворах, и мы должны стараться в наших хвалебных песнях как можно больше приближаться к гармонии небесных хоров».6 Песнопения ангелов показывают, что признание Божьей святости лежит в основе истинного поклонения и религиозной музыки.
Божья святость и религиозная музыка
Из нашего понимания библейской концепции Божьей святости и из трудов Эллен Г. Уайт вытекают конкретные принципы для религиозной музыки на личном и коллективном уровне.
Любая музыка по своей природе вызывает у слушателей ассоциации идей и переживаний. «Музыкальные стили сопровождаются культурным пакетом. Они часто ассоциируются с местами, людьми и действиями».7 Определенные типы музыки ассоциируются у нас с определенным окружением, отношением и образом жизни. Поэтому «духовная музыка не должна вызывать светских ассоциаций или призывать соответствовать мирским образцам мышления или поведения»8.
Что касается вокальной музыки, то библейски обоснованного текста недостаточно для того, чтобы песня подходила для поклонения Господу. Характер самой музыки должен «служить святой цели, возвышать мысли к чистому, благородному и возвышенному, пробуждать в душе почитание и благодарность Богу «9.
Однако не все музыкальные стили отвечают этой цели. Музыкальные стили были созданы для достижения определенных целей в конкретных условиях. Поэтому, вопреки распространенному мнению, музыкальный стиль не является нейтральным носителем христианского послания. «Огромное количество музыковедческих исследований показало, что музыкальный стиль не является чистым листом для введения пропозиционального содержания через тексты песен, он сам по себе передает определенный набор идей и ценностей инкультурированным слушателям».10 Фактически, «музыкальные стили несут религиозно-ценностную нагрузку — они являются настоящими воплощениями убеждений о реальности».11
Тем не менее все чаще можно услышать сочетание религиозных слов с нецензурными музыкальными стилями. «К сожалению, большая часть современной христианской музыки опирается на те же фоновые ритмы, инструментарий, аранжировку и звучание, что и мирская музыка. Однако религиозные тексты каким-то образом должны превратить эту мирскую музыку в священную песню».12 Но Писание учит, что святые вещи не освящают несвятые предметы; напротив, когда эти две категории вступают в контакт, оскверненное оскверняет святое (Аггей 2:12, 13).
В результате такого сочетания эффект от самой музыки, противоречащей христианским ценностям, полностью перекрывает и подрывает послание слов. Самая подходящая музыка — это та, в которой слова и музыка идеально сочетаются,13 так что текст и музыка передают одно и то же послание.
Пение с ангелами
Не существует простых решений сложного вопроса о религиозной или «христианской» музыке и музыке поклонения. Ограничение всей религиозной музыки традиционными гимнами — не выход, потому что дело не в выборе между традиционной и современной музыкой. Важнее всего не дата написания песни, а послание, которое она несет в себе как в словах, так и в музыке.
«Религия Христа утончит вкус, освятит суд, возвысит, очистит и облагородит душу».14 Вместо того чтобы включать в нашу религиозную музыку неподходящие музыкальные стили, мы будем предлагать святую и возвышающую музыку Богу и окружающим нас людям.
«Давайте выучим песню ангелов сейчас, чтобы петь ее, когда мы присоединимся к их сияющим рядам»15 «По Божьей милости мы «будем готовы присоединиться к поклоняющимся в небесных дворах, где все чисто и совершенно, где каждое существо благоговеет перед Богом и Его святостью «16.
1 Сокращенно из Карлоса А. Стегера, «Музыка в присутствии святого Бога: Принципы религиозной музыки, основанные на библейской концепции святости», Reflections, январь-март 2021 г., https://bit.ly/PrinciplesforWorshipMusic.
2 Зигфрид Х. Хорн, Библейский словарь адвентистов седьмого дня (Washington, D.C.: Review and Herald Pub. Assn., 1979), s.v. «Поклонение».
3 Фернандо Канале, «Принципы поклонения и литургии», Журнал Адвентистского теологического общества 20, № 1-2 (2009): 98.
4 Lilianne Doukhan, In Tune With God (Hagerstown, Md.: Autumn House, 2010), p. 99.
5 Эллен Г. Уайт, Деяния апостолов (Mountain View, Calif.: Pacific Press Pub. Assn., 1911), с. 560.
6 Эллен Г. Уайт, Патриархи и пророки (Маунтин-Вью, Калифорния: Pacific Press Pub. Assn., 1890, 1908), с. 594.
7 Doukhan, p. 71.
8 «Философия музыки адвентистов седьмого дня» (Генеральная конференция адвентистов седьмого дня).
9 Е. Г. Уайт, Патриархи и пророки, с. 594.
10 Моник М. Ингаллс, «Стиль имеет значение: Contemporary Worship Music and the Meaning of Popular Musical Borrowings», Liturgy 32, no. 1 (2017): 7, 8, bit.ly/WorshipMusicStyles.
11 Вольфганг Х. М. Штефани, «Концепция Бога и стиль духовной музыки: Межкультурное исследование божественной трансцендентности/имманентности как стилистической детерминанты музыки поклонения с парадигматическими последствиями для современного христианского контекста» (докторская диссертация, Школа высших исследований, Университет Эндрюса, 1993), с. 278, https://bit.ly/SacredMusicStyle.
12 Джон Тербер и Кари Хаус, Музыка небес (Coldwater, Mich.: Remnant Publications, 2001), с. 68.
13 Остин К. Лавлейс и Уильям К. Райс, Музыка и поклонение в Церкви (Нью-Йорк: Abingdon Press, 1960), с. 20.
14 Эллен Г. Уайт, Чтобы я могла познать Его (Вашингтон, округ Колумбия: Review and Herald Pub. Assn., 1964), с. 250.
15 E. G. White, Patriarchs and Prophets, p. 289.
16 Эллен Г. Уайт, Свидетельства для Церкви (Маунтин-Вью, Калифорния: Pacific Press Pub. Assn., 1948), т. 5, с. 500.
Карлос А. Стегер, бывший декан Школы теологии Адвентистского университета Ривер Плейт, Аргентина, сейчас на пенсии.
По материалам Adventist World