Библейский подход
В Евангелии от Матфея 12:22-28 рассказывается о бесноватом, слепом и немом человеке, которого привели к Иисусу для исцеления. После того как Иисус исцелил человека, толпа задала вопрос: «Может быть, это Сын Давидов?». Люди еще не были убеждены в этом, но свидетельство исцеления заставило их задуматься над истиной об Иисусе. Вопрос толпы вызвал любопытство фарисеев. Отказываясь принять возможность того, что это действительно может быть Сын Давидов, фарисеи сказали: «Этот человек изгоняет бесов не иначе, как силою Вельзевула, властителя бесов». Фарисеи пытались дискредитировать идею о том, что Иисус — Сын Давидов, приписывая Его силу изгонять бесов сатане. Иисус, зная их мысли, ответил им: «Всякое царство, разделившееся само в себе, приходит в опустошение, и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит; а если сатана изгоняет сатану, то он разделился сам против себя. Как же устоит царство его?»
Ответ Иисуса в этой истории показывает опасность разделения, опасность поляризации. Иисус ясно сказал: царство, разделившееся само в себе, придет в запустение, и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит. Проще говоря, разделение не имеет силы! В книге «Желание веков» Эллен Г. Уайт рассказывает об этом библейском отрывке следующее: «Христос ясно сказал [фарисеям], что если кто добровольно отвергает Дух, утверждая, что Он исходит от сатаны, то тем самым лишает себя возможности общения с Господом»1.
Когда мы задумываемся о состоянии нашей церкви сегодня, становится очевидным, что одна из тактик врага — разрушить церковь через поляризацию. Существует так много разделений по различным вопросам. Рост поляризации отвлекает от конечной миссии церкви. В книге «Деяния апостолов» есть четкое заявление о работе Божьей церкви: «Церковь по замыслу Божьему призвана сотрудничать с Ним в деле спасения людей. Она создана для служения, и ее задача — нести Евангелие миру. Изначально план Господа заключался в том, чтобы Церковь отражала в мире Его полноту и совершенство. Членам ее, людям, которых Он вывел из тьмы в чудный Свой свет, надлежит являть Его славу. Церковь — хранительница сокровищ благодати Христовой, и через нее в конечном счете должна открыться даже “начальствам и властям на небесах” вся полнота любви Божьей».2 С таким важным мандатом не остается сомнений, почему дьявол сделал приоритетом нападение на церковь. Разделенная церковь практически не сможет выполнять работу, к которой Бог призвал нас в эти последние дни, и поэтому пасторам и членам церкви важно бороться с поляризацией в церкви.
Рост поляризации отвлекает от нашей конечной миссии.
Хотя Библия должна служить для нас главным руководством для определения основополагающих принципов по каждому вопросу, при рассмотрении влияния поляризации также важно учитывать влияние мировоззрения. Мировоззрение определяется как «всеобъемлющая система идей и взглядов на мир, себя и жизнь, система убеждений, система лично разработанных теорий о мире и о том, как он устроен, с ответами на широкий круг вопросов»3. Это определение учитывает не только убеждения и идеи, которые есть у человека, но и интерпретацию этих убеждений в окружающем нас мире. Для решения проблемы поляризации в Теле Христовом потребуется многогранный подход к пониманию Писания и мировоззрения с целью объединения под водительством Святого Духа. Если не бороться с поляризацией эффективно, она может усугубить непонимание, препятствовать желанию найти общий язык и помешать эффективному общению между членами, что приведет к дисфункциональной и непродуктивной церкви.
Ниже приведены 10 шагов, которые могут оказаться эффективными в борьбе с поляризацией в церкви, независимо от темы:
1. Молитва о единстве. Важно сделать тему поляризации предметом молитвы. Молиться именно о единстве и мудрости в церкви. Поощрять друг друга молиться друг за друга, особенно за тех, у кого разные взгляды на различные темы. Ефесянам 4:3 напоминает нам, что мы должны «прилагать все усилия к сохранению единства Духа в союзе мира» (NIV).
2. Поддержка основных христианских ценностей. Важно сосредоточиться на ключевых учениях Иисуса, таких как сострадание, любовь, служение и смирение. Мы должны помнить, что наша идентичность находится во Христе, а не в наших политических, экономических или социальных пристрастиях. Когда акцент делается на Христе, миссия церкви органично переходит в разряд приоритетных. Послание к Филиппийцам 4:8 напоминает нам о ценности такого фокуса: «Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте» (KJV).
3. Создание безопасного пространства для открытого диалога. Важно создать пространство, где можно открыто и уважительно обсуждать темы. Цель состоит в том, чтобы поощрять активное слушание и понимание, а не способствовать дискуссиям. Пастор или пресвитер церкви должен стремиться содействовать обсуждению вопросов, которые наиболее актуальны для прихожан. На этом форуме следует рассмотреть концепцию мировоззрения и то, как оно формирует наши убеждения и ценности.
4. Поощрение библейской грамотности. Важно поощрять совместное молитвенное изучение Слова Божьего, поскольку Библия должна быть нашим путеводителем по всем вопросам. Весь библейский канон должен быть использован для получения знаний. Как сказано в Исаии 28:10: «Ибо все заповедь на заповедь, заповедь на заповедь , правило на правило, правило на правило, тут немного и там немного». В своей книге «Каноническое богословие» Джон Пекхэм утверждает, что «каноническая „система“ выходит за пределы отдельных текстов и отрывков, рассматривая части в свете целого и целое в свете частей, не навязывая одно другому».4 Через намеренное изучение всего канона Святой Дух даст большее понимание тем.
5. Поощрение служения. Когда мы вместе работаем над достижением общей цели, это способствует формированию более глубокого чувства общности, общей миссии и цели, а также способствует легкому общению. Совместное служение создает более легкую платформу для обсуждения более сложных вопросов.
6. Подчеркивание общих позиций. Мы должны помогать друг другу находить точки соприкосновения. Независимо от темы, всегда найдутся общие точки соприкосновения. Различия обычно заключаются в подходе, но конечная цель часто бывает одинаковой. Когда больше внимания уделяется конечной цели, возможность единства возрастает, а ценности, ориентированные на Христа, становятся более выраженными.
7. Обучение по обсуждаемым темам. Многие церковные споры обусловлены мнениями, а не фактическими данными. Важно предоставлять фактические данные по обсуждаемой теме. Если тема носит политический характер, полезными могут оказаться беспристрастные образовательные занятия по политическим вопросам с христианской точки зрения. Это поможет понять различные точки зрения и принять взвешенное решение. Мы также должны понимать, что не каждое личное мнение или ценность должны быть возведены в закон. Бог ценит свободу воли, и христиане должны стремиться к тому, чтобы эта свобода была защищена.
8. Учить разрешать конфликты. Конфликт неизбежен везде, где есть люди. Целью должно быть не избегание конфликтов, а их разрешение. Обучая библейским принципам миротворчества и разрешения конфликтов, описанным в Евангелии от Матфея 18, мы будем более искусны в конструктивном разрешении разногласий.
9. Моделирование единства в руководстве. Есть цитата из стихотворения Эдгара Госта, которая гласит: «Я лучше увижу проповедь, чем услышу ее». Для пасторов и церковных лидеров важно не просто проповедовать принципы единства, но и воплощать их в жизнь. Кафедра не должна использоваться как платформа для проталкивания политических или религиозных программ, но должна быть сосредоточена на библейском учении и принципах, которые выходят за рамки полярных взглядов в обществе. Существует только один гарантированный метод достижения людей для Царства, и это метод Христа: «Лишь метод Христа принесет подлинный успех в проповедовании Божьей истины. Находясь среди людей, Спаситель общался с ними, желая им добра. Он проявлял к ним сочувствие. Он служил их нуждам и завоевывал их доверие. И только после этого Иисус говорил им: “Следуй за Мною”»5.
10. Признание разнообразия. Мы должны поощрять друг друга принимать и праздновать разнообразие внутри церкви как ее силу. Подход к различным точкам зрения с позиции единства будет способствовать более глубокому и богатому пониманию того, как достичь людей из всех слоев общества, а также улучшит наше личное понимание различных тем.
Поляризация в Теле Христовом — явление не новое. На протяжении всего Писания мы видим свидетельства разделения в церкви: племена в Ветхом Завете, конфликты внутри ранней церкви, различия между иудеями и язычниками, а также сегодняшние проблемы в нашей церкви. Хотя проблемы поляризации могут оставаться с нами до возвращения Иисуса, мы должны помнить, что существуют библейские принципы, которые помогут нам преодолеть разделение и сосредоточиться на великой Божьей цели — спасении душ.
Апостол Павел лучше всего выразил это в 1 Коринфянам 1:10: «Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно , и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях». Чтобы мы могли завершить работу, к которой призвал нас Бог, давайте воплотим в жизнь этот призыв к единству, чтобы мы отражали Божий идеал для Им назначенного служения на земле.
1 Эллен Г. Уайт, Желание веков (Mountain View, Calif.: Pacific Press Pub. Assn., 1898, 1940), с. 321, 322.
2 Эллен Г. Уайт, Деяния апостолов (Mountain View, Calif.: Pacific Press Pub. Assn., 1911), с. 9.
3 Б. Сану, «Влияние мировоззрения на богословскую и миссиологическую мысль и практику Церкви адвентистов седьмого дня», Журнал адвентистских миссионерских исследований, 11, № 2 (2015): 12-23.
4 Дж. Пекхэм, Каноническое богословие: The Biblical Canon, Sola Scriptura, and Theological Method (Grand Rapids: Eerdmans, 2016).
5 Ellen G. White, Служение исцеления (Mountain View, Calif.: Pacific Press Pub. Assn., 1905), p. 143.
Кристал Э. Уорд служит пастором в церкви адвентистов седьмого дня в Спенсервиле, Силвер-Спринг, штат Мэриленд.
По материалам Adventist Review