Навигация по опасностям поляризации
«Я хочу быть просто обычным человеком!» Так категорично заявила моя четырехлетняя племянница. Мы, ее дяди, богослов и врач, спросили о ее намерениях. Мы были ошеломлены. Разве ты не хочешь стать кем-то особенным, исключительным, лучшим в чем-то? Разве ты не должна хотя бы попытаться стать лучше своих сверстников? Просто обычность — это совершенно лишено нарциссизма!
Экстремизм становится мейнстримом
Дорогая племянница, наш мир, кажется, стремительно отдаляется от обыденности. Поляризация повсюду, особенно в политике и религии, происходит с поразительной скоростью и интенсивностью. Сдержанные люди, которые раньше способствовали стабильности благодаря готовности к диалогу, переговорам и компромиссам с ответственностью и уважением, становятся редкостью. То, что раньше было крайним и экстремальным, становится мейнстримом, и сильные противоборствующие течения уносят нас друг от друга. Настолько, что, хотя мы и занимаем одно и то же пространство, мы не живем в одной и той же реальности.
Стать экстремистом может показаться чем-то, что требует намерения и упорного труда, но это происходит довольно естественно. Многие без особых усилий впадают в экстремизм, и когда их подхватывает течение, оно может занести их очень далеко. По мере того, как они отдаляются от него, а противостоящее течение ослабевает, они, как правило, становятся более преданными и ревностными. Чем чище и неразбавленнее ваше течение, тем быстрее и глубже вас занесет в экстремизм. Чтобы не впасть в экстремизм, нужны намерения и усилия!
Какие бывают экстремисты
Существует множество видов экстремистов, но они удивительно похожи друг на друга. Они могут сильно отличаться по своим убеждениям и практикам, но их чувства, мысли, действия и отношения с другими людьми, а также их потребности и мотивы во многом схожи. Под поверхностью часто можно обнаружить желание утвердить чувство превосходства или убежать от чувства неполноценности. Это типичные проявления нарциссизма.
Экстремисты не признают, насколько мы все обычны и что мы можем иметь общность, несмотря на наши различия. Как правило, они считают других людей ниже себя, а разнообразие — угрозой своему существованию.
Жизнь экстремиста
Стать экстремистом легко, но жить им трудно. Они настолько узко определяют, как все должны думать и действовать, что никто не способен соответствовать им в полной мере. В расхождении между тем, что они провозглашают, за что выдают, и тем, чем они на самом деле являются, кроется беспокойство и стресс из-за того, что их могут обнаружить, и они лгут себе и другим, чтобы скрыть этот пробел. Они частично отрицают чувство вины и стыда за то, что они «фальшивые». Остальное они перекладывают на других. Они могут последовательно, без доказательств, обвинять других, особенно тех, кого они считают врагами, в тех «грехах», в которых виновны сами. Когда я сталкиваюсь с экстремистом, одержимым идеей о каком-то грехе или недостатке в других, я задаюсь вопросом, с чем он сам борется или что скрывает. Хотя они обычно критичны и суровы по отношению к любому человеку, иногда они невероятно терпимы к злодеяниям, совершенным их союзниками.
Дорогая племянница, как ты, наверное, уже поняла, психологически, морально и в плане отношений жизнь экстремистов весьма запутанна. Если ты хочешь мира, счастья и настоящей любви, лучше всего быть «обычной».
Стать экстремистом легко, но жить им трудно.
Самотест на экстремизм
Если вы хотите узнать, насколько вы «экстремальны», попробуйте пройти самотестирование на экстремизм.
С его помощью вы узнаете, насколько вы «экстремальны». Это те взгляды, убеждения и модели поведения, которые вам нужно культивировать, если вы хотите стать настоящим экстремистом. Помните, что на самом деле вы стремитесь к превосходству. Идеология вторична, она является средством достижения и демонстрации превосходства. У экстремистов иногда единственная видимая идеология — это «Я». Но, конечно, вы должны создать впечатление, что идеология — это то, ради чего все затевается. Такова была стратегия Люцифера на небесах, и она до сих пор работает на удивление хорошо.
Начинать следует с перечисленных характеристик, а затем шаг за шагом наращивать их. Если вы не заложите прочный фундамент, сделав первые шаги к экстремизму, то, скорее всего, не освоите и продвинутые. Но, как я уже говорил, многие из этих черт присущи нам как людям. Чем больше их у вас будет, тем легче будет развить остальные.
Самотестирование на экстремизм* (Ответьте Да или Нет)
— Менталитет «мы против них»: Часто ли вы мыслите категориями «мы» (люди, которые похожи на вас и разделяют ваши убеждения) и «они» (люди, которые не похожи на вас и не разделяют ваши убеждения)?
— Привлечение: Стремитесь ли вы активно распространять свои взгляды, убеждения и практику с целью заставить других принять их?
— Определенность: Вы предпочитаете ясность нюансам, быстро формируете твердые мнения и убеждения о большинстве вещей в жизни и уверенно относите их к хорошим или плохим, правильным или неправильным?
— Предвзятость подтверждения: Получаете ли вы информацию в основном из источников, которые поддерживают и укрепляют ваши убеждения или убеждения вашей группы?
— Догматизм: Считаете ли вы, что ваши взгляды и убеждения или взгляды вашей группы абсолютно и неоспоримо истинны?
— Изоляционизм: Избегаете ли вы общения с людьми или источниками информации, которые придерживаются иных убеждений и практик, чем вы или ваша группа, и отказываетесь ли от них?
— Мышление превосходства: Считаете ли вы, что вы или ваша группа лучше других благодаря тому, что вы есть, делаете или верите?
— Идентификация врага: Есть ли у вас четкое понимание того, кому внутри или вне вашей группы вы можете доверять, а кто представляет угрозу вашим интересам, убеждениям и существованию?
— Мышление заговорщика: Считаете ли вы, что определенные люди, группы или учреждения тайно и злонамеренно замышляют против вас, вашей группы или других людей?
— Пропаганда: Распространяете ли вы стратегически важную информацию о себе и своей группе с целью продвижения своих интересов, а не точного и правдивого отображения нюансов реальности?
— Обскурантизм: Вы игнорируете, отвергаете, скрываете или нападаете на информацию, которая опровергает ваши убеждения или критикует ваши действия?
— Дегуманизация: Считаете ли вы тех, кто существенно отличается от вас или вашей группы, людьми с низкими способностями и достоинствами или изначально злыми?
— Газлайтинг: Вы намеренно пытаетесь заставить людей не доверять своим чувствам, разуму и воспоминаниям, если они противоречат той версии реальности, которую вы предпочитаете, чтобы они имели и в которую верили?
— Авторитаризм: если у вас есть власть, готовы ли вы навязать свою волю в ущерб интересам и свободам тех, кто значительно отличается от вас своими взглядами, убеждениями или практикой?
Подсчет баллов (всего)
Оценка 2 или менее «Да»: Низкий риск; скорее всего, вы будете терпимы к различным точкам зрения и взглядам.
3-4 «Да»: Умеренный риск; стоит задуматься о сбалансированности и открытости ваших убеждений и взаимодействий.
5-7 «Да»: Высокий риск; значительный потенциал экстремистских тенденций. Глубоко задумайтесь и обратитесь за помощью к специалистам.
8 и более «Да»: Очень высокий риск; сильные признаки экстремистского мышления. Крайне важно обратиться за профессиональной помощью и ознакомиться с более широким кругом точек зрения.
К чему приводит экстремизм
История учит нас тому, к чему приводит экстремизм. Экстремисты, политические или религиозные, выращивают плоды на одном и том же старом дереве. В конечном счете они гниют, пока созревают. То, что Павел назвал «делами плоти» (Гал 5:19 ESV), часто встречается у экстремистов: «блуд, моральная нечистота, необузданность в поведении, идолопоклонство, волшебство, вражда, ссоры, споры, вспышки ярости, своекорыстие, разлады, собирание своих партий, зависть, пьянство, разнузданные пиршества и подобное тому» (Гал 5:19-21 ИПБ). Поскольку существует множество видов экстремистов, вы вряд ли найдете все грехи, представленные в каждом экстремисте, но, созревая, экстремизм редко не раскрывает свои грехи. Иисус сказал, что «плохое дерево приносит плохие плоды… и плохое дерево не может приносить хороших плодов» (Матф. 7:17-18 NKJV). Если плоды плохие, мы знаем, что дерево плохое.
К чему приводит обыденность
Дорогая племянница, если ты будешь оставаться простой, смиренной и честной, Дух будет с тобой и в тебе. Тогда твои плоды вырастут на другом дереве. В Послании к Галатам Павел перечислил плоды с дерева Духа: «любовь, радость, мир, долготерпение, щедрость, доброта, верность, кротость, самообладание» (Гал 5:22-23 ИПБ). Я радуюсь, видя, как эти добрые плоды растут в твоей жизни спустя более десяти лет после того разговора «Я хочу быть просто обычным человеком».
Предотвращение экстремизма
И, дорогой читатель, если ты потерял аппетит к экстремизму и хочешь предотвратить его в себе и своей группе, то прислушайся к совету Духа: «е делайте ничего из духа соперничества или тщеславия, но в смирении каждый почитай другого выше себя» (Фил 2:3 ИПБ). То, к чему здесь призывает Павел, противостоит любым экстремистским взглядам на превосходство. Не существует превосходства пола, расы, нации, религии или чего-либо еще. Один человек никогда не имеет права утверждать свое превосходство над другим.
Христос пришел как слуга всех, а не как правитель. Когда ученики заспорили о том, кто из них больше, Он обличил их, сказав: «Я же между вами, как служащий» (Луки 22:27 NKJV). Тот, Кто был выше нас, занял положение ниже нас, чтобы быть с нами, как один из нас. Это и есть воплощение. «И на всё это у вас должен быть тот же взгляд, что и у Христа Иисуса: Он, по самой природе Своей Богом будучи, за это Свое равенство Богу не держался, Божественностью Своей поступился и принял образ раба, уподобившись смертному человеку. И по виду Своему признанный всеми за человека» (Фил 2:5-7, ИПБ).
Насколько же он отличается от Люцифера, который говорил: «поднимусь в заоблачную высь, уподоблюсь Всевышнему!» (Ис. 14:13 ИПБ). Но судьба дьявола — это судьба каждого приверженца превосходства: «Но ты низвергнут в Шеол, в земные глубины!» (Ис. 14:14 ИПБ).
Если вы хотите быть экстремистом, станьте как дьявол. Если вы хотите быть похожими на Христа, пусть экстремизм будет далеко от вас. Перед Богом мы все одинаковы. Нет никого и ничего высшего, кроме Бога; поэтому экстремизму нет оправдания».
*Этот самотест прошел рецензирование, но не получил научного подтверждения.
Торбен Бергланд, доктор медицинских наук, психиатр и помощник директора отдела медицинского служения Генеральной конференции.
По материалам Adventist Review