План спасения
7 октября 2023 года во время празднования субботы у пожилой пары в деревне на границе Израиля местные власти объявили тревогу и сообщили о нападении. Две сиделки этой пожилой пары из Индии поспешили закрыть двери и окна в доме. Нападавшие подошли к входной двери, постучали и затем обстреляли двери и все окна. Чтобы защитить пожилых людей, две сиделки продержались за дверью четыре с половиной часа. После непрерывного бдения в течение пяти-шести часов сиделкам удалось спасти пожилую пару. Операция по спасению была высоко оценена индийским посольством. Чиновники назвали двух сиделок «суперженщинами»1.
Спасались ли вы когда-нибудь от бедствий или разрушений? Бог инициировал план спасения от начала человеческой истории — великий план Божьей миссии по спасению людей из пут греха, божественная спасательная операция, в которой Царство Небесное действует, чтобы победить сатанинское царство греха, страданий и смерти.
Личные предположения относительно миссии
Когда-то у меня было несколько неверных представлений о миссии. В 1998 году я начал участвовать в миссионерской работе. На начальных этапах своей пасторской работы я думал о миссии в терминах офисов конференции, униона и дивизиона, потому что эти организации планируют и осуществляют миссионерскую работу, часто используя такие термины, как миссионерский комплекс, миссионерская школа и миссионерское здание. Позже я пришел к убеждению, что за миссионерскую работу отвечает поместная церковь. И еще позже я думал, что как пастор церкви я несу ответственность за миссию. Мое понимание миссии было прогрессивным, но ошибочным. Что же такое миссия и где она находится?
Божья миссия
Миссия Бога заложена в Писании.2 Несколько библейских историй подтверждают, что миссия началась в разуме Бога. Он — альфа и омега миссии. Действительно, по словам Кристофера Дж. Х. Райта, Писание — это все о миссии Бога. Это не значит, объясняет Райт, что в каждом стихе Библии мы должны находить что-то непосредственно о миссии, но Божья миссия является главной темой всего Писания.3 Библия описывает происхождение, цель, способы и место осуществления Божьей миссии.
Это понимание избавило меня от прежних сомнений и путаницы в отношении природы миссии. В тот момент, когда Адам и Ева согрешили в Эдемском саду (Быт. 3:8, 9), наш удивительно милосердный Бог отправился на их поиски. Это первое миссионерское путешествие Бога, описанное в Писании, предпринятое для спасения людей из ловушек греха. Как отмечают многие ученые, Бог Библии — это Бог-миссионер.4 Божья миссия имеет несколько измерений, в том числе относительно призвания, контекста, задач и идентичности миссий. Мое собственное исследование Божьей миссии очень помогло мне увидеть миссию с новой точки зрения.
Миссия и призвание
Божья миссия и призвание переплетены между собой. Бог часто инициирует миссию, призывая людей. В то время как Авраам наслаждался мирной и благополучной жизнью в Харране, Бог призвал его оставить все, что он имел. Оставить свое имущество, свой народ и свою родину было связано с большим риском и жертвами (Быт. 12:1-3). Авраам послушался призыва, пошел на риск и столкнулся с трудностями, забрав свою семью и став пришельцем в земле Ханаанской. Он жил как странник в шатрах и испытывал голод (Евр. 11:8-12). Этот «призыв Авраама в 12 главе книги Бытие знаменует собой поворотный момент в отношениях Бога с миром»5.
Позже Божий призыв Моисея к миссии также был связан с большим риском и жертвами. Моисей мог бы наслаждаться всеми привилегиями Египта, занимая высокое положение. Но Бог призвал его к миссии, которая предполагала большие жертвы, и он «отказался называться сыном дочери фараоновой, предпочитая терпеть скорби с народом Божиим, нежели иметь временные греховные наслаждения, считая поношение Христово большим богатством, нежели сокровища в Египте; ибо он взирал на воздаяние» (стихи 24-26). Эллен Г. Уайт комментирует это так: «Моисей знал об окончательной награде, какую получают скромные и послушные слуги Божьи, по сравнению с которой земное преходящее богатство казалось совершенно ничтожным». Моисей «смотрел выше пышного дворца и царской короны, на те великие почести, которых будут удостоены святые Всевышнего в царстве, не оскверненном грехом», и «вера помогла ему оставить общество великих земли и присоединиться к скромному, бедному и презираемому народу, который пожелал лучше повиноваться Богу, нежели служить греху».6 Моисей был призван для уникальной цели с большой ответственностью. Он был призван вывести группу людей из рабства и основать Израиль в Земле обетованной.
В этих историях и в других местах Писания призвание является неотъемлемым фактором Божьей миссии, в которой призванные стоят перед сложным личным выбором. Однако каждое призвание уникально и налагает на человека определенные обязанности по продвижению Божьей миссии в конкретных условиях.
Миссия и контекст
Божьи призывы к миссии происходят в различных контекстах, связанных с различными целями, нуждами и требованиями конкретных ситуаций. Например, Иосиф был призван к уникальной миссии в чужой стране, полной опасностей, трудностей и поворотов, но в конечном итоге он сделал Бога известным в Египте и за его пределами как предтеча Христа. Эллен Уайт отмечает: «Не только народу Египта, но и всем нациям, связанным с этим могущественным царством. Бог явил Себя через Иосифа. Он хотел сделать его носителем света для всех народов и поставил вторым на престоле величайшей мировой державы, чтобы небесный свет мог проникнуть в отдаленные и близлежащие уголки. Благодаря своей мудрости и справедливости, благодаря чистоте и доброжелательности в повседневной жизни, благодаря своей преданности интересам людей — тех людей, которые были идолопоклонниками, — Иосиф стал представителем Христа», и через него Египет и другие страны „должны были созерцать любовь их Творца и Искупителя“.7 В этом и других случаях Божьей миссии особый контекст миссии определяет роль миссионера.
Даниил был призван в иных обстоятельствах, чем Иосиф. Хотя оба они были помещены в чужую землю, Даниил был помещен в Вавилон и свидетельствовал о Боге своей честностью и образом жизни. Давид был призван в контексте политического лидерства как царь, в то время как пророки были призваны, помимо прочего, для увещевания и обличения народа, включая правителей. Каждое повествование о Божьем призвании к миссии следует понимать в более широком контексте Божьей миссии и конкретного контекста, в котором происходит каждое призвание. И тогда, и сегодня призыв и контекст определяют роль миссии и задачу миссионера.
Бог изложил Свой великий план спасения, прекрасно зная, какой ценой это будет достигнуто.
Миссия и задачи
Каждое призвание к миссии связано со значительными трудностями, многие из которых являются непредвиденными. Призвание к миссии без вызовов было бы неслыханным. Отец современных миссий Уильям Кери был послан в Индию проповедовать Евангелие. Для этого ему пришлось выучить язык и понять культуру этой страны. Он выучил бенгальский, санскрит и урду, чтобы переводить Священное Писание на индийские языки.
В случае с Кери и другими Бог миссии, призвавший миссионеров к выполнению Своей миссионерской работы, дает им возможности и оснащает их, чтобы они могли справиться с трудностями миссии. Бог не только выбирает и призывает, но и всегда снаряжает тех, кого Он призывает. Как Сам Иисус провозгласил Своим ученикам: «Не вы избрали Меня, но Я вас избрал и на труд поставил, чтобы в мир вы шли и служение ваше плоды приносило, плоды непреходящие; и Отец даст вам всё, о чем бы ни попросили Его вы во имя Мое» (Иоанна 15:16 ИПБ). Каждый миссионер имеет привилегию сталкиваться с уникальными проблемами в миссионерской работе, к которой он призван. Но миссионер никогда не бывает одинок в этой задаче противостояния вызовам миссии.
Специфические вызовы, с которыми приходится сталкиваться в миссии, различны для каждого человека. Некоторым миссионерам, таким как Уильям Акслинг (в Японии) и Стэнли Джонс (в Индии), было предложено провести 60 лет своего служения в чужой стране. Другим, таким как Джон и Бетти Стэм (в Китае), пришлось вернуться на родину в середине срока, на который они рассчитывали.8 Каждый из них и многие другие столкнулись с большими трудностями, и все же, несмотря на все это, Бог был с ними — как и с каждым, кто откликается на Его призыв служить в великой Божьей миссии.
Священное Писание приводит множество примеров того, с какими трудностями сталкивается миссия. Стефан стал первым христианским мучеником. Однако его товарищ по дьяконскому служению Филипп служил Христу на протяжении целого поколения (Деян. 21:8). Апостол Иаков был обезглавлен царем Иродом, а апостол Петр, которого ждала та же участь, был чудесным образом освобожден (Деян. 12:6-10). Писание уверяет нас, что все испытания, с которыми сталкиваются миссионеры, находятся в пределах Божьего провидения. Бог миссионеров знает о трудностях миссии. Бог, призвавший миссионеров к выполнению миссии, даст миссионерам возможность справиться с трудностями миссии, к которой они призваны.
Миссия и идентичность
Божья миссия обеспечивает уникальную идентичность каждого миссионера, которого Бог призывает нести Его послание. Например, Бог призвал весь народ Израиля с особой идентичностью. «Ведь ты – народ отделенный, чтоб святым быть у Господа, Бога твоего. Из всех народов, что живут на земле, Он, Господь, Бог твой, выбрал именно тебя, дабы стал ты особым Его достоянием» (Втор. 7:6, ИПБ).
Первое, что было дано здесь народу Израиля, — это быть избранным народом среди всех народов на земле. Вторая идентичность, данная здесь, заключалась в том, что они были сокровищем Бога. Эти идентификации были даны не просто ради них самих, а для выполнения особой задачи по выполнению Божьей миссии благословить весь мир (ср. Быт. 12:3).
Новый Завет дает еще один пример идентичности, дарованной тем, кто участвует в Божьей миссии. Иисус призвал Своих учеников следовать Его заповедям и поручению. Он призвал их к новой идентичности в Нем. Он призвал их быть друзьями, сказав: «Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его ; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего» (Иоанна 15:15).
Личность каждого призванного Богом человека неразрывно связана с особой ответственностью за вклад в завершение Божьей миссии — великого Божьего плана спасения мира. Как сказала Эллен Уайт: «Какое бы ни было у человека призвание в жизни, он прежде всего должен направлять души ко Христу» 9.
Заключение
Бог изложил Свой великий план спасения, прекрасно зная, во что это обойдется. Божья миссия предполагает огромные затраты, включая жертву Самого Сына Божьего. Бог призывает избранных людей для служения в Его великой миссии, каждый из которых находится в определенном контексте, сталкивается с определенными проблемами и идентифицирует себя как Его миссионера. Но миссионер никогда не бывает один, ему дана привилегия работать с Богом в Его великом плане спасения. В этих и многих других отношениях Божья миссия — это настоящее чудо. Бог призывает каждого из Своих последователей сыграть свою роль в Его миссии. Ответили ли вы на Его призыв?
1 Hindustan Times, 28 октября 2023 г., https://www.hindustantimes.com/world-news/israel-hamas-war-kerala-woman-in-israel-recounts-hor ror-says-held-on-to-door-they- destroyed-everything-101697594273248.html.
2 См. Herbert J. Kane, Christian Missions in Biblical Perspectives (Grand Rapids: Baker, 1976), p. 15.
3 Christopher J. H. Wright, The Mission of God: Unlocking the Bible’s Grand Narrative (Downers Grove, Ill.: IVP Academic, 2006), p. 31.
4 См. «Наш Бог — Бог-миссионер» в книге Джона Стотта «Современный христианин» (Downers Grove, Ill.: InterVarsity Press, 1992), с. 321-336.
5 Kane, p. 23.
6 Эллен Г. Уайт, Патриархи и пророки (Mountain View, Calif.: Pacific Press Pub. Assn., 1890, 1908), с. 246.
7 Эллен Г. Уайт, Свидетельства для Церкви (Mountain View, Calif.: Pacific Press Pub. Assn., 1948), т. 6, с. 219, 220.
8 Kane, p. 101.
9 Эллен Г. Уайт, Желание веков (Mountain View, Calif.: Pacific Press Pub. Assn., 1898, 1940), с. 822.
Н. Ашок Кумар — аспирант богословской семинарии Адвентистского международного института передовых исследований на Филиппинах.
По материалам Adventist Review