Дьявольская стратегия обмана и клеветы
Губернатор столкнулся с серьезными обвинениями в коррупции. Он был невиновен, но многие его избиратели не знали, чему верить. Среди обвинений были и слухи о неверности его жене. Это расстраивало его больше из-за того, как это отразилось бы на его жене, чем из-за того, как это повлияло бы на его положение губернатора. Если бы его жена поверила таким обвинениям, их отношениям был бы нанесен серьезный ущерб.
Как он мог очистить свое имя и восстановить отношения? Представьте, что он решил посадить своих обвинителей в тюрьму, пока они не отзовут обвинения против него. Помогло бы это? Нет. Это было бы совершенно контрпродуктивно, только ухудшило бы ситуацию — намного ухудшило!
Может быть, губернатор воспользуется своей властью, чтобы очистить свое имя каким-то другим способом? Нет. Каким бы невиновным он ни был, чем больше своей исполнительной власти он будет использовать против своих обвинителей, тем больше вероятность того, что его избиратели сочтут его коррумпированным. Клеветнические обвинения против своего имени нельзя победить силой или властью. Единственный способ победить такие обвинения? Показать их ложность с помощью демонстрации.
В нашем мире имя Бога обливают грязью. Это не случайность. Это стратегия врага в космическом конфликте, и так было во все века.
Клевета в саду
Бытие 1 и 2 главы рассказывают о сотворении Богом мира, который был «весьма хорош» (Быт. 1:31). Но в 3 главе Бытие все меняется.
История начинается так: «И был змей хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог» (Быт. 3:1). Еврейское слово, означающее «хитрый» или «коварный», неоднозначно — оно используется как в отношении добрых, так и злых агентов на протяжении всей Библии. Если вы впервые слышите эту историю, то, возможно, еще не знаете, был ли змей добрым или злым.
Этот «хитрый» змей «сказал женщине: «Неужели Бог сказал: «Не ешьте от всякого дерева в саду»? » (стих 1). Змей начал с, казалось бы, невинного вопроса. Но вопрос был почти полностью противоположен тому, что заповедал Бог. Бог сказал Адаму и Еве, что они могут есть от всех деревьев, кроме одного (Быт. 2:16, 17). Кстати, это была не такая уж сложная заповедь. Бог не сказал, что они могут есть только с одного дерева. Только одно дерево было запретным.
Ева ответила: «Плоды деревьев сада мы можем есть; а о плодах дерева, которое посреди сада, сказал Бог: не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть» (Быт. 3:2, 3).
«Не умрете», — ответил змей (Быт. 3:4). Здесь этот «хитрый» змей фактически заявил, что Бог — лжец.
В этот момент кто-то солгал Еве. Ей предстояло сделать выбор. Либо Бог солгал, либо змей лгал ей, но кто-то из них был лжецом. Кому поверит Ева? Однако змей не просто утверждал, что Бог — лжец. Он также подбросил мотив: «Ибо знает Бог, что в день, в который вы вкусите от него, откроются глаза ваши, и вы будете как Бог, зная добро и зло» (Быт. 3:5). Змей фактически утверждал: «Бог лжет вам, потому что хочет угнетать вас. Он не желает вам добра. Он хочет держать вас в неведении». Утверждения змея глубоко клеветнические, они рисуют портрет Бога, прямо противоположный Божьему характеру бескорыстной любви.
Отец лжи
Откровение отождествляет этого змея с дьяволом, называя его «тем древним змием, называемым диаволом и сатаною, который обольщает всю вселенную» (Откр. 12:9). Сам Иисус учит об этом архидьяволе: «Он был человекоубийца от начала, и не устоял в истине, потому что нет в нем истины. Когда он говорит ложь, то говорит от себя, потому что он лжец и отец ее» (Иоанна 8:44).
Греческое слово, переведенное как «дьявол» (diabolos), означает «клеветник», тот, кто выдвигает «обвинения с враждебным намерением».1 Соответственно, когда Иезекииль 28 рассказывает о падении ангела, ставшего дьяволом, он называет его деятельность термином, который буквально означает клевету (стих 5).2 Сатана — клеветник с самого начала, отец клеветы и архиклеветник. С самого начала и по сей день змей продолжает клеветать на имя Бога в космическом конфликте.
В противовес сатанинской кампании дезинформации Иисус провозгласил о Своей миссии: «Для того Я родился и для того пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине. Всякий, кто от истины, слушает голос Мой» (Иоанна 18:37). Обратите внимание на причину Его прихода: свидетельствовать об истине. И Он призвал Своих учеников быть свидетелями истины (главная тема Писания).
Истина имеет гораздо большее значение, чем думает большинство людей. Но некоторые не верят Христу именно потому, что Он свидетельствует об истине. Действительно, сразу после того, как в Евангелии от Иоанна 8 Иисус назвал дьявола отцом лжи, Он добавил: «Но так как Я говорю вам истину, вы не верите Мне… А если Я говорю вам истину, почему вы не верите Мне?» (стихи 45, 46). Мы должны быть очень осторожны и не верить только тому, во что хотим верить. Мы можем оказаться отвергающими Божью истину.
Дорожить правдой в эпоху постправды
Мы живем в эпоху, которую часто называют веком информации. Но с учетом лжи и обмана, которые распространяются в социальных сетях и за их пределами, наш век можно было бы назвать веком дезинформации. Мы живем в новом Вавилоне — в смысле замешательства.
В моем кабинете висит следующий текст, которому я постоянно стараюсь следовать: «Будь усерден к тому, чтобы представить себя благоугодным Богу, делателем, не имеющим нужды в стыде, правильно разделяющим слово истины» (2 Тим. 2:15). Дело не в том, что я или вы можем спастись благодаря знанию. Мы не можем. Но, тем не менее, истина имеет большое значение. Мы должны быть готовы обосновать свою веру (1-е Петра 3:15) и отразить раскаленные стрелы дьявола (Еф. 6:16), зная, что многие стрелы в арсенале дьявола направлены на то, чтобы подорвать истину о Боге, особенно о Божьем характере совершенной справедливости и любви.
И опять же, то, что Божье имя было вымазано в грязи, — не случайность. Это стратегия врага. Он — архиобманщик и архиклеветник, который стремится вытеснить Бога, заставляя людей думать, что Бог — тиран. Его война против Бога — это война дезинформации. Но как правитель не может очистить свое имя силой или демонстрацией власти, так и обвинения против Божьего характера не могут быть побеждены применением силы, но только демонстрацией Божьего характера совершенной, бескорыстной любви.
Даже если убрать сатану из этой картины, без демонстрации Божьего характера сомнения и недоверие, посеянные сатанинскими обвинениями, будут упорно разрушать гармонию вселенной. Это происходит потому, что любовь зависит от доверия, а если творения не доверяют Богу полностью, то любовь подрывается, а вместе с ней и сама основа гармонии вселенной.
Таким образом, Бог демонстрирует Свой характер не ради Себя, а ради нас, ибо без такой демонстрации величайшее благо для всех людей — любовные отношения с Богом — будет подорвано.
Единственный способ для Бога раз и навсегда искоренить зло — это демонстрация Его характера любви, достаточная для того, чтобы ответить на все вопросы на все времена и показать, что утверждения дьявола абсолютно ложны. Он делает это величайшей ценой для Себя, отдавая (среди прочего) Свою собственную жизнь за нас на кресте — высшее проявление любви.
В эпоху, которую некоторые называют эпохой постправды, истина имеет значение, возможно, больше, чем когда-либо прежде. Христос пришел не только для того, чтобы (среди прочего) «свидетельствовать об истине» (Иоанна 18:37), но и для того, чтобы поручить Своим последователям быть свидетелями. Насколько же нам следует посвятить себя поиску истины, в частности, как можно глубже познать Бога, отличить истину от лжи и распространять истину о Божьей любви далеко и широко — не только словами, но и делами?
Пойдете ли вы за Христом? Пусть мы возьмем на себя высокое призвание искать и познавать истину и с любовью стоять в качестве свидетелей Христа в век дезинформации.
«Сия есть жизнь вечная, — сказал Иисус Отцу, — дабы они познали Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Иоанна 17:3). Как вы можете помочь кому-то еще познать Его сегодня?
1 Х. Битенхард, «Сатана, Вельзевул, дьявол, экзорцизм», в Новом международном словаре новозаветного богословия (Гранд-Рапидс: Издательство Зондерван, 1986), т. 3, с. 468.
2 Термин «рекулла» в этом стихе обычно переводится как «торговля», но этот глагол более точно «означает передачу от человека к человеку товаров или сплетен». Ричард М. Дэвидсон, «И были сплетни на небесах», Адвентистское обозрение, 24 января 2013 г., стр. 23, www.adventistreview.org/2013-1503-22.
Джон Пекхэм — помощник редактора журнала Adventist Review и профессор-исследователь богословия и христианской философии в Университете Эндрюса.
По материалам Adventist Review