Нелепые доводы Платона
Невозможно переоценить влияние Платона (427-347 гг. до н. э.) на интеллектуальную историю, в том числе на христианство, которое (за редким исключением) воплотило в доктрину одну из его самых влиятельных идей: бессмертие души.
Его аргументы (через Сократа, своего глашатая) выглядят примерно следующим образом.
Во-первых, он утверждал, что противоположности порождаются противоположностями. Противоположностью жизни, по его словам, является смерть. А противоположностью смерти является жизнь. «Так что именно из мертвых, — заключает он, — происходят живые существа и люди… Значит, наши души действительно существуют в другом мире»1.
Значит, у нас, как у людей, есть понятия абсолютной справедливости, абсолютного добра, абсолютной красоты, хотя мы никогда не видели ни абсолютной справедливости, ни абсолютного добра, ни абсолютной красоты, по крайней мере в наших физических телах. Таким образом, утверждает он, мы должны были знать эти понятия в другом существовании, в другой жизни, а теперь мы только вспоминаем о них. «Но если знание, приобретенное нами до рождения, было утрачено нами при рождении и если впоследствии с помощью органов чувств мы восстановили то, что знали раньше, то не будет ли процесс, который мы называем обучением, восстановлением естественного для нас знания, и не может ли он справедливо называться воспоминанием?»2 Следовательно, душа должна была существовать до нашего рождения; и если душа существовала до вхождения в наши физические тела, она должна существовать и после него.
Его следующий аргумент исходит из природы самой души, которая, по его словам, представляет собой простое единство и, как таковая, подобна божественной: «бессмертна, и интеллектуальна, и едина, и неразрывна, и неизменна»3 , в отличие от плотских тел, которые тленны и разрушаемы. Следовательно, душа бессмертна. В самом деле, когда обескураженные друзья Сократа спросили его перед тем, как он выпил болиголов (ему грозила смертная казнь), как они должны его похоронить, он ответил: «Как вам будет угодно… то есть если вы сможете поймать меня и я не ускользну от ваших пальцев»4.
И вот вам аргументы в пользу самого распространенного учения одного из самых влиятельных мыслителей Запада — бессмертия души. Слабые аргументы в защиту истины — это уже плохо; в данном случае это слабые аргументы в защиту ошибки.
Хотя многие библеисты знают, что Писание ничему не учит о бессмертии души, до христианских масс эта новость не дошла. Очень жаль, потому что эта ошибка оставляет их широко открытыми для ужасной доктрины о вечных муках в аду для погибших; и, что еще хуже (если такое может быть), для обманов спиритизма, как показывает недавний поток книг и фильмов «Я умер и попал на небеса».
«Да, знают живые, что умрут, а мертвые ничего не знают, и уж нет им воздаяния, потому что и память о них исчезла» (Еккл. 9:5).
Если, конечно, Платон с его нелепыми аргументами не знал лучше.
1 Платон, «Фаэдо», «Последние дни Сократа» (Нью-Йорк: Penguin Classics, 1965), с. 119.
2 «Фаэдо», «Полная гарвардская классика: The Famous Anthology of the Greatest Works of World Literature, e-artnow, Kindle Edition, pp. 467, 468.
3 Там же, p. 473.
4 Последние дни Сократа, с. 179.
Клиффорд Голдштейн — редактор «Руководства по изучению Библии для взрослых». Его последняя книга — «Воскресший: Обретение надежды в пустом гробу»
По материалам Adventist Review