Как наши публикации сочетаются с методом Христа по достижению людей
Некоторые люди считают, что адвентистская издательская деятельность — это прекрасный пример нежелания нашей церкви приспосабливаться к меняющемуся миру. Как в эпоху Интернета бумажные периодические издания, агитация у дверей и раздача трактатов могут быть разумным использованием евангелизационных средств? Хотя некоторые считают, что существующий издательский аппарат не соответствует потребностям служения церкви, сегодня издательская деятельность так же важна для выполнения миссии нашей церкви, как и в 1849 году, когда она была впервые основана.
Издательская деятельность имела решающее значение для раннего адвентистского евангелизма в двух отношениях: Во-первых, она давала людям, которым они свидетельствовали (будь то публичные собрания или личные беседы), возможность самим изучить весть, которой с ними поделились, — в их собственном расписании. Во-вторых, это давало церкви возможность подружиться с теми, кто ищет истину по всему миру, и научить их, когда личное свидетельство было недоступно. Мир сильно изменился с 1860-х годов, но эти две главные цели издательского дела по-прежнему актуальны для миссии нашей церкви в XXI веке.
Однако с изменением мира изменились и некоторые способы использования печатных (а теперь и цифровых) материалов в благовестии. В результате некоторые считают, что адвентистская литература становится все более неактуальной для евангелизационных усилий нашей церкви. Чтобы понять, где мы ошиблись и как это исправить, мы должны изучить, как ранняя адвентистская церковь использовала литературу для продвижения своей миссии.
Сотрудничество проповедника и литературы
В течение первого десятилетия своего существования адвентисты полагались почти исключительно на личные усилия проповедников для распространения своего послания последнего времени. Важнейшим инструментом в этой работе стали трактаты и брошюры. Почему? Как объяснил Джеймс Уайт в 1872 году, система адвентистской истины была слишком сложной, чтобы полностью понять ее на публичном собрании. Живой проповедник может «вызвать убеждение», но чтобы наша весть была принята, ее нужно «читать, изучать и ясно видеть». Без этой помощи евангелизационная проповедь достигнет «лишь малого». Хотя многие верующие брали на себя труд распространять трактаты «всем подряд», Уайт стала относиться к этой практике неодобрительно, считая ее пустой тратой драгоценных церковных средств, и призывала членов Церкви вместо этого распространять трактаты на наших общественных собраниях, «когда толпа впечатлена важной темой»1.
Десятилетие спустя адвентисты открыли второй способ помощи проповеднику со стороны издательства: агитация «от двери к двери».2 Этот новый метод распространения наших публикаций имел два ключевых преимущества: (а) люди, не решающиеся прийти на публичные собрания, могли узнать о нашем послании через трактаты и книги, а затем получить от проповедника стимул для связи с церковью, и (б) в отличие от проповедников, работающих на полную ставку, миссионер мог содержать себя сам. Эти два преимущества сделали агитацию очень важной для зарубежной экспансии церкви в 1880-х и 1890-х годах. Среди многих других мест, миссионеры сыграли центральную роль в начале работы нашей церкви на Самоа и Гавайях,3 в Великобритании, Фиджи, Ямайке, Чили и Индии.4
Очевидно, что адвентистская церковь не желала отрывать издательскую деятельность от личного и общественного евангелизма. Напротив, издательская деятельность имела решающее значение для успеха миссионеров, потому что они использовали ее для усиления единственного метода евангелизации, гарантирующего настоящий успех, — бескорыстно проводить время с людьми, сопереживать их трудностям, помогать им в их нуждах, завоевывать их доверие, а затем призывать их следовать за Иисусом.5
Что делать, если проповедник не может их достичь?
В первые дни своего существования адвентистская церковь сильно зависела от сравнительно небольшого числа проповедников, которые распространяли ее весть. По всему миру существовали огромные территории, где у церкви просто не было ресурсов для отправки миссионеров. Их периодические издания и трактаты стали средством знакомства и обучения ищущих по всему миру с помощью почтовой системы.
Первое звено этого служения «молчаливого проповедника» — периодическое издание — функционировало примерно так же, как современная электронная рассылка. Когда кто-то подписывался на «Обзор» (либо по собственной просьбе, либо по просьбе адвентистского друга, который мог гарантировать, что он «откровенно прочитает его»)6 , он присоединялся к «капельной кампании» 1800-х годов. Каждый новый выпуск объяснял различные аспекты адвентистского послания, предлагал дополнительные трактаты для покупки, объявлял о предстоящих событиях и призывал читателя написать ответ для получения дополнительной информации.7
Хотя членам Церкви настоятельно рекомендовалось продавать подписку на периодические издания, Эллен Уайт призывала авторов готовить статьи «как можно более привлекательные», с «влиянием, способным убедить»8. Следуя примеру Уайт, редакторы усердно работали над содержанием, которое могло бы распространяться «из уст в уста». В Великобритании Стивен Хаскелл добавил иллюстрации в «Настоящую истину», чтобы соответствовать меняющимся вкусам своих читателей.9 В Южной Африке церковь выпустила два периодических издания, посвященных местным проблемам религиозной свободы.10 Аналогичным образом «Знамения времени» за 1922 год обратились к расовой нетерпимости в ответ на возрождение Ку-клукс-клана.11
По сегодняшним меркам «Обзор» и десятки последовавших за ним периодических изданий были невероятно успешными. К 1884 году восемь североамериканских периодических изданий имели «совокупный ежемесячный тираж 200 000 экземпляров»12, что в 11 раз превышало количество членов Североамериканского объединения на тот момент (17 711).13 За границей контраст был еще больше: В 1887 году тираж британской «Present Truth» почти в 30 раз превышал тираж ее членов14, а в 1895 году тираж южноафриканской «Sentinel» в 21 раз превышал тираж ее членов15.
Вторая ветвь служения «молчаливого проповедника», «Трактатное и миссионерское общество», позволяла церкви активно дружить и учить людей, которых они не могли охватить другими формами евангелизации (из-за расстояния или предрассудков). Вот как это работало: Члены Церкви отправляли по почте периодические издания и трактаты (за свой счет) неадвентистам, сопровождая их личным письмом16 , в котором пытались «[выяснить] истинные чувства [получателя]»17 по отношению к литературе и спрашивали, не заинтересованы ли они в том, чтобы узнать больше об адвентистской вере. Во многих случаях это приводило к переписке и пересылке писем и трактатов, которая заканчивалась обращением.
Начатое небольшой группой женщин из Новой Англии в 1870 году, это служение, вдохновляемое Стивеном Хаскеллом и Джеймсом Уайтом, быстро превратилось в евангелизационную громадину. К началу 1880-х годов общества по распространению трактатов по всему миру распространяли около «5 миллионов страниц материала в год» с помощью этого метода переписки, «что привело к такому же количеству новообращенных, как и традиционные методы евангелизационных проповедей».18 Даже не имея возможности лично общаться с ищущими, адвентистская церковь в принципе реализовала метод Христа по достижению людей, подружившись и обучая их через канал связи почтовой службы — сочетая глубоко актуальные материалы с постоянными приглашениями к прямому общению с церковью.
Издание в меняющемся мире
Метод Христа по-прежнему остается единственным, который «даст истинный успех в достижении людей».19 Точно так же и роль издательства в усилении работы личного свидетельства и наставлении ищущих, которых мы не можем достичь лично, сегодня так же актуальна, как и в 1849 году. За прошедшие полтора века мир кардинально изменился в трех направлениях, что заставляет нас корректировать наши методы, чтобы лучше достигать тех же целей:
Век информации: Технологии обеспечили взрывной рост рекламы и доступа к информации, в результате чего потребители все чаще игнорируют и то, и другое. Например, средний потребитель получает более 3 000 маркетинговых сообщений в день20 , в то время как только в США ежегодно публикуется более 500 000 новых книг21.
Век развлечений: Появление новых средств коммуникации — радио, телевидения, Интернета и социальных сетей — привело к тому, что общение перешло на преимущественно визуальные средства. Контекст и ясность мысли, ценившиеся в печатной культуре, сменились развлекательной ценностью в качестве основного качества22 — эта тенденция наиболее ярко проявилась в появлении приложений, вызывающих привыкание, таких как TikTok и Instagram.
Эпоха аутентичности: Западная культура перешла от христианской парадигмы (в которой христианство является системой верований по умолчанию) к светской парадигме (в которой христианство является одной из многих приемлемых систем верований). Этот сдвиг отражает неприятие лицемерия и скандалов, вечно ассоциирующихся с организованной религией, при сохранении желания испытать подлинное чувство смысла и высшей цели23.
В наш век перегруженности развлечениями метод Христа по достижению людей будет иметь успех, когда ничто другое не поможет. Люди, измученные организованной религией и ищущие подлинного духовного опыта, будут убеждены только тогда, когда увидят «силу Божью [в действии] в наших… сердцах и жизнях».24 В этом новом веке две роли публикации одинаково необходимы, если их методы могут быть адаптированы к реалиям XXI века:
Усиление живого свидетельства: В то время, когда люди скептичны как никогда, письменные материалы, отвечающие на самые глубокие и сложные вопросы ищущих, могут продемонстрировать заботу и объяснить логическое обоснование подлинного личного свидетельства.
Ученичество на расстоянии: Для тех, кого мы не можем охватить напрямую, Интернет предоставляет беспрецедентную возможность распространять соответствующий цифровой контент (подкасты, видео, ролики, записи в блогах и т. д.), поощряя зрителей/читателей «подписываться» на рассылки по электронной почте (периодические издания XXI века) и напрямую общаться с адвентистами, которые могут направлять их на пути к истине, — примерно так же, как это делали периодические издания и общества трактатов в 1800-х годах.
Состояние адвентистского книгоиздательства
Издательская деятельность продолжает процветать во многих дивизионах по всему миру25 , однако в нашем меняющемся мире необходимо внести некоторые коррективы, чтобы этот инструмент не стал неактуальным в наших евангелизационных усилиях. Распространение трактатов и агитация «от двери к двери» действительно приносят определенный евангелизационный успех, но эти усилия не могут полностью реализовать свой потенциал, если они не интегрированы в более широкий евангелизационный цикл.
Трактаты: Использование литературы в значительной степени отделено от остальной евангелизационной работы, что препятствует глубокой интеграции с другими служениями. Когда раздаче литературы уделяется особое внимание, она часто рассматривается как «посевная» деятельность, в которой трактаты раздаются без разбора, без какой-либо связи с церковью, кроме названия церкви на трактате или сопроводительной листовке. Кроме того, некоторые считают, что использование литературы в сочетании с другими мероприятиями — это просто дублирование усилий (т.е. «Зачем нам давать им трактат, если они только что прослушали выступление на ту же тему?»). В результате такие взгляды приводят к тому, что церкви, стремящиеся сделать акцент на Христовом методе свидетельства об отношениях, считают литературу неактуальным продуктом ушедшей эпохи евангелизма «налету».
Агитация: Агитация становится все более оторванной от поместной церкви и ее евангелизационной работы. Когда в 1950-х годах дорогие Bedtime Stories и The Bible Story стали основным источником дохода для литературных евангелистов, работа по агитации превратилась из партнерства с поместной церковью, ориентированного на миссию, в коммерческое предприятие, которое в конечном итоге стало жертвой непосильных долгов. Программы студенческих журналов, появившиеся в США в середине 1990-х годов, представляют собой столь необходимый сдвиг назад к модели, ориентированной на служение, но все еще со значительными пробелами: Несмотря на то, что в течение лета программы собирают материалы по изучению Библии для принимающей их церкви, слабая координация часто приводит к тому, что церковь практически не следит за ними.
Периодические издания: Наши периодические издания с трудом адаптируются к цифровой эпохе. В ответ на это руководители церкви вложили значительные средства в наши периодические издания и издательства, признавая, что «если мы не будем инвестировать в цифровой мир, то окажемся в том же положении, что и Кодак».26 Однако многое еще предстоит сделать, и наши издания еще не восстановили аудиторию неадвентистов, которая когда-то делала наши периодические издания мощным инструментом евангелизации.
Когда вы завязываете случайный разговор с незнакомцем, поделитесь с ним соответствующим трактатом и предложите продолжить беседу.
Что может сделать моя местная церковь?
Чтобы наши книги, трактаты и (теперь уже) цифровой контент вновь заняли свое место в качестве важного компонента нашей работы, мы должны быть готовы радикально изменить то, как мы их используем, чтобы удовлетворить потребности светской эпохи XXI века, следуя принципам, которые привели нас к успеху в первую очередь. Хотя ответственность за разработку актуальных изданий, принятие стратегии «цифровых» периодических изданий и перестройку агитационной работы лежит на наших издательских учреждениях и руководстве конференций/унионов, самые важные шаги на пути к более эффективному партнерству проповедника и газеты должны быть сделаны нашими местными церквями.
Интегрировать литературу в евангелизм: Мы должны интегрировать литературу в служение каждой поместной церкви, которая взаимодействует со своей общиной. Книги и трактаты, относящиеся к каждому церковному мероприятию, должны продаваться (при необходимости) или раздаваться, будь то урок здоровья, кулинарная школа, каникулярная библейская школа, семинар по пророчеству, семинар по отказу от курения или центр служения обществу. Стратегия евангелизации церкви должна включать в себя «подбрасывание» литературы при каждой возможности, чтобы каждый получатель мог понять наше послание в контексте отношений с поместной церковью.
Курируйте актуальные для мира материалы: Книги и трактаты, которыми мы делимся с нашими общинами, должны быть глубоко актуальны для них. 27 Мы должны тщательно подбирать материалы, соответствующие нашим демографическим характеристикам и потребностям. На примере GLOW можно использовать «Разумная вера?» в светском, образованном районе, «Уверенность в неопределенном мире» — в политически нестабильном регионе, «Когда свобода умирает» — в районе Библейского пояса, а «Могут ли мертвые люди говорить?» — в анимистской общине.
Сажайте семена с личным участием: церкви, не проводящие активные проповеднические мероприятия, могут использовать литературу для развития отношений с обществом, как это делали Общества миссионеров и трактатчиков в конце 1800-х годов. Например, члены церкви могут собрать простые пакеты с предметами повседневного спроса (закуски, лосьон и т. д.), несколько соответствующих трактатов и написанную от руки записку с приглашением к дальнейшему общению. Когда вы завязываете случайный разговор с незнакомцем, поделитесь с ним соответствующим трактатом и предложите продолжить беседу. Например, в Японии этот простой подход привел к тому, что местный рыбак согласился на изучение Библии и крещение.28
Заключение
Издательская деятельность занимала центральное место в работе ранней адвентистской церкви. Она усиливала действие личного свидетельства и обучала искателей, которых мы не могли достичь лично. Точно так же, как издательская деятельность помогала строить раннюю адвентистскую церковь, она может способствовать продвижению миссии церкви на завершающем этапе ее работы. Сегодня опубликованные работы, как печатные, так и цифровые, могут дать людям возможность самостоятельно изучить весть, которой мы с ними делимся, в удобное для них время, по их собственному графику. Если мы будем действовать намеренно, мы также можем использовать опубликованные работы для того, чтобы подружиться и научить тех, кто живет в наших ближайших общинах или по всему миру, и поделиться духовно актуальными истинами для сегодняшнего дня.
1 Джеймс Уайт, Призыв к работающим мужчинам и женщинам в рядах адвентистов седьмого дня (Батл-Крик, Мичиган: Паровая пресса Издательской ассоциации адвентистов седьмого дня, 1872), стр. 2-10.
2 Герман Мартинес, «Кинг, Джордж Альберт (1847-1906)», Энциклопедия адвентистов седьмого дня, 27 октября 2022 г., https://encyclopedia.adventist.org/article?id=GJK9 (доступ получен 9 мая 2024 г.).
3 J. N. Loughborough, The Great Second Advent Movement (Nashville: Southern Pub. Assn., 1909), pp. 352, 361.
4 Джеральд Уилер, С. Н. Хаскелл: Adventist Pioneer, Evangelist, Missionary, and Author (Nampa, Idaho: Pacific Press Pub. Assn., 2017), pp. 106, 354, 355, 357, 360.
5 Эллен Г. Уайт, Служение исцеления (Mountain View, Calif.: Pacific Press Pub. Assn., 1905), с. 143.
6 Издательский комитет, «Как мы должны распространять публикации?» Second Advent Review and Sabbath Herald 1, № 1 (ноябрь 1850 г.): 7.
7 Например, см. Second Advent Review and Sabbath Herald 1, no. 4 (январь 1851 г.).
8 Эллен Г. Уайт, «Обращение и призыв, подчеркивающие важность миссионерской работы», Ревью энд Геральд, 19 декабря 1878 г., с. 1.
9 Уилер, p. 126.
10 Loughborough, p. 351.
11 Уилер, p. 336.
12 Дж. Н. Эндрюс, «Адвентисты седьмого дня», The Present Truth 1 (май 1884 г.): 2.
13 «Статистика адвентистов седьмого дня, 1884 год», https://documents.adventistarchives.org/Statistics/ASR/ASR1884.pdf (дата обращения: 9 мая 2024 г.).
14 Тираж «The Present Truth» составлял 3 400 экземпляров (см. Wheeler, p. 126), в то время как количество членов Британской миссии в 1887 году составляло 115 человек (https://documents.adventistarchives.org/Statistics/ASR/ASR1887.pdf#search=1887).
15 Тираж английского журнала составлял 4 000 экземпляров, в то время как число членов Южноафриканской конференции в 1895 году составляло 184 человека (см. Loughborough, p. 351).
16 Loughborough, p. 363 (ср. Wheeler, pp. 84, 178).
17 Е. Г. Уайт, «Обращение и призыв, разъясняющие важность миссионерской работы».
18 Уилер, p. 88.
19 Е. Г. Уайт, «Служение исцеления», с. 143.
20 Сет Годин, «Разрешительный маркетинг» (Нью-Йорк: Simon & Schuster, 1999), с. 29.
21 Дин Талбот, «Количество книг, изданных за год», Wordsrated, 2 февраля 2022 г., https://wordsrated.com/number-of-books-. published-per-year-2021/(accessed May 9, 2024).
22 Neil Postman, Amusing Ourselves to Death: Public Discourse in the Age of Show Business (New York: Penguin, 2005), p. 87.
23 Чарльз Тейлор, Светский век (Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета, 2007), с. 506.
24 Е. Г. Уайт, Служение исцеления, с. 469.
25 Уильям Г. Джонсон, «Публиковать или беречь», Адвентистское обозрение, 9 июня 1983 г., с. 14.
26 Роберт Лемон (цит. по: Andrew McChesney, «With Goal of Repositioning Its Media, Adventist Church Overhauls North American Publishing Operations», Adventist Review, June 18, 2014, https://adventistreview.org/adventist-church-overhauls-u-s-publishing-operations/adventist-church-overhauls-north-american-publishing-operations/).
27 Актуальность не подразумевает отсутствия верности доктринальным истинам. Если применить размышления Алека Мойтера о проповеди к письменным материалам, то у каждого автора есть две обязанности: «Во-первых, перед истиной, а во-вторых, перед данной конкретной группой людей. Как им лучше всего услышать истину? Как нам сформировать и сформулировать ее так, чтобы она дошла до них в приемлемом виде, чтобы она была наиболее восприимчива и… чтобы избежать ненужной боли?» (цит. по Tim Keller, Preaching: Communicating Faith in an Age of Skepticism (New York: Viking Press, 2015), p. 21).
28 Курихара Кимиёси, «Японский рыбак, пойманный Иисусом», Адвентистская миссия, n.d., https://www.adventistmission.org/japanese-fisherman-caught-by-jesus (доступ получен 14 мая 2024 г.).
Сет Робертс родом из Сиднея, Австралия, сейчас он служит помощником директора отдела литературного служения в Мичиганской конференции адвентистов седьмого дня.
По материалам Adventist Review