Развитие веры в чудеса
Мы столкнулись с ним в проходе хозяйственного магазина — не самое подходящее место для богословской дискуссии, но это место запомнилось мне с тех пор. Я был начинающим адвентистом и все еще пытался разобраться в послании для себя. Когда мы с другом набирали необходимые товары, мы заговорили с одним из покупателей о его церкви. Он поделился, что помогает миссионеру в другой стране, и начал рассказывать нам обо всех добрых делах. В заключение он сказал: «Мы знаем, что Бог использует его, потому что с ним происходят чудеса». Он сопротивлялся некоторым библейским текстам, которые бросали вызов некоторым его убеждениям, но в итоге пришел к выводу, что все дело в совершающихся чудесах. Будучи новым адвентистом, я задумался: являются ли чудеса свидетельством Божьего водительства и благословения? Являются ли знамения и чудеса свидетельством веры в Иисуса? Являются ли знамения и чудеса доказательством нашей веры сегодня?
Знамения Иисуса
Во время Своего земного служения Иисус совершил множество знамений, и очевидно, что они оказали большое влияние на людей Его времени. Иоанн пишет: «Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей. Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его.» (Иоанна 20:30, 31). Иоанн записывает эти знамения, чтобы привести читателя к более глубокому опыту — опыту, который должен выйти за пределы знамений и привести к вере.
Знамения, которые совершал Иисус, привлекали внимание. Они заставляли людей обратить внимание на этого смиренного Назарянина. Первым записанным знамением или чудом Иисуса было превращение воды в вино в Кане. Это знамение стало благословением для всей свадебной компании, но особенно для учеников. «И уверовали в Него ученики Его» (Иоанна 2:11). Свадебная компания, возможно, пила самый вкусный виноградный сок, который они когда-либо пробовали. Они могли слышать, что Иисус каким-то образом превратил обычную воду в вино, но именно ученики были по-настоящему благословлены. Они слышали, как мать Иисуса просила о помощи. Они видели, как Иисус наставлял слуг. Они видели кристально чистую воду в сосудах. Они видели, как слуги нерешительно черпали воду, чтобы отнести ее правителю пира. Они видели изумление слуг. Они попробовали воду, которая была когда-то водой, а теперь стала вином. Они осознали силу слова Иисуса и поверили.
Другие видели знамения Иисуса, но не поверили или поверили не сразу. Иудейские начальники в Иерусалиме спросили: «На это Иудеи сказали: каким знамением докажешь Ты нам, что [имеешь] [власть] так поступать?» (Иоанна 2:18). Иисус продемонстрировал знамение Своей Божественной власти, изгнав шумный рынок из священных пределов храма, но вожди не поверили. Они требовали знамения. Никодим увидел знамения Иисуса и признал, что «никто не может творить сих знамений, которые Ты творишь, если не будет с ним Бог» (Иоанна 3:2). Хотя Никодим стал сильным верующим, в то время он все еще боролся с неверием. Знамения Иисуса привлекали внимание. Никто не мог отрицать чудеса, которые творил Иисус, но требовалось нечто большее.
Истинная вера не требует условий. Истинная вера не требует знамений. Истинная вера не ставит предварительных условий. Истинная вера доверяет слову Иисуса, потому что мы знаем, что Он любит нас.
Более значимое знамение
Второе знамение, которое Иисус совершил в Галилее (Иоанна 4:54), гораздо глубже предыдущих. Когда Иисус снова был в Кане, один знатный человек из Капернаума совершил шестнадцатимильный подъем в Кану с бременем на сердце за своего сына, который был смертельно болен. Подойдя к Иисусу, «он умолял Его сойти и исцелить его сына» (Иоанна 4:47). Иудейский дворянин был наслышан о знамениях, которые совершал Иисус, и чувствовал, что чудесное исцеление Иисусом его сына — его единственная надежда. Он хотел, чтобы Иисус пришел немедленно, но Иисус не удовлетворил его просьбу. Иисус просто ответил: «вы не уверуете, если не увидите знамений и чудес» (Иоанна 4:48). Иисус не совершал чуда. Он стремился привести вельможу к более глубокому пониманию. «Но Он знал также, что отец в своем уме поставил условия относительно своей веры в Иисуса»[i] Иисус не исцелил сына дворянина. Почему? Потому что дворянин рассчитывал на чудо, которое произойдет с его сыном, прежде чем он поверит. «Если не исполнится прошение его, то он не примет Его как Мессию»[ii]. Дворянин не верил слову Иисуса, но ожидал, что знамение исполнится, прежде чем он поверит.
Слова Иисуса «если только не увидите знамений и чудес» показывают ограниченность сверхъестественных проявлений в истинной вере. У этого вельможи была определенная степень веры, ведь он проделал долгий путь, чтобы попросить Иисуса совершить чудо для его сына. Однако вера этого вельможи еще не дошла до того, чтобы принять и поверить в слово Иисуса без каких-либо внешних доказательств. Эта вера верит слову Иисуса еще до того, как будут приведены какие-либо доказательства. Это действительно более великое знамение, чем внешние знамения и чудеса. Дворянин превзошел гостей свадьбы в Кане и Никодима, но он еще не обрел истинной веры.
Дворянин страдал духовным недугом, как и многие в то время. Позже Иисус ответил толпе, следовавшей за Ним: «Вы ищете Меня не потому, что видели знамения, но потому, что ели от хлебов и насытились» (Иоанна 6:26). Они шли за Иисусом не потому, что знамения, которые Он совершал, привели их к истинной вере в Него как в своего Господа. Они следовали за Ним, потому что хотели получить пользу от чудес Иисуса. Позже в диалоге они продолжали просить новых знамений: «какое же Ты дашь знамение, чтобы мы увидели и поверили Тебе? что Ты делаешь?» (Иоанна 6:30). «Они [многие из иудейского народа] интересовались Иисусом из эгоистических побуждений. Они надеялись получить какую-то особую выгоду от Его силы, и они ставили свою веру на предоставление этой временной выгоды…»[iii] Они надеялись на временную выгоду, и это было их мотивом следовать за Иисусом. Дворянин желал исцеления своего сына и поставил свою веру в Иисуса в зависимость от удовлетворения своей просьбы.
Разве сегодня не происходит то же самое? «Но, подобно страдающему отцу, нас часто побуждает искать Иисуса желание какого-то земного блага; и, получив удовлетворение своей просьбы, мы полагаемся на Его любовь»[iv]. Желаем ли мы, чтобы наши молитвы были услышаны, чтобы мы „знали“, что Иисус слышит нас, любит нас и т. д.? Истинная вера не требует условий. Истинная вера не требует знака. Истинная вера не ставит предварительных условий. Истинная вера доверяет слову Иисуса, потому что мы знаем, что Он любит нас. Когда для веры выдвигаются предварительные условия, неважно, сколько этих условий будет выполнено, это не приведет к истинной вере. Истинная вера — это вера в слово Иисуса, потому что это Его слово.
Когда дворянин услышал слова Иисуса, что если не увидите «знамений и чудес, то ни за что не поверите», он был поражен до глубины души. Он осознал свое сомнение. Он понял, что Иисусу не нужно ничего ему доказывать. Он понял, что ему нужно верить Слову Иисуса, потому что это было Слово Иисуса. Он упал к ногам Иисуса с криком: «Господин, сойди, пока дитя мое не умерло!» (Иоанна 4:49). В отличие от предыдущих случаев, Иисус сразу же ответил: «Иди своей дорогой; твой сын жив» (Иоанна 4:50). Иисус знал, что этот вельможа перешел от условий своей веры, от желания временных благословений к доверию слову Иисуса. «И поверил человек слову, которое сказал ему Иисус, и пошел своею дорогою» (Иоанна 4:50). Дворянин пережил величайшее знамение — простое принятие слова Иисуса.
Обманчивые знамения и чудеса
Вера, которая опирается только на знамения и чудеса, не выдерживает испытания временем. Толпа, которая последовала за Иисусом, когда Он умножил хлебы и рыбы, «отошли от Него и уже не ходили с Ним» (Иоанна 6:66). Толпа, которая кричала: «Осанна Сыну Давидову!» (Матф. 21:9) во время триумфального входа Иисуса, через несколько дней кричала: «Да распнут Его» (Матф. 27:22). Иисус предупреждал: «Ибо восстанут лжехристы и лжепророки и явят великие знамения и чудеса, чтобы обольстить, если возможно, и избранных» (Мф. 24:24). Иисус — не единственный, кто может творить знамения и чудеса. Одной из отличительных черт событий последнего времени является то, что великие знамения будут совершаться агентами дьявола. Трижды в Откровении нас предупреждают, что те, кто находится в союзе с драконом, будут совершать великие знамения для обольщения (Откр. 13:13, 14; 16:13, 14; 19:20). Приближается время, когда наша вера будет испытана сильнее, чем мы можем себе представить сегодня.
«Последнее великое заблуждение скоро откроется перед нами. Антихрист совершит свои чудесные дела на наших глазах. Подделка будет так сильно напоминать истинную, что отличить их будет невозможно, кроме как по Священному Писанию. По их свидетельству должно быть проверено каждое утверждение и каждое чудо»[v] Испытание, которое выпало на долю дворянина, выпадет и на нашу долю. Он должен был довериться словам Иисуса, невзирая на свои предрассудки, рассуждения и чувства. В то время как дворянин должен был верить словам Иисуса, мы должны верить словам Иисуса, записанным в Писании. Наша единственная безопасность — полагаться на слова Писания, иначе мы собьемся с пути, как неверующие иудеи.
Мы должны не только полагаться на слова Писания, но и наполнять свой разум их истинами уже сегодня. «Никто, кроме тех, кто укрепил свой разум истинами Библии, не устоит в последнем великом конфликте»[vi]. Нам необходимо более глубокое изучение Слова Божьего. Слушать проповеди недостаточно. Наш разум должен быть укреплен индивидуальным изучением Слова Божьего. Если мы не хотим стать жертвой обманчивых знамений и чудес последних дней, Библия должна стать главным предметом нашего изучения. Знамения и чудеса будут являться во всей своей обманчивости. Мы будем испытаны до предела, но те, кто научился доверять словам Иисуса, устоят.
При словах Иисуса беспокойство дворянина ушло. Он поверил словам Иисуса и поступил в соответствии с ними. Вместо того чтобы спешить домой, чтобы убедиться в их истинности, он не спешил отправляться в путь. Ему не нужно было проверять слова Иисуса, его вера уловила обетование, и он знал, что раз Иисус сказал, значит, так оно и есть.
Этот урок дворянина относится и к нам. «Мы должны верить не потому, что видим или чувствуем, что Бог слышит нас. Мы должны доверять Его обещаниям»[vii]. Мы должны научиться доверять все свои силы Божьим обещаниям. Когда нас одолевают сомнения, когда страхи грозят захлестнуть нас, когда в голове возникают вопросы, давайте доверимся Слову Иисуса, потому что мы можем доверять Ему!
[i] Эллен Г. Уайт, «Желание веков» (Mountain View, Calif.: Pacific Press Pub. Assn., 1898), 198.
[ii] Там же, 198.
[iii] Там же, 198.
[iv] Там же, 200.
[v] Эллен Г. Уайт, Великая борьба (Mountain View, Calif.: Pacific Press Pub. Assn., 1911), 593.
[vi] Там же, 593-594.
[vii] Эллен Г. Уайт, «Желание веков» (Mountain View, Calif.: Pacific Press Pub. Assn., 1898), 200.
Коди Фрэнсис — руководитель пасторской ассоциации Мичиганской конференции адвентистов седьмого дня в Лансинге, штат Мичиган.
По материалам Adventist Review