Важная истина, которую мы должны всегда помнить.
Мне нужна вера, чтобы верить, что Иисус придет на облаках с неба. Мне нужна вера, чтобы верить, что мертвые воскреснут. Мне нужна вера, чтобы верить, что «Бог небесный установит царство, которое никогда не разрушится» (Дан. 2:44). Но мне не нужна вера, чтобы верить в роль Рима, папского Рима, как первого зверя в Откровении 13.
Вы шутите? То же самое пророчество, которое предсказывает будущее пришествие Божьего «Царства, которое никогда не разрушится», является одним из пророчеств, уже показавших нам роль Рима в последние дни.
Даниила 2, 7 и 8 главы
Во 2 главе Даниила некая власть возникает после Древней Греции и, хотя и меняет форму, существует до тех пор, пока не будет уничтожена сверхъестественным образом в конце времен. В 7 главе книги Даниила некая власть возникает после Древней Греции, власть гонителей и богохульников, власть, которая будет думать об изменении времен и законов (Дан. 7:25), и, хотя она меняет форму, эта же власть существует до сверхъестественного уничтожения в конце времен. В 8 главе Даниила после Древней Греции возникает некая власть, преследующая и богохульная, которая существует до тех пор, пока не будет уничтожена сверхъестественным образом в конце времен (Дан. 8:17, 19).
Какая сила возникает после Древней Греции, преследующая и богохульная, которая существует до конца времен? Это исключительно, только и полностью Рим, держава, которая уже в начале Нового Завета торжественно заявила о себе. «И было в те дни, что вышел указ от кесаря Августа, сделать перепись по всей земле» (Лк. 2:1).
Затем эта же сила, которая, как трижды показывает Даниил, будет существовать до конца мира, снова появляется, но теперь уже в Откровении 13:1-10, где она изображается образами прямо из Даниила 2, 7, 8 глав — глав, которые безошибочно указывают на ее появление в истории. И все ее появление в Откровении — это контекст преследования за поклонение Творцу или «образу зверя» (Откр. 13:15).
Кем же еще может быть этот зверь, имеющий смертельную рану, которая исцеляется (Откр. 13:3), как не Римом — теперь уже в папской фазе?
Вместо Христа
Представьте себе, если бы Генеральная конференция адвентистов седьмого дня заявила, что она, и только она, обладает всеми достоинствами Христа, и что если вы хотите спастись, то вам нужно пройти через институт самой церкви. То есть, поскольку только церковь обладает этими заслугами, только она может дать их вам. Вы можете обрести спасение, но только через нее, через саму церковь. Другими словами, то, что, как мы знаем, мы получаем лично, через веру в Иисуса, Рим утверждает, что приходит через нее, Римско-католическую церковь.
Если бы Генеральная конференция адвентистов седьмого дня заявила о своей прерогативе, что мы обретаем спасение только через нее, мы были бы потрясены, и вполне справедливо. Однако именно так поступает Рим, тот самый Рим, который некоторые апологеты среди нас так охотно защищают, даже утверждая, что между нами есть «общие черты».
Антихрист означает не только «против Христа», но и «вместо Христа», и сам папский Рим, заявляя о себе, ставит себя на место Христа. Неудивительно, что на протяжении веков протестантская Реформация подпитывалась неприятием этого богохульства и отступничества. И только потому, что большая часть протестантизма утратила свой пророческий путь (сосредоточившись на войнах на Ближнем Востоке), эта основополагающая истина, стоившая жизни несметному числу людей, сегодня практически забыта.
Даже среди некоторых из нас. Один адвентистский апологет Рима, настолько далекий от понимания того, чему учим мы, или чему учит Рим, или и то, и другое, недавно говорил о том, что адвентисты и католики разделяют одну и ту же миссию «проповеди Евангелия». Проповедовать Евангелие? То, что проповедует антихрист, не является Евангелием.
Эллен Уайт
Далее, критики среди нас утверждают, что наша позиция в отношении Рима основана на Эллен Уайт, в частности на «Великой борьбе». Они ведут себя так, будто она сама создала эту концепцию и что мы придерживаемся ее только благодаря ей.
Да ладно! Почти все протестанты на протяжении веков придерживались такого взгляда на Рим, включая ранних адвентистов, которые верили в это задолго до того, как она написала «Великую борьбу». Какой бы пророческий свет Господь ни дал ей об истории церкви и Рима, который она изложила в книге, он просто дополнил то, во что адвентистская церковь уже верила о Риме и событиях последних дней.
Наше пророческое послание о Риме и начертании зверя не было творением Эллен Уайт, также как и наше богословие о субботе или состоянии мертвых.
Это важная истина, которую мы должны всегда помнить.
Как бы то ни было, мы не можем провозглашать послания трех ангелов, не предупреждая о Риме.
Враждебность к римским католикам
На протяжении многих лет, но даже в последнее время, утверждается, что мы, адвентисты, «враждебно» относимся к римо-католикам или что мы даже «ненавидим» их. Это напоминает мне набивший оскомину вопрос: «Ты уже перестал бить свою жену?».
Здесь действует тот же принцип. За 45 лет работы в Церкви адвентистов седьмого дня я ни разу не встречал ничего, что могло бы вызвать враждебное отношение к отдельным римо-католикам. Даже когда пасторы проповедуют (а это уже редкость) о Риме, я никогда не слышал, чтобы они пропагандировали какую-либо враждебность к тем, кто находится в Римско-католической церкви. Я дружил со многими римо-католиками, и мои богословские убеждения относительно их церкви никогда не влияли на мое отношение к ним так же, как мои убеждения относительно других церквей влияли на людей в этих церквях. Пророчества о Риме не имели и не имеют никакого значения для моего личного отношения к римским католикам, и я подозреваю, что так обстоит дело и с подавляющим большинством адвентистов седьмого дня.
В 1980 году я слушал серию проповедей адвентистского евангелиста по имени Джери Уэбб, проповеди которого побудили меня присоединиться к церкви. Говоря о Риме в пророчестве, пастор Уэбб сказал что-то вроде: «Я не хочу никого оскорбить или обидеть». Затем я помню, как он сказал: «Я особенно не хочу никого обидеть». Его деликатность произвела на меня большое впечатление, и она отражает то, как наши евангелисты так часто обращаются с этой темой на публичных собраниях.
Поэтому утверждение о том, что мы враждебно относимся к римским католикам, так же ложно, как и вся остальная полемика тех, кто хочет увести нас от вестей трех ангелов.
Весть трех ангелов
И вот в чем, собственно, загвоздка. Мы призваны провозглашать послания трех ангелов из Откровения 14:6-12, которые предостерегают от начертания зверя. А поскольку зверь — это Рим, мы не можем быть верны тому, что призваны провозглашать, не предупреждая о звере, Риме.
Но не верьте мне на слово. Или адвентистской церкви. Или Эллен Уайт. Поверьте Писанию. Прочитайте вторую главу Даниила, где одна власть возникает после Древней Греции и существует до конца света, когда она будет сверхъестественным образом уничтожена. То же самое в 7-й главе Даниила: одна власть возникает после Древней Греции и существует до сверхъестественного уничтожения в конце света. В Даниила 8 главе, даже после того, как сама Греция названа по имени (Дан. 8:21), после нее возникает одна власть, преследующая и богохульная, которая будет сверхъестественно уничтожена в конце. Сколько веры вам нужно, чтобы увидеть все это? Большая часть этого уже в прошлом.
И эта же сила вновь появляется, теперь уже в Откровении 13, в виде первого зверя. Нравится нам это или нет, но этот первый зверь — Рим. И, нравится нам это или нет, мы не можем провозглашать послания трех ангелов, не предупреждая о нем.
Клиффорд Голдштейн — редактор пособия по изучению Библии для взрослых. Его последняя книга — «Адвентистское путешествие» (An Adventist Journey), опубликованная издательской ассоциацией Интерамериканского дивизиона (IADPA).
По материалам Adventist Review