Правила поведения в космическом конфликте
Рассказывают историю об очень богатом человеке, который отказался выделить средства на помощь тем, кому повезло меньше. Жители его города считали его жадным и эгоистичным. Но после его смерти их мнение об этом человеке полностью изменилось, когда стало известно содержание его завещания. В завещании содержится указание оставить все свое состояние бедным, а также объясняется, что он унаследовал свое богатство от родственника, который заставил его пообещать никогда не отдавать деньги другим при жизни и не разглашать это обязательство при жизни.1 Кроме того, в течение жизни он жил исключительно на самом необходимом, чтобы оставить нуждающимся как можно большую часть состояния. Эта дополнительная информация показала, что этот человек, отнюдь не жадный скупец, на самом деле был очень доброжелательным и щедрым.
В наши дни многие люди глубоко заблуждаются относительно характера Бога, особенно когда речь заходит о страданиях и трагедиях. В этой истории тоже есть нечто большее, чем кажется на первый взгляд. Даже если завещание богача изменило его восприятие, понимание того, что Бог открыл в Писании о космическом конфликте, проливает свет на Божий характер.
Ангел противостоял три недели
Яркий пример этого космического конфликта содержится в книге Даниила в главе 10, где Даниилу было открыто послание о «великом конфликте» (Дан. 10:1, NRSV). Сильно обеспокоенный, Даниил скорбел, постился и горячо молился «три полные недели» (стих 2)2.
По истечении этих трех недель Даниил увидел «великое видение» и погрузился в «глубокий сон» (стихи 8, 9). Затем рука коснулась Даниила, и он услышал слова: «Даниил, муж желаний! вникни в слова, которые я скажу тебе, и стань прямо на ноги твои; ибо к тебе я послан ныне… не бойся, Даниил; с первого дня, как ты расположил сердце твое, чтобы достигнуть разумения и смирить тебя пред Богом твоим, слова твои услышаны, и я пришел бы по словам твоим» (стихи 11, 12).
Обратите внимание, что слова Даниила были услышаны «с первого дня». Три недели назад. Почему этот ангел пришел к Даниилу только через три полных недели? На этот вопрос отвечает сам ангел: «Но князь царства Персидского противился мне двадцать один день», и ангел пришел только после того, как Михаил „пришел на помощь“ ему (стих 13)3.
Как такое возможно? Как ангел, посланный Богом, мог «противостоять» три недели?
Бог всемогущ (см., например, Иер. 32:17; Откр. 19:6) и поэтому обладал силой немедленно ответить на молитвы Даниила. Но здесь Божий ангел задерживается на целых три недели!
Этот случай представляет собой серьезный конфликт между силами света и тьмы. Однако для того, чтобы он произошел, Бог не должен использовать всю Свою силу. Врагу должна быть предоставлена некоторая подлинная свобода и власть действовать в рамках определенных параметров (или правил), известных обеим сторонам, которые Бог не может произвольно изменить или отменить.
Как я уже объяснял в предыдущей статье, этот космический конфликт между Царством Божьим и владениями тьмы дьявола не может быть конфликтом силы.4 Ни одно существо не может противостоять Богу на уровне силы. Этот конфликт должен быть другого рода.
Писание в другом месте определяет его как конфликт характеров, вызванный клеветническими обвинениями дьявола против Бога, которые он выдвигает в небесном суде (и за его пределами) как «обвинитель братьев наших, который обвиняет их пред Богом нашим день и ночь» (Откр. 12:10; ср. Быт. 3:1-5; Иов 1-2; Зах. 3:1, 2; Иуд. 9). Поскольку клеветнические обвинения не могут быть разрешены силой, Бог может эффективно ответить на них только демонстрацией, доказывающей их ложность. Такой конфликт возможен только в том случае, если Бог взял на себя обязательство действовать в рамках некоторых параметров, в которых Его Царству можно противостоять, которые я называю правилами ведения боя.
Врагу должна быть предоставлена подлинная свобода и власть действовать в рамках определенных параметров, известных обеим сторонам, которые Бог не вправе произвольно изменять или отменять.
Правила ведения войны
Идея о том, что Бог обязуется действовать в рамках определенных параметров (или «правил»), может показаться вам странной, но на самом деле это часто встречается в Писании.
Подумайте вот о чем. Дает ли Бог обещания? Конечно, дает. Неоднократно на протяжении всего Писания Бог дает обещания и заключает заветы со Своим народом, в которых указывает не только то, что Он ожидает от них, но и то, что Он Сам непременно сделает.
Нарушает ли Бог когда-нибудь Свои обещания? Никогда. На самом деле Писание учит, что Бог «не может отречься от Себя» (2 Тим. 2:13), что Он никогда не лжет (Тит. 1:2) и что Его обещания нерушимы (Евр. 6:17, 18; см. также Пс. 89:34).
Учитывая это, в той мере, в какой Бог дает обещание или берет на Себя обязательство (будь то формальный завет или иное), Бог тем самым морально ограничивает Свои будущие действия, чтобы они соответствовали тому, что Он обещал или взял на Себя обязательство.
Но зачем Богу вообще связывать Себя какими-либо подобными параметрами или «правилами», особенно в космическом конфликте?
Представьте, что я играю в настольную игру со своим сыном. Игра идет не по моему сценарию, и я решаю просто изменить ходы сына, чтобы выиграть. Подождите, мой сын, конечно же, будет протестовать, называя мои изменения несправедливыми! И он будет прав. Если бы я просто использовал свою силу, чтобы менять его ходы, когда захочу, чтобы иметь преимущество или побеждать на каждом шагу, у моего сына не было бы шансов на победу. Все соревнование было бы просто шарадой и показало бы, что я глубоко несправедлив.
Любая аналогия терпит крах. Но, по крайней мере, в некотором смысле эта аналогия может помочь нам увидеть, что может произойти, если Бог не предоставит врагу пространство для аргументации в космическом конфликте, чтобы победить утверждения дьявола наилучшим образом для всех существ во вселенной.
Как уже отмечалось, космический конфликт — это конфликт характеров, в котором дьявол выдвигает обвинения против Божьего характера и Божьего правления в небесном суде. И единственный способ эффективно противостоять таким обвинениям и победить их — это не сила, а демонстрация.
В этом контексте враг утверждает, что он мог бы доказать свою правоту против Божьего характера и Божьего правительства, если бы только ему дали такую возможность. Мы видим проблески этого утверждения во всем Писании, например, в книге Иова, когда сатана предстает перед небесным советом (см. Иов 1:6) и выдвигает клеветнические обвинения против праведного человека по имени Иов (стихи 9-11; Иов 2:4, 5). Обвиняя Иова в неправедности, сатана тем самым утверждает, что Бог — неправедный судья, ведь Бог уже объявил Иова «непорочным и праведным человеком, боящимся Бога и избегающим зла» (Иов 1:8; 2:3). Тогда сатана утверждает, что мог бы доказать свою правоту, если бы не тот факт, что Бог «оградил» Иова (Иов 1:10), указывая на некоторые параметры, или правила, ограничивающие действия дьявола5.
Это один из многих библейских примеров того, что я называю правилами ведения боя, некими параметрами, относящимися к судебному разбирательству в небесном совете, в рамках которого заклятому обвинителю сатане позволено вести свое космическое судебное дело против Божьей справедливости и любви. Поскольку Бог никогда не солжет и не нарушит данных Им обещаний или обязательств, будущие действия Бога ограничены (с моральной точки зрения) и должны соответствовать тем параметрам, на которые Он согласился в небесном суде. Соответственно, у дьявола есть реальная власть и юрисдикция, в рамках которой он действует в этом мире, и этот момент подчеркивается во всем Писании.
Например, искушая Иисуса в пустыне, дьявол показал Христу «все царства мира во мгновение ока» и сказал: «Всю власть сию дам Тебе, и славу их; ибо сие предано мне, и я даю ее, кому хочу. Итак, если Ты поклонишься предо Мною, то все будет Твое» (Лк. 4:5-7; см. также Мф. 8:29; 12:24-29; Откр. 12-13).6 Подобно этому, Сам Христос называет дьявола „князем мира сего“ (Ин. 12:31; 14:30; 16:11; ср. 2 Кор. 4:4; 1 Пет. 5:8), а Иоанн пишет, что «весь мир лежит под властью лукавого» (1 Иоан. 5:19; см. также Деян. 26:18; Еф. 6:11, 12).
Надежда в любви
Хотя остается еще много вопросов, это дает представление о том, почему зло иногда кажется необузданным в нашем мире. Этот мир выглядит как зона военных действий, потому что он таковым и является.
Люди часто спрашивают: «Почему Бог не предотвратил это злое событие?» Эта схема поддерживает следующий ответ: Он сделал бы это, если бы «мог».
Не поймите меня неправильно. Это не значит, что у Бога нет никакой силы. Скорее, этот ответ подчеркивает, что, поскольку Бог полностью добр (см. Втор. 32:4) и ненавидит зло больше, чем мы, Бог предотвратил бы любое злое событие, если бы «мог» это сделать, не отрицая Своей природы (2 Тим. 2:13), не нарушая Своих обещаний (Евр. 6:17, 18), не подрывая любовь и не приводя к худшему результату в целом (см., например, Рим. 8:18-20, 28, 37-39).
Хотя мы можем думать, что Богу следовало бы предпринять тот или иной вариант действий, насколько нам известно, с моральной точки зрения они были недоступны для Бога. Хотя Бог хочет предотвратить любое зло, в некоторых случаях это либо подорвало бы свободу воли (а значит, и саму любовь), либо противоречило бы правилам ведения войны, которым Бог обязался следовать в небесном суде, либо привело бы к большему злу или меньшему расцвету любви.
И снова наш мир выглядит как зона военных действий, потому что он таковым и является. Это не война за власть, а война за саму любовь. Благодаря действию Христа Бог нашел способ навсегда победить тьму без ущерба для добра и любви.
Эта космическая война не будет продолжаться вечно, и поэтому дьявол «знает, что ему осталось немного времени» (Откр. 12:12; см. также Рим. 16:20). Однажды Бог положит конец злу, страданиям и смерти раз и навсегда и сотрет всякую слезу (Откр. 21:4).
Что мы можем сделать в этой ситуации?
Во-первых, надеяться на то, что Бог есть любовь и что победа гарантирована. Христос обеспечил победу всем, кто верит в Него, через крест: «Ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией, которая во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 8:38, 39).
Во-вторых, распространяйте любовь и надежду среди других людей. Бог работает. Он призывает и вас трудиться. Многие вещи происходят не так, как хочет Бог. Он призывает нас с вами быть силой добра в этом мире. Поэтому вы призваны не только обрести надежду на истинного Царя, но и дать надежду кому-то другому, изменив к лучшему его жизнь сегодня — вопреки нынешней тьме, во имя истинного Царя.
1 Эта история адаптирована из книги Уильяма Абрахама «Откровение подтверждено» в книге «Божественное откровение», изд. Paul Avis (Grand Rapids: Eerdmans, 1997), p. 208.
2 О молитве посреди космического конфликта см. в John C. Peckham, Why We Pray: Understanding Prayer in the Context of Cosmic Conflict (Grand Rapids: Baker Academic, 2024).
3 Многие ученые считают, что этот «князь» Персии — демонический правитель, действующий за спиной человеческого правителя Персии (см. Дан. 10:20, 21). Например, Тремпер Лонгманн III, Даниил (Гранд-Рапидс: Зондерван, 1999), стр. 250. Однако даже если это был всего лишь человеческий правитель, Даниил 10 изображает Божьего ангела, работающего в пределах, которые удерживают его от ответа на молитву Даниила в течение 21 дня.
4 См. Джон Пекхэм, «Почему зло? Это сделал враг», Адвентистское обозрение, сентябрь 2024 г., с. 30-33.
5 Что касается истории Иова, см. John C. Peckham, Theodicy of Love: Cosmic Conflict and the Problem of Evil (Grand Rapids: Baker Academic, 2018), pp. 73-82, 94-100.
6 В Откровении 12-13 мы узнаем, что дракон (отождествляемый с дьяволом) — это правитель, стоящий за земными царствами и силами, которые действуют против Бога и Его народа (Откр. 13:2).
Джон Пекхэм — помощник редактора журнала Adventist Review и профессор-исследователь богословия и христианской философии в Университете Эндрюса.
По материалам Adventist Review